Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.06.2024 по делу N 33а-10025/2024 (УИД 66RS0010-01-2023-004059-16)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: 1) Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; 2) Об обязании выделить денежные средства для устранения нарушений.
Обстоятельства: Прокурор указал на нарушение требований законодательства в здании филиала учреждения здравоохранения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.06.2024 по делу N 33а-10025/2024 (УИД 66RS0010-01-2023-004059-16)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: 1) Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; 2) Об обязании выделить денежные средства для устранения нарушений.
Обстоятельства: Прокурор указал на нарушение требований законодательства в здании филиала учреждения здравоохранения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2024 г. по делу N 33а-10025/2024
УИД 66RS0010-01-2023-004059-16
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кориновской О.Л.,
судей Захаровой О.А., Парамоновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-372/2024 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тагилстроевского района города Нижнего Тагила к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер", Министерству здравоохранению Свердловской области о возложении обязанностей
по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области
на решение Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 марта 2024 года.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Чернова В.С., представителя административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Т., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Тагилстроевского района города Нижнего Тагила К., действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением, и, с учетом уточнения заявленных требований и отказа от административного иска в части, просила:
1. возложить на Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" (далее также - ГАУЗ СО "СООД") обязанность устранить в срок до 1 апреля 2025 года нарушения требований пожарной безопасности на объекте филиал "Филиал N 1", расположенном по адресу: <...>, а именно:
1.1. обеспечить наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного;
1.2. обеспечить исправное состояние огнетушителей на 5 этаже в общем коридоре;
1.3. обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров 2 - 5 этажей здания на лестничные клетки;
1.4. устранить хранение оборудования на 1 этаже терапевтического корпуса под лестничной клеткой;
1.5. организовать работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств: на 1 этаже в помещениях линейного ускорителя (NN 78, 79, 80, 81, 82 по техническому паспорту БТИ), обеспечить исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией;
1.6. оборудовать световые табло "Выход" над эвакуационными выходами на 2 этаже отделения противоопухолевой лекарственной терапии из поэтажных коридоров в лестничные клетки;
1.7. обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке;
1.8. организовать работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств: обеспечить исправное состояние источника бесперебойного питания Скат-2400м (расположен в помещении N 59 литера В по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года);
1.9. в месте установки приемно-контрольных приборов пожарных разместить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации (по проекту 447/22-ПС СОУЭ разработанного под установку линейного ускорителя в помещениях NN 78, 79, 80, 81, 82 1 этажа литера В7 по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года);
1.10. обеспечить наличие покрывала для изоляции очага возгорания размером не менее 2x1,5 метра при применении и хранении на объекте защиты горючей жидкости (дизельного топлива), в помещении N 76 на 1 этаже литера В7 по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года;
1.11. провести категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", помещение производственного назначения (помещение N 76 на 1 этаже литера В7 по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года) и складского назначения (помещение N 16 на 2 этаже литера В по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года) с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны;
1.12. устранить размещение на путях эвакуации в вестибюле оборудования (помещение 38 на 1 этаже здания литера В1 по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года);
1.13. устранить замок навесного типа на створке двери эвакуационного выхода, ведущая из вестибюля непосредственно наружу (помещение 38 на 1 этаже здания литера В1 по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года);
1.14. обеспечить наличие на противопожарных дверях приспособлений для самозакрывания: помещение N 16 (склад) на 2 этаже литера В по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года; помещение N 46 (электрощитовая) на 1 этаже здания литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года;
1.15. в зданиях II и III степеней огнестойкости класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 отделить от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа помещения складские назначения пожароопасных категорий В-2: помещение N 21 (склад чистого белья) на 2 этаже здания литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года; помещение N 25 (склад) на 2 этаже литера В1 по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года;
1.16. обеспечить исправность внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения: обеспечить открывание клапанов пожарных запорных ПК N 4, расположенный в помещении 51 на 2 этаже литера В по техническому паспорту БТИ от 10 мая 2012 года, ПК N 16, расположенный в техническом помещении (6 этаж литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года);
1.17. обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
1.18. обеспечить хранение документации, подтверждающей показатели пожарной опасности не более чем В2, Д2, Т2, РП1 на декоративно-отделочный материал (линолеум) примененного для покрытия пола в палатном помещении N 205 (помещение N 24 на 2 этаже здания литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года);
1.19. обеспечить хранение документации, подтверждающей показатели пожарной опасности не более чем В2, Д2, Т2, РП1 на декоративно-отделочный материал (ламинат паркет) примененного для покрытия пола, подтверждающей показатели пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2 на декоративно-отделочные материалы (стеновые панели, плиты полочные) в палатных помещениях NN 403, 503 (помещения NN 43, 49, 48, 50, 51 на 4 этаже, помещениях NN 51, 48, 43, 54, 50 на 5 этаже здания литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года);
1.20. оборудовать дверь, ведущую на лестничную клетку, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах (из коридора на лестничную клетку: помещения NN 11, 17 на 5 этаже здания литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года);
1.21. обеспечить ширину эвакуационного выхода, при числе эвакуирующихся через указанный выход более 50 человек, не менее 1,2 метра, установить дверь, соответствующую ширине дверного проема из коридора на лестничную клетку: помещения NN 11, 17 на 5 этаже здания литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года);
1.22. обеспечить хранение документации, подтверждающей: показатели пожарной опасности не более чем НГ на декоративно-отделочный материал (краска) примененного для отделки стен в лестничных клетках; показатели пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2 на декоративно-отделочный материал (краска) примененного для отделки стен в палатных помещениях (кроме помещений NN 43, 49, 48, 50, 51 на 4 этаже, помещений NN 51, 48, 43, 54, 50 на 5 этаже здания литера А по техническому паспорту БТИ от 4 июля 2005 года);
1.23. обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, а именно: устройства персонального оповещения и вызова УПО "Браслет-Р", до его замены в установленном порядке; вентиляционных камер от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год;
2. возложить на ГАУЗ СО "СООД" обязанность устранить в срок до 1 апреля 2025 года нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов на объекте филиал "Филиал N 1", расположенном по адресу: <...>, а именно:
2.1. обеспечить ширину дверных проемов входной группы медицинского учреждения не менее 0,9 м, обеспечить наличие направляющих тактильных напольных указателей для инвалидов по зрению, устранить пороги и перепады высот пола входной группы;
2.2. оборудовать межэтажную лестницу ограждениями и поручнями;
2.3. обеспечить ширину дверных проемов в кабинеты и открытые проемы медицинского учреждения не менее 0,9 м;
2.4. оборудовать санитарно-гигиенические помещения (туалеты) предъявляемым требованиям законодательства, в частности пункта 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2020;
3. возложить на ГАУЗ СО "СООД" обязанность устранить в срок до 1 апреля 2025 года нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на объекте филиал "Филиал N 1", расположенном по адресу: <...>, а именно:
3.1. осуществить ремонт помещения временного хранения отходов класса Б, в частности осуществить покраску стен, потолка;
3.2. разделить помещения ЦСО на три зоны - "грязная", "чистая" и "стерильная";
4. возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность выделить в срок до 1 января 2025 года денежные средства для устранения нарушений выявленных требований действующего законодательства в ГАУЗ СО "СООД" (филиал "Филиал N 1", город Нижний Тагил).
В обоснование искового заявления указано на то, что прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила совместно со старшим инспектором ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области <...>15 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в филиале "Филиал N 1" ГАУЗ СО "СООД", расположенном по адресу: <...>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Российской Федерации. ГАУЗ СО "СООД" выдано предписание N 66-17-2023/0269пп./1 от 3 февраля 2023 года об устранении в срок до 10 января 2024 года выявленных нарушений, которое исполнено не было. Кроме того, в ходе проверки, проведенной в филиале "Филиал N 1" ГАУЗ СО "СООД" с участием ведущего специалиста отдела организации социального обслуживания Управления социальной политики N 21 <...>16 выявлены нарушения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. В ходе проверки, проведенной в филиале "Филиал N 1" ГАУЗ СО "СООД" с участием главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе <...>17 выявлены нарушения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарных норм и правил.
Решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 марта 2024 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Определением того же суда от 21 марта 2024 года производство по административному делу в части требований, указанных в первоначально поданном исковом заявлении под NN 1.10, 1.11, 1.12, 1.28, 1.29, 3.2, 3.3, прекращено в связи с отказом прокурора от административного иска в части. Определение суда лицами, участвующими в деле не обжаловано и вступило в законную силу.
Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просит отменить обжалуемый судебный в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности выделить в срок до 1 января 2025 года денежные средства для устранения нарушений требований действующего законодательства, выявленных в ГАУЗ СО "СООД" (филиал "Филиал N 1", город Нижний Тагил), принять в указанной части новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор ссылается на то, что финансирование ГАУЗ СО "СООД" осуществляется в необходимые сроки, со стороны Министерства здравоохранения Свердловской области каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено. Понуждение к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя денежных средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, что противоречит положениям статьи 10 Конституции Российской Федерации. При этом заявки на выделение финансирования с целью проведения работ по устранению выявленных нарушений от ГАУЗ СО "СООД" не поступали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Т. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Чернов В.С. возражал против доводов апелляционной жалобы административного ответчика, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика ГАУЗ СО "СООД", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явился, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела административное дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что названный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно положениям части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 15 того же Федерального закона органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверок филиала "Филиал N 1" ГАУЗ СО "СООД", расположенного по адресу: <...>, проведенных прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила с привлечением специалистов иных надзорных органов выявлены нарушения в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в сфере создания надлежащих условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
По результатам проведенных проверок составлены акты проверок от 25 октября 2023 года и справка о проведении проверки от 1 ноября 2023 года, в которых отражены выявленные нарушения со ссылками на соответствующие нормы.
Так, в филиале "Филиал N 1" ГАУЗ СО "СООД" допущены нарушения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"; Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (утратили силу с 1 января 2024 года); санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"; приказа Минздрава России от 28 января 2021 года N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры"; Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479; Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что ГАУЗ СО "СООД", допустившее нарушение требований пожарной безопасности, законодательства о социальной защите инвалидов и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на объекте филиал "Филиал N 1", не исполняет предписания надзорных органов об устранении выявленных нарушений. Учитывая, что несоблюдение противопожарных и санитарных правил может повлечь за собой нарушение благополучия населения, создает угрозу вредного воздействия факторов среды обитания на человека и благоприятные условия его жизнедеятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска о возложении на административного ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений с установлением срока совершения необходимых мероприятий.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности выделить денежные средства для устранения выявленных нарушений требований действующего законодательства в филиале "Филиал N 1" ГАУЗ СО "СООД", суд руководствовался положениями пунктов 1, 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158, 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения Свердловской области, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания, в связи с чем обстоятельства наличия или недостатка у ГАУЗ СО "СООД" собственных доходов, позволяющих исполнить решение суда, должны быть учтены Министерством здравоохранения Свердловской области при определении размера предоставляемой субсидии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ГАУЗ СО "СООД" обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, законодательства о социальной защите инвалидов и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленных на объекте филиал "Филиал N 1", поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в административном деле доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Решение суда первой инстанции в части возложения на ГАУЗ СО "СООД" обязанности по устранению нарушений требований действующего законодательства лицами, участвующими в деле, не обжалуется, судебной коллегией проверено и признано законным и обоснованным.
При этом судебная коллегия, проанализировав допущенные в филиале "Филиал N 1" ГАУЗ СО "СООД" нарушения, отраженные в актах проверок от 25 октября 2023 года и справке о проведении проверки от 1 ноября 2023 года, и заявленные прокурором требования, с учетом их уточнения и отказа от административного иска в части, приходит к выводу о том, что нарушения, перечисленные в уточненном административном исковом заявлении, нашли свое подтверждение при рассмотрении административного дела. Факты, указанные в актах проверок от 25 октября 2023 года и справке о проведении проверки от 1 ноября 2023 года, являются нарушениями требований вышеприведенных федеральных законов, санитарных правил, санитарных правил и норм, свода правил и приказа. Оснований не доверять представленным прокурором доказательствам у судебной коллегии не имеется.
В свою очередь, административный ответчик ГАУЗ СО "СООД" не представил доказательств, опровергающих доводы прокурора и выводы суда первой инстанции об установлении фактов нарушений действующего законодательства.
Допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о невозможности устранить выявленные нарушения, равно как о принятии административным ответчиком исчерпывающих мер, направленных на их устранение в полном объеме, в материалы административного дела также не представлено.
В связи с этим требования прокурора в данной части обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности выделить в срок до 1 января 2025 года денежные средства для устранения выявленных нарушений требований действующего законодательства в ГАУЗ СО "СООД" (филиал "Филиал N 1", город Нижний Тагил)
Доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области заслуживают внимания, исходя из следующего.
Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с названным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу статьи 38.1 указанного Кодекса принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Согласно подпунктам 16, 17-1 пункта 17 Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 13 января 2016 года N 16-ПП, Министерство осуществляет финансирование подведомственных государственных учреждений Свердловской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных бюджетных учреждений Свердловской области; обеспечивает соблюдение требований, в том числе юридическими и физическими лицами, к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Свердловской области или в ведении Министерства, в распоряжении подведомственных государственных учреждений Свердловской области.
Министерство здравоохранения Свердловской области является распорядителем и получателем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций учредителя государственных бюджетных учреждений Свердловской области, финансовое обеспечение выполнения государственного задания автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение указанного имущества.
Между тем понуждение Министерства здравоохранения Свердловской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требований прокурора, заявленных к Министерству здравоохранения Свердловской области, у суда первой инстанции отсутствовали.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в указанной выше части подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то есть в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием в этой части нового решения - об отказе в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Тагилстроевского района города Нижнего Тагила.
Решение суда первой инстанции в остальной части является законным и обоснованным, отмене и изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 марта 2024 года отменить в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности в срок до 1 января 2025 года выделить денежные средства для устранения нарушений законодательства в Государственном автономном учреждении здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" (филиал "Филиал N 1", город Нижний Тагил).
Принять в указанной части новое решение, которым административные исковые требования заместителя прокурора Тагилстроевского района города Нижнего Тагила оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 марта 2024 года оставить без изменения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
О.Л.КОРИНОВСКАЯ
Судьи
О.А.ЗАХАРОВА
М.А.ПАРАМОНОВА