Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.04.2012 по делу N 33-3847/2012
Согласно ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.04.2012 по делу N 33-3847/2012
Согласно ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2012 г. по делу N 33-3847/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Ерофеевой А.П.,
Нурисламовой Э.Р.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя управления МВД России по городу Уфе Ф., представителя МВД по Республике Башкортостан М., апелляционному представлению представителя прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы по доверенности - помощника прокурора Октябрьского района г. Уфы Ш. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 декабря 2011 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к УВД г. Уфы о возложении обязанностей по устранению нарушений удовлетворить частично.
Обязать УВД г. Уфы получить лицензию на осуществление в лазарете ИВС ОМ N ... медицинской деятельности.
В остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Ерофеевой А.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к УВД г. Уфы о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности и необходимости получения лицензии на осуществление в лазарете ИВС ОМ N ... медицинской деятельности.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационном представлении представитель прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы по доверенности - помощник прокурора Октябрьского района г. Уфы Ш. просит решение суда отменить, так как решение является незаконным и необоснованным, поскольку согласно журналов изолятора временного содержания Управления МВД России по г. Уфе, в изоляторе проводятся медицинские осмотры лиц, содержащихся в изоляторе, фельдшером, который состоит в штате, назначаются различные лекарственные средства для лечения тех или иных заболеваний. Врачебная помощь оказывается путем выставления диагнозов и назначения медицинских препаратов, а следовательно УВД г. Уфы обязано получить лицензию на осуществление в лазарете ИВС ОМ N ... медицинской деятельности. Кроме того, суд необоснованно отказал в удовлетворении требований об оборудовании камер автоматической пожарной сигнализации, поскольку данные требования относятся не только к зданиям общественного и административно-бытового назначения. Согласно Правилам пожарной безопасности камеры блока N ... в обязательном порядке должны быть оборудованы АПС.
В апелляционных жалобах представитель МВД по Республики Башкортостан М. и представитель управления МВД России по городу Уфе Ф. просят решение суда отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью. В структуре изолятора временного содержания Управления МВД России по г. Уфе лазарет отсутствует. Данный изолятор является структурным подразделением Управления Министерства внутренних дел РФ по г. Уфе и медицинским учреждением не является. Деятельность ИВС по оказанию медицинской помощи лицензированию не подлежит.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы И., представителя управления МВД России по городу Уфе Ф., обсудив доводы апелляционных жалоб и представления, приходит к следующему.
В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ст. 37.1 Основ законодательства об охране здоровья граждан, медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, получивших лицензию на медицинскую деятельность.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" органами Росздравнадзора лицензируется медицинская деятельность, осуществляемая организациями государственной системы здравоохранения, а также медицинская деятельность, осуществляемая организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологической медицинской помощи. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности утвержденным Постановлением Правительства РФ N 30 от 22 января 2007 года, лицензируется деятельность, осуществляемая организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что в здании ИВС ОМ N ... УВД по г. Уфа размещен лазарет, в состав которого входит процедурная, вспомогательный кабинет, где осуществляется хранение медицинских инструментов и лекарственных препаратов. В штате изолятора имеется фельдшер, который оказывает доврачебную медицинскую помощь лицам, содержащимся под стражей, а также осуществляет их осмотр, тем самым в изоляторе осуществляется медицинская деятельность, при этом в нарушении требований Федерального закона от 08 августа 2001 N 128-ФЗ в ИВС ОМ N ... УВД по г. Уфа отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Однако с таким выводом суда судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475, согласно которой работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпунктов городского, районного и линейного органов внутренних дел.
Лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой специализированной медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Основными задачами медицинских работников ИВС являются: организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, осуществление контроля за санитарно-гигиеническим содержанием помещений ИВС, осуществление взаимодействия с учреждениями государственной и муниципальной систем; здравоохранения и уголовно-исполнительной системы по вопросам медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.
Согласно п. 123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России N 950 от 22 ноября 2005 года подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
Приведенными правовыми актами не предусмотрено требований к наличию у лица, состоящего в штате ИВС и осуществляющего свои трудовые функции по оказанию медицинской помощи, лицензии на осуществление медицинской деятельности. Оказание медицинской помощи не относится к деятельности изоляторов временного содержания
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на УВД г. Уфы обязанности получить лицензию на осуществление в лазарете ИВС ОМ N ... медицинской деятельности не основан на законе, в связи с чем, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору в удовлетворении данных исковых требований.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года законодательство о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О безопасности" от 05 марта 1992 года граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части устранения нарушений правил противопожарной безопасности суд первой инстанции исходил из того, что указанные в исковом заявлении нарушения на момент рассмотрения дела за исключением оборудования камер блока N ... автоматической пожарной сигнализацией, выполнены в полном объеме, представлены доказательства, которые в судебное заседание не оспаривались помощником прокурора.
Учитывая особенности условий содержаний лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд первой инстанции правильно признал необоснованными исковые требования в части оборудования камеры блока N ... автоматической пожарной сигнализацией (АПС) (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 3 таб. 1 п. 9).
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что все остальные нарушения ответчиком устранены, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие указанный вывод. Напротив в результате совместной проверки ИВС ОМ N ... Управления МВД России по г. Уфе от ... года, кроме указанного нарушения по оборудованию камеры блока N ..., также выявлены следующие нарушения, указанные в исковом заявлении:
- для отделки пола в коридоре использован горючий материал - линолеум;
- в помещениях приготовления и приема пищи внутренняя разводка электросети смонтирована открытым способом и проложена по сгораемой поверхности;
- разработанная схема (план) эвакуации людей в случае пожара не соответствует требованиям ГОСТ 12.2.134-2009 (ППБ 01-03 п. 16);
- в хозяйственном блоке стены и потолок коридора отделаны горючем материалом - пластик.
Наличие указанных нарушений по состоянию на ... года свидетельствует о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об устранении нарушений требований пожарной безопасности, фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда вынесено с нарушением норм процессуального права и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении указанных требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 декабря 2011 года отменить и внести новое решение.
Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к УВД г. Уфы о возложении обязанностей по устранению нарушений удовлетворить частично
Обязать УВД г. Уфы устранить нарушения требований пожарной безопасности, выполнив отделку пола в коридоре, стен и потолка коридора хозяйственного блока не горючим материалом (ППБ 01-03 п. 53); смонтировав разводку электросети в помещении приготовления и приема пищи в соответствии с ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 7.1.39; разработав схему (план) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.134-2009 (ППБ 01-03 п. 16).
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в части оборудования камеры блока N ... автоматической пожарной сигнализацией (АПС) (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 3, таб. 1 п. 9), автоматической пожарной сигнализацией с установленными адресными извещателями (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 12.20, 12.23); установления извещателей АПС на несущих конструктивных элементах (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 12.18); очистки вентиляционной камеры от складированного хозяйственного инвентаря (ППБ 01-03 п. 40); определения категории по взрывопожарной опасности, а также класса зоны по правилам пожарной безопасности и обозначения на двери (ППБ 01-03 п. 33); приведения во включенное состояние световое табло "ВЫХОД" эвакуационного выхода, выполнения на пожарном кране обозначения "ПК", проведения проверки работоспособности пожарного крана (ППБ 01-03 п. 89); получения лицензии на осуществляемую в лазарете ИВС ОМ N ... УВД по г. Уфа медицинскую деятельность; получения паспорта на эффективность работы вентиляционных систем ИВС ОМ N ... УВД по г. Уфа отказать.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
А.П.ЕРОФЕЕВА
Э.Р.НУРИСЛАМОВА