Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2022 по делу N 33а-12110/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в необеспечении населенных пунктов источниками пожаротушения, об обязании обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, емкостями (резервуарами) систем водоснабжения с пожарным объемом воды.
Обстоятельства: Прокурор указал, что границы населенных пунктов сопредельны с границами земель лесного фонда и подвержены угрозе лесных пожаров, при этом в населенных пунктах отсутствуют обустроенные источники пожаротушения, что создает угрозу жизни и здоровью жителей.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2022 по делу N 33а-12110/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в необеспечении населенных пунктов источниками пожаротушения, об обязании обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, емкостями (резервуарами) систем водоснабжения с пожарным объемом воды.
Обстоятельства: Прокурор указал, что границы населенных пунктов сопредельны с границами земель лесного фонда и подвержены угрозе лесных пожаров, при этом в населенных пунктах отсутствуют обустроенные источники пожаротушения, что создает угрозу жизни и здоровью жителей.
Решение: Удовлетворено.


Содержание

Не подтверждают нарушение судом норм процессуального права, которые могли повлечь нарушение процессуальных прав административного ответчика, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не отложил судебное заседание, в связи с подачей административным истцом уточнений к заявленным требованиям, поскольку, как следует из материалов дела, уточнение требований в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации были приняты судом, направлены административному ответчику, разрешены судом в полном объеме в соответствии с представленными уточнениями. Административным ответчиком об отложении рассмотрения дела после получения уточнений административного иска заявлено не было. Кроме того, прокурором ЗАТО г. Новоуральск уточнено только правовое обоснование, при этом просительная часть изменению не подверглась

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2022 г. по делу N 33а-12110/2022
УИД: 66RS0043-01-2022-000748-36
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федина К.А.,
судей Дорохиной О.А., Коряковой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи хода судебного заседания административное дело N 2а-678/2022 по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Новоуральск, действуя в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Новоуральского городского округа о признании незаконным бездействия, возложения обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Новоуральского городского округа на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.04.2022.
Заслушав доклад председательствующего судьи Федина К.А., судебная коллегия
установила:
прокурор ЗАТО г. Новоуральск, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Администрации Новоуральского городского округа, уточнив требования, просит признать незаконным бездействие административного ответчика по необеспечению д. Елани, д. Пальники Новоуральского городского округа источниками пожаротушения, возложить на административного ответчика обязанность обеспечить восточную часть д. Пальники Новоуральского городского округа источниками наружного противопожарного водоснабжения, обеспечить д. Елани Новоуральского городского округа емкостями (резервуарами) систем водоснабжения с пожарным объемом воды.
В обоснование требований административного искового заявления указано, что прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, расположенных в Новоуральском городском округе, в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства в деятельности Администрации Новоуральского городского округа в части обеспечения сельских населенных пунктов источниками пожаротушения. Прокурорской проверкой, проведенной совместно с ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 5 МЧС России" 04.02.2022 установлены следующие нарушения требований законодательства: в д. Елани Новоуральского городского округа (численность населения не более 1 тысячи человек) отсутствуют обустроенные источники пожаротушения. Границы д. Елани сопредельны с границами земель лесного фонда и подвержены угрозе лесных пожаров. В д. Пальники Новоуральского городского округа (численность населения не более 5 тысяч человек) в восточной части деревни отсутствуют обустроенные источники пожаротушения. Выявленные нарушения обязательных требований противопожарного законодательства и непринятие мер по предупреждению чрезвычайной ситуации нарушают права неопределенного круга лиц на защиту окружающей среды от негативного воздействия пожаров, создает угрозу жизни и здоровью жителей поселений, возникновения материального ущерба имуществу.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.04.2022 административное исковое заявление прокурора удовлетворено.
Суд постановил:
признать бездействие Администрации Новоуральского городского округа по необеспечению д. Елани, д. Пальники Новоуральского городского округа источниками пожаротушения незаконным.
Возложить обязанность на Администрацию Новоуральского городского округа в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить восточную часть д. Пальники Новоуральского городского округа источниками наружного противопожарного водоснабжения;
- обеспечить д. Елани Новоуральского городского округа противопожарными емкостями (резервуарами) с пожарным объемом воды.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что суд принял уточненное административное исковое заявление, в связи с чем не отложил судебное заседание и не предоставил времени для подготовки.
В судебном заседании судебной коллегии представитель административного истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волкова М.Н. просила решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика Администрации Новоуральского городского округа, представители заинтересованных лиц ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5" МЧС России, МКУ "Управление защиты от ЧС" Новоуральского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, путем направления судебного извещения 01.08.2022, в том числе размещением информации на официальном сайте Свердловского областного суда.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Статьей 19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Федеральный закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании поручения прокуратуры Свердловской области во исполнение решения межведомственного оперативного совещания от 12.11.2021, решения заместителя прокурора ЗАТО г. Новоуральск "О проведении проверки" от 02.02.2022, 04.02.2022 прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведена проверка деятельности Администрации Новоуральского городского округа в части исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, расположенных в Новоуральском городском округе. Проверкой, проведенной прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск совместно с ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 5 МЧС России", установлены следующие нарушения требований законодательства: в д. Елани Новоуральского городского округа (численность населения не более 1 тысячи человек) отсутствуют обустроенные источники пожаротушения. Границы д. Елани сопредельны с границами земель лесного фонда и подвержены угрозе лесных пожаров; в д. Пальники Новоуральского городского округа (численность населения не более 5 тысяч человек) в восточной части деревни отсутствуют обустроенные источники пожаротушения.
Планом мероприятий по реализации Программы Главы Новоуральского городского округа на период до 2026 года, утвержденным Постановлением Главы Новоуральского городского округа от 21.09.2021 N 120, на 2021 - 2022 годы предусмотрено устройство емкостей для пожаротушения в д. Елани, разработка технического задания - срок реализации 2021 год, разработка ПСД (проектная группа МКУ УКС), выполнение строительно-монтажных работ - срок реализации 2022 год.
В то же время, вышеуказанным планом не предусмотрено устройство источников наружного противопожарного водоснабжения в восточной части д. Пальники, доказательств внесения изменений в план суду не представлено.
Согласно техническому заданию, утвержденному директором МКУ "УЗЧС" 30.12.2021, на устройство емкостей для пожаротушения в деревне Елани, для обеспечения пожаротушения на территории деревни Елани необходимо разместить источники противопожарного водоснабжения в виде подземных противопожарных резервуаров.
В соответствии с п. 32 ст. 39 Устава Новоуральского городского округа Свердловской области (принят Решениями Городской Думы города Новоуральска от 21.06.2005 N 61, от 27.09.2005 N 87, от 16.11.2005 N 112) Администрация городского округа при решении вопросов местного значения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона и собранными по делу доказательствами пришел к выводу о несвоевременности и недостаточности мер, принятых Администрацией Новоуральского городского округа в целях обеспечения пожарной безопасности на территориях деревни Елани и деревни Пальники Новоуральского городского округа, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан - жителей указанных населенных пунктов, возникновения имущественного ущерба, наличие неблагоприятной ситуации с пожарами на территории Новоуральского городского округа в прошедшие периоды.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку требования к оборудованию противопожарным водопроводом поселений и городских округов прямо предусмотрено положениями статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ. Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Не подтверждают нарушение судом норм процессуального права, которые могли повлечь нарушение процессуальных прав административного ответчика, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не отложил судебное заседание, в связи с подачей административным истцом уточнений к заявленным требованиям, поскольку, как следует из материалов дела, уточнение требований в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации были приняты судом, направлены административному ответчику, разрешены судом в полном объеме в соответствии с представленными уточнениями. Административным ответчиком об отложении рассмотрения дела после получения уточнений административного иска заявлено не было. Кроме того, прокурором ЗАТО г. Новоуральск уточнено только правовое обоснование, при этом просительная часть изменению не подверглась.
Возражения административного ответчика свидетельствуют о несогласии его с оценкой доказательств и установленными судами фактическими обстоятельствами, при правильном применении судом норм материального и процессуального права не влияют на исход дела и не влекут отмену судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты и обстоятельства, которые остались без внимания, проверки и оценки суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого судебного решения, при рассмотрении настоящего административного дела не допущено, в связи с чем, оснований, в том числе и тех, что указаны в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации Новоуральского городского округа - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
О.А.ДОРОХИНА
Н.С.КОРЯКОВА