Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N 33-8007/2012
В удовлетворении иска в части приостановления деятельности камер для административно задержанных отказано правомерно, поскольку приостановление деятельности камер для административно задержанных влечет невозможность применения меры пресечения по делам об административных правонарушениях.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N 33-8007/2012
В удовлетворении иска в части приостановления деятельности камер для административно задержанных отказано правомерно, поскольку приостановление деятельности камер для административно задержанных влечет невозможность применения меры пресечения по делам об административных правонарушениях.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. по делу N 33-8007/2012
Судья И.Р. Адгамов
Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей И.И. Багаутдинова, Р.А. Фахрутдиновой,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Набережные Челны А.П. Евграфова на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 мая 2012 года, которым постановлено:
иск прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить частично.
Обязать Управление Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны до 25 августа 2012 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм, а именно:
- Отделу полиции N 1 "Автозаводский" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны в блоке камер административных задержанных восстановить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре, демонтировать в помещениях горючий материал на путях эвакуации, в помещениях лампы освещения оборудовать колпаками (плафонами);
- Отделу полиции N 2 "Комсомольский" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны в блоке камер административных задержанных оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, решетчатые двери, установленные в коридоре помещений камер временного содержания задержанных лиц, установить по ходу эвакуации, кабинет инспектора укомплектовать огнетушителем, не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- Отделу полиции N 3 "Центральный" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установить распашные металлические решетки, помещения оборудовать системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- Отделу полиции N 4 "Электротехнический" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны в блоке камеры административных задержанных помещения оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установить распашные металлические решетки, помещение оборудовать системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения прокурора М.З. Сулейманова в поддержку апелляционного представления, представителя Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны Б., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор города Набережные Челны Республики Татарстан (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны об обязании приведения системы противопожарной безопасности в соответствие с нормативами.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города с привлечением специалистов государственного пожарного надзора была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона "О пожарной безопасности" в блоках камер административно задержанных отделов полиции Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны.
В ходе проверки установлено, что в Отделе полиции N 1 "Автозаводский", расположенном в блоке камер административных задержанных не восстановлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, отделка стен на путях эвакуации в помещениях выполнена из горючего материала, в помещениях лампы освещения не оборудованы колпаками (плафонами).
В Отделе полиции N 2 "Комсомольский", расположенном в блоке камер административных задержанных помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, решетчатые двери, установленные в коридоре помещений камер временного содержания задержанных лиц, открываются не по ходу эвакуации из здания, кабинет инспектора не укомплектован огнетушителем, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В Отделе полиции N 3 "Центральный", расположенном помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, на окнах помещений установлены глухие металлические решетки, помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), допускается, эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В Отделе полиции N 4 "Электротехнический", расположенном в блоке камеры административных задержанных помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, на окнах помещений установлены глухие металлические решетки, помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В ходе разбирательства дела прокурор дополнил требования и просил об устранении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан. Указал в обоснование, что в Отделе полиции N 2 "Комсомольский" выявлены следующие нарушения: для содержания задержанных предусмотрены 4 помещения общей площадью 31 кв. м. Площади помещений для административно-задержанных занижены - два помещения по 7,8 кв. м, два помещения по 7,7 кв. м (норматив 10 кв. м), что является нарушением требований п. 6.1, таблица N 5 Свода правил 12-95 МВД России "Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России", в наружных стенах помещений для административно-задержанных отсутствуют окна размерами 0,9 м x 0,6 м, что является нарушением требований п. 7.36 Свода правил 12-95 МВД России "Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России", в соответствии с которым комнаты должны иметь в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м, низ окна располагается от уровня пола на высоте не менее 1,6 м. Внутреннее остекление следует предусматривать из армированного стекла, а наружное из стекла типа "Мороз", помещения оборудованы системой механической вытяжной вентиляции, которая находится в рабочем состоянии. Приточная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена, что является нарушением требований п. 9.5 таблица N 8 Свода правил 12-95 МВД России "Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России", в соответствии с которым в помещениях зданий горрайлинорганов внутренних дел, как правило, предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением. Воздухообмен в кабинетах и рабочих комнатах определяется по кратности. Удаление воздуха из рабочих комнат и кабинетов рекомендуется предусматривать с естественным побуждением. Техническая документация с указанием данных о кратности воздухообмена отсутствует, боковые поверхности не всех скамеек от краев до пола обшиты досками, что является нарушением требований п. 7.38 Свода правил 12-95 МВД России "Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России", в соответствии с которым в комнатах следует устанавливать скамьи, которые своим основанием прочно соединяются с полом. Все боковые поверхности скамеек от краев до пола обшиваются досками. Задержанные на срок более трех часов лица не обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем, что является нарушением требований пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 301 "Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В Отделах полиции N 3 "Центральный" и N 4 "Электротехнический" выявлены следующие нарушения: в наружных стенах помещений для административно-задержанных отсутствуют окна с предъявляемыми к ним характеристиками. В Отделе полиции N 3 "Центральный" помещения оборудованы системой механической вытяжной вентиляции, которая находится в рабочем состоянии. Техническая документация с указанием данных о кратности воздухообмена отсутствует. В Отделе полиции N 2 "Электротехнический" помещения оборудованы системой механической приточной вентиляции, которая находится в рабочем состоянии. Естественная вытяжная вентиляция не предусмотрена. Техническая документация с указанием данных о кратности воздухообмена отсутствует. Задержанные на срок более трех часов лица не обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем.
С учетом уточненных требований представитель прокурора просила обязать отделы полиции устранить выявленные нарушения пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности и приостановить деятельности камер для административных задержанных в Отделах полиции N 2 "Комсомольский", N 3 "Центральный", N 4 "Электротехнический" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны до устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан.
Представитель Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны заявление не признал.
Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора в городе Набережные Челны с требованиями прокурора согласился.
Суд принял решение о частичном удовлетворении требований прокурора.
В апелляционном представлении прокурор города Набережные Челны просит решение суда в части отказа в приостановлении деятельности камер для административно задержанных отменить, удовлетворить требования в полном объеме. Указывает, что судом не приведены правовые нормы, обосновывающие отказ в удовлетворении требований в части приостановлении деятельности камер административных задержанных. При этом приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Согласно статьям 20, 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В судебном заседании было установлено, что прокуратурой города Набережные Челны с привлечением специалистов государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора были проведены проверки соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в блоках камер административно задержанных отделов полиции Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны.
Проверками выявлены вышеприведенные нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Поскольку выявленные нарушения создают угрозу правам и законным интересам неопределенного круга лиц, содержащихся в камерах, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения на Управление Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны обязанности устранить выявленные нарушения.
Решение суда в этой части не обжаловано.
Судебная коллегия соглашается и с выводом районного суда о том, что требования прокурора о приостановлении деятельности камер для административных задержанных в Отделах полиции N 2 "Комсомольский", N 3 "Центральный", N 4 "Электротехнический" Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны подлежат отклонению.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Поскольку законодательством данный вопрос отнесен на усмотрение суда, суд должен взвесить все положительные и отрицательные последствия такой деятельности, а также учесть, существуют ли иные способы нейтрализации возможных вредных последствий.
Следовательно, при разрешении требований прокурора суд должен установить приоритет между общественными интересами, которые могут пострадать в результате приостановления деятельности камер для административно задержанных, и степенью опасности такой деятельности, возможностью получения лицами, содержащимися в камерах, вреда жизни и здоровью.
Действительно, в силу требований пожарных и санитарно-эпидемиологических норм незаконность деятельности камер с выявленными нарушениями презюмируется. В то же время, степень опасности такой деятельности, размер вреда, который она может причинить, подлежат доказыванию, чего не было сделано прокурором.
Соотношение допущенных отделами полиции Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны нарушений и общественных интересов, исходя из целей и задач учреждения, позволяет сделать вывод о том, что приостановление деятельности камер для административно задержанных не соответствует требованиям статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как влечет невозможность применения меры пресечения по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления не могут служить основанием к отмене состоявшегося решения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Набережные Челны А.П. Евграфова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.