Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 04.09.2013 по делу N 33-9975/2013
Иск об обязании устранить нарушения, обеспечить финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворен, так как в результате проверки соблюдения правил пожарной безопасности выявлено, что меры к обеспечению противопожарного состояния учреждения не принимаются, здание эксплуатируется с нарушением правил пожарной безопасности; доказательств предоставления субсидий непосредственно в целях обеспечения выполнения требований пожарной безопасности не представлено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 04.09.2013 по делу N 33-9975/2013
Иск об обязании устранить нарушения, обеспечить финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворен, так как в результате проверки соблюдения правил пожарной безопасности выявлено, что меры к обеспечению противопожарного состояния учреждения не принимаются, здание эксплуатируется с нарушением правил пожарной безопасности; доказательств предоставления субсидий непосредственно в целях обеспечения выполнения требований пожарной безопасности не представлено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N 33-9975/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайнуллиной Г.К.
судей Нурисламовой Э.Р.
Фахретдиновой Р.Ф.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора... в порядке
ст. 45 ГПК РФ к ГАУ, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об обязании устранить выявленные нарушения
по апелляционным жалобам Министерства труда и социальной защиты населении Республики Башкортостан и ГАУ от дата, которым постановлено:
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить достаточное финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГАУ
Обязать ГАУ" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, установить в соответствии с
ГОСТ Р 12.2.143-2009 фотолюминесцентную эвакуационную систему в здании ГАУ, обязав их исполнить решение суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор... в порядке
ст. 45 ГПК РФ обратился в суд к ГАУ, Минтруда РБ с иском об обязании устранить выявленные нарушения, в котором после уточнения требований просил обязать Минтруд РБ обеспечить достаточное финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГАУ обязать ГАУ устранить выявленные нарушения, а именно: установить в соответствии с
ГОСТ Р 12.2.143-2009 фотолюминесцентную эвакуационную систему в здании ГАУ с установлением срока в течение 1 месяца со дня вступления в силу судебного решения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой... совместно с отделом государственного пожарного надзора... на основании задания прокуратуры... проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в ГАУ, в ходе которой выявлено, что меры к обеспечению противопожарного состояния данного учреждения не принимаются, здание эксплуатируется с нарушением правил пожарной безопасности, в частности, с нарушением требований к
знакам пожарной безопасности, в том числе эвакуации, установленных
ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе Минтруд РБ просит его отменить, ссылаясь на то, что предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнение государственного задания для ГАУ осуществляется на основании заявок на выделение денежных средств, которых в дата от последнего не поступило, что наряду с финансовым обеспечением в дата на сумму... и планом приносящей доход деятельности на сумму... свидетельствует о наличии достаточных средств на устранение нарушений правил пожарной безопасности.
Апелляционная жалоба также содержит указание на отсутствие надлежащего извещения Минтруда РБ о рассмотрении дела на дата, что повлекло нарушение их прав.
В свою очередь, в апелляционной жалобе ГАУ также просит отменить решение суда от дата, приводя в обоснование довод о том, что в соответствии с Федеральным
законом "О пожарной безопасности", Федеральным
законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) положения
ГОСТ Р 12.2.143-2009 не являются обязательными для исполнения, поскольку установлены для добровольного применения. В дополнении к апелляционной жалобе ГАУ приводит также довод о не привлечении в участию в деле в качестве ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, которое в соответствии с уставом осуществляет функции и полномочия собственника имущества ГАУ
Судебная коллегия установив, что судом первой инстанции дата дело было рассмотрено в отсутствие Минтруда РБ, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также без привлечения к участию в деле Минземимущества РБ, дата перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 ГПК РФ, а также привлекла Минземимущество РБ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции участвовал прокурор, который поддержал исковые требования.
Ответчики ГАУ Минтруд РБ, третье лицо Минземимущество РБ, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание явились, в иске просили отказать.
Третье лицо отдел надзорной деятельности... Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в котором также подтверждали свою позицию о необходимости выполнения требований
ГОСТ Р 12.2.143-2009.
При рассмотрении дела по существу, в заседании суда апелляционной инстанции прокурор исковые требования поддержал.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы ответчиков, отраженные в апелляционных жалобах, доводы третьего лица, отраженные в отзыве на исковое заявление, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года
N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу положений
ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии со
ст. 113 ГПК РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Согласно
ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Из материалов дела следует, что ответчик Минтруд РБ в судебном заседании суда первой инстанции дата участия не принимал, не было в соответствии с положениями
ст. ст. 113,
116 ГПК РФ надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, сведений о вручении судебного извещения указанному лицу не имеется.
Таким образом, суд при отсутствии сведений о надлежащем извещении Минтруда РБ, в нарушение
ч. 2 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие, лишив возможности реализовать свои права, предусмотренные
ст. 35 ГПК РФ.
Из материалов дела также следует, что полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за ГАУ осуществляет Минземимущество РБ, которое не привлечено к участию в деле.
Согласно
п. п. 2,
4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании изложенного, решение суда нельзя признать законным, и оно подлежит отмене.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с
ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Исходя из положений
ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Как установлено и подтверждается материалами дела дата составлен акт проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в здании ГАУ, в ходе которого выявлено не соответствие
знаков пожарной безопасности, в том числе эвакуации, требованиям
ГОСТ Р 12.2.143-2009 (л.д. N...).
Указанное нарушение выявлялось также в ходе проверок ГАУ отделом государственного пожарного надзора... ГУ МЧС России по РБ в дата и дата, об устранении которого указывалось в п. 13 предписания от дата N... (л.д. N...), в п. 1 предписания от дата N... (л.д. N...).
ГАУ обращалось письмом от дата N... к первому заместителю министра труда и социальной защиты населения о необходимости финансовых затрат в сумме... для устранения несоответствия
знаков пожарной безопасности на путях эвакуации требованиям
ГОСТ Р 12.2.143-2009 (л.д. N...). Суду первой инстанции представлены копии запросов ГАУ на финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в дата, в том числе по несоответствующим
ГОСТ Р 12.2.143-2009 знакам пожарной безопасности, отправленные дата (л.д. N...).
Кроме того, ответчиком в суд апелляционной инстанции представлена справка, выданная директору ГАУ, о том, что по пунктам предписаний, выданных в дата "Знаки и планы эвакуации не соответствуют
ГОСТ Р 12.2.143-2009" выявлено частичное невыполнение.
Ответчиком ГАУ в суде апелляционной инстанции, а также в апелляционной жалобе заявлено о необязательном характере требований
ГОСТ Р 12.2.143-2009, так как в соответствии со
ст. 15 Федерального закона "О техническом регулировании" национальные стандарты применяются на добровольной основе, а требования к фотолюминесцентным знакам безопасности не распространяются на планы (схемы) эвакуации.
В целях реализации Федерального
закона "О пожарной безопасности" Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В соответствии с
п. 1 ППБ 01-03 данные
Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу
п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Требования пожарной безопасности также содержатся в
Нормах пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования, утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 24 июля 1997 года N 46 (НПБ 160-97), которые распространяются на сигнальные цвета и
знаки пожарной безопасности, которые предназначены для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара и (или) выполнения им определенных действий при пожаре для обеспечения собственной безопасности и снижения размера потерь от пожара.
В соответствии с
п. 1.1 НПБ 160-97 применение сигнальных цветов и
знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения
знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществляться в соответствии с настоящими
нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России.
В соответствии с
таблицей 3 к НПБ 160-97 регламентированы смысловое значение, внешний вид и порядок применения
знаков пожарной безопасности, в том числе для использования на путях эвакуации.
Обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности установлены также в Федеральном
законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в том числе, требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.
Согласно
п. 1 ст. 84 вышеуказанного федерального закона оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться, в том числе размещением и обеспечением освещения
знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени и иными способами, обеспечивающими эвакуацию.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 304-р утвержден
перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в который включен
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля".
Судебная коллегия находит, что указанными правовыми нормами в их совокупности в силу прямого указания установлена необходимость применения и исполнения
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля". Исходя из наличия предписаний в 2011 и 2012 году судебная коллегия усматривает, что выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения
знаков пожарной безопасности, в том числе на путях эвакуации, согласованным, как установлено
п. 1.1 НПБ 160-97, не является.
Таким образом, исковые требования прокурора об обязании ГАУ установить в соответствии с
ГОСТ Р 12.2.143-2009 фотолюминесцентную эвакуационную систему, что включает
знаки пожарной безопасности, в том числе размещенные на пути эвакуации, подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования об обязании Минтруда РБ обеспечить достаточное финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГАУ судебная коллегия исходит из постановления Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2012 года N 14 "О порядке предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) и на иные цели".
В соответствии с п. п. 4, 12 вышеуказанного постановления предусмотрено, что предоставление субсидий учреждениям осуществляется на основании заключаемых между учреждениями и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан соглашений, которые должны определять цели, условия предоставления субсидий, объемы и условия перечисления субсидий в течение финансового года, а также указано, что в случае установления факта нецелевого использования субсидии Министерство направляет учреждению письменное требование о ее возврате, которое должно быть исполнено учреждением в течение месяца со дня его получения.
Соглашением, заключенным дата между Минтруда РБ и ГАУ, в дата учреждению предоставлены субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим лицам и на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества на сумму... (л.д. N...). Дополнительными соглашениями о предоставлении субсидий на иные цели дата, дата, дата предусмотрено финансирование проведения обязательного энергетического обследования, приобретения и установки приборов учета холодной воды в количестве... штук, проведение капитального ремонта кровли первого корпуса, на проведение капитального ремонта здания жилого корпуса (л.д. N...).
Соглашением, заключенным дата между Минтруда РБ и ГАУ, в дата учреждению предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим лицам и на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества на сумму... (л.д. N...).
При таких фактических обстоятельствах дела судебная коллегия находит отсутствующими доказательства предоставления субсидий непосредственно в целях обеспечения выполнения требований пожарной безопасности.
Таким образом, требование об обязании Минтруда РБ обеспечить достаточное финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГАУ подлежит удовлетворению.
В части исковых требований прокурора об установлении месячного срока для исполнения обязанностей Минтруда РБ и ГАУ со дня вступления в законную силу решения суда, судебная коллегия находит достаточным и разумным срок в течение 2-х месяцев.
Руководствуясь
ст. 327 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение... от дата отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора... удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить достаточное финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГАУ
Обязать ГАУ в течение 2-х месяцев устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, установить в соответствии с
ГОСТ Р 12.2.143-2009 знаки пожарной безопасности, в том числе размещенные на пути эвакуации, в здании ГАУ.
Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА
Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА