Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 15.09.2011 по делу N 33-1581
Иск о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в неутверждении лесохозяйственного регламента и плана тушения лесных пожаров в лесах, удовлетворен правомерно, так как вопросы организации мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности муниципального района, относятся к компетенции муниципального района.


Кассационное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 15.09.2011 по делу N 33-1581
Иск о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в неутверждении лесохозяйственного регламента и плана тушения лесных пожаров в лесах, удовлетворен правомерно, так как вопросы организации мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности муниципального района, относятся к компетенции муниципального района.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу N 33-1581
Судья: Халиулин А.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Семенова П.В.,
судей Попова Г.В. и Соснина А.Е.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года, по которому постановлено иск Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" Республики Марий Эл, выразившееся в не утверждении регламента и плана тушения лесных пожаров в лесах, принадлежащих муниципальному образованию "Горномарийский муниципальный район". Обязать администрацию муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" Республики Марий Эл разработать и утвердить лесохозяйственный регламент и план тушения лесных пожаров в лесах, принадлежащих муниципальному образованию "Горномарийский муниципальный район".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
установила:
Горномарийский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" (далее-администрация МО "Горномарийский муниципальный район"), просил признать незаконным бездействие администрации МО "Горномарийский муниципальный район", выразившееся в не утверждении лесохозяйственного регламента и плана тушения лесных пожаров в лесах, принадлежащих МО "Горномарийский муниципальный район" и обязать ответчика разработать и утвердить лесохозяйственный регламент и план тушения лесных пожаров в лесах, принадлежащих МО "Горномарийский муниципальный район". В обоснование требования указано, что в собственности МО "Горномарийский муниципальный район" находятся 186 земельных участков, расположенных на территории Горномарийского муниципального района, и отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для размещения лесного участка, которые покрыты лесами. В ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено нарушение лесного законодательства администрацией МО "Горномарийский муниципальный район". В нарушение требований, установленных ст. ст. 19, 53, 84 Лесного кодекса РФ, администрацией МО "Горномарийский муниципальный район" не разработаны и не утверждены лесохозяйственный регламент и план тушения лесных пожаров в лесах принадлежащих МО "Горномарийский муниципальный район". В феврале 2011 года в адрес главы администрации МО "Горномарийский муниципальный район" вносилось представление об устранении допущенных нарушений, однако нарушения устранены не были. Указывает, что непринятие ответчиком мер по устранению выявленных нарушений в условиях пожароопасной обстановки в лесах создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу жителей населенных пунктов, расположенных рядом с лесными массивами, в случае возникновения пожара.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация МО "Горномарийский муниципальный район" просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор, участвовавший в деле, приводит доводы в поддержку принятого решения, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрация МО "Горномарийский муниципальный район" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено своевременно, о чем имеются сведения в деле, в установленном порядке о необходимости обеспечения участия своего представителя в судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы судебную коллегию не уведомило. В связи с этим судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО "Горномарийский муниципальный район" на основании ст. 354 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав прокурора Полозову Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности МО "Горномарийский муниципальный район" находятся 186 земельных участков, расположенных на территории Горномарийского муниципального района и отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для размещения лесного участка, которые покрыты лесами, общая площадь которых составляет 26840137 кв. м.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов и организация мер пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 3 части 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ определено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
Поскольку ответчиком мер пожарной безопасности в лесах на территории муниципального района, предусмотренных ст. 53 Лесного кодекса РФ, не принималось, суд первой инстанции правомерно возложил на него обязанность по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента и плана тушения лесных пожаров в лесах, принадлежащих муниципальному образованию "Горномарийский муниципальный район".
Довод жалобы о том, что на администрацию муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" не может быть возложена обязанность по разработке лесохозяйственного регламента и плана тушения лесных пожаров в лесах в силу того, что охрана, защита, воспроизводство лесов отнесены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, не влечет отмены постановленного решения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
С учетом того, что вышеуказанные земельные участки, покрытые лесами, расположены на территории Горномарийского муниципального района и находятся в собственности МО "Горномарийский муниципальный район", вопросы организации мер пожарной безопасности в таких лесах относятся к компетенции муниципального района.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
П.В.СЕМЕНОВ
Судьи
Г.В.ПОПОВ
А.Е.СОСНИН