Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 09.12.2013 по делу N 33-14911/2013
Иск о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации детского сада удовлетворен правомерно, так как нарушаются права неопределенного круга граждан, находящихся в здании детского сада, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 09.12.2013 по делу N 33-14911/2013
Иск о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации детского сада удовлетворен правомерно, так как нарушаются права неопределенного круга граждан, находящихся в здании детского сада, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. по делу N 33-14911/2013
Судья: Морозов В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Д.Н. Горшунова, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Кировского районного суда города Казани от 23 июля 2013 года, которым постановлено:
заявление прокурора Кировского района города Казани удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани, в т.ч.:
- не допускать применения материалов с высокой пожарной опасностью для покрытия стен в лестничных клетках (бумажные обои) (допущено применение материалов с высокой пожарной опасностью для покрытия пола, коридоров, лестничных клеток (линолеум);
- помещение электрощитовой, прачечной выгородить от общего коридора противопожарными перегородками 1-го типа с пределом огнестойкости не ниже EI 45;
- здание отдельно стоящих кирпичных складов оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС);
- здание оборудовать современными средствами пожарной автоматики на базе оборудования с программным обеспечением ПАК "Стрелец-Мониторинг", позволяющими обнаруживать признаки пожара на ранней стадии и дублировать сигналы от противопожарных систем на пульты подразделений пожарной охраны, с целью более оперативного реагирования на возможные возгорания;
- здание садика оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС);
- здания оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) II-типа;
- провести огнезащитную пропитку деревянных конструкций кровли в отдельно стоящих кирпичных складах;
- не допускать применение материалов с высокой пожарной опасностью для покрытия пола в помещении музыкального зала (линолеум).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Х. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани Ш., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Кировского района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (далее - МБДОУ) "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ИК МО г. Казани), Министерству образования и науки Республики Татарстан о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации детского сада N 321 Кировского района города Казани.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации дошкольных образовательных учреждений Кировского района города Казани. Проверкой установлено, что эксплуатация и содержание МБДОУ "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани осуществляется с грубыми нарушениями законодательства о пожарной безопасности.
Отсутствие должных мер по противопожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель ответчика МБДОУ "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани с заявлением согласилась.
Ответчики ИК МО г. Казани и Министерство образования и науки Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
Отдел надзорной деятельности по городу Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан своего представителя в суд не направил.
Решением суда требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ИК МО г. Казани просит решение суда отменить. Указывает, что в соответствии с Республиканской целевой программой по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2011 года N 1043, установка систем автоматической пожарной сигнализации входит в перечень мероприятий, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в смете расходов министерств и ведомств. В связи с изложенным расходы на осуществление данных мероприятий в местном бюджете не предусмотрены. Кроме того, приводит доводы о том, что ИК МО г. Казани не должен отвечать по обязательствам бюджетного учреждения. Полагает, что решение суда вынуждает орган местного самоуправления и дошкольное образовательное учреждение нарушить положения Бюджетного кодекса.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Положениями статей 1, 3 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, предусмотрено, что данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Кировского района города Казани проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации дошкольных образовательных учреждений Кировского района города Казани. Проверкой установлено, что эксплуатация и содержание МБДОУ "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани осуществляется с грубыми нарушениями законодательства о пожарной безопасности, что нарушает права неопределенного круга граждан, находящихся в здании детского сада на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
В силу действующего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции пункта 1 части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на МБДОУ "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания дошкольного образовательного учреждения.
Согласно Уставу МБДОУ "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани дошкольное образовательное учреждение является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств, бюджета муниципального образования города Казани. Учредителем учреждения является муниципальное образование город Казань.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а не Закона РФ "Об образовании".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания дошкольного образовательного учреждения как на МБДОУ "Детский сад N 321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района города Казани, так и на администрацию муниципального образования, которое обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на своевременное предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, на своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц, и в первую очередь детьми, признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.
Осуществленная безопасность - это реализованность содержания конституционных и иных законных прав, свобод, интересов человека и гражданина, включающих присущее их содержанию "совокупное право на безопасность" (на виды безопасности, безопасность их обеспечения, безопасный результат и его безопасность), посредством которой (безопасности личности) обеспечиваются в конечном счете интересы гражданского общества, правового государства или виды национальной безопасности.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие расходов на осуществление данных мероприятий в местном бюджете не является основанием для отмены судебного решения и не освобождает исполнительный орган от исполнения обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания дошкольного образовательного учреждения.
Ссылка в апелляционной жалобе на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку в настоящем споре обязанность ИК МО г. Казани возникла не по обязательствам бюджетного учреждения.
Стоит также отметить, что заявленные прокурором требования не влекут прямого вмешательства в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе и бюджетного финансирования.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Казани от 23 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.