Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.03.2024 по делу N 33а-4971/2024
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятие мер, направленных на создание систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, об обязании организовать работу по созданию систем оповещения населения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ряде населенных пунктов отсутствует система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожаре, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.03.2024 по делу N 33а-4971/2024
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятие мер, направленных на создание систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, об обязании организовать работу по созданию систем оповещения населения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ряде населенных пунктов отсутствует система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожаре, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров.
Решение: Отказано.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2024 г. по делу N 33а-4971/2024
УИД: 66RS0035-01-2023-001528-76
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Федина К.А.,
судей Дорохиной О.А., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1-1344/2023 по административному исковому заявлению Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Красноуфимский округ о признании действий незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Муниципального образования Красноуфимский округ на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 12.12.2023.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка по принятым мерам противопожарного характера органами местного самоуправления. В рамках проверки в межрайонную прокуратуру поступил ответ на требование от 11.09.2023, согласно которому в деятельности Администрации МО Красноуфимский округ выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В населенных пунктах д. Верхний Баяк, д. Средний Баяк, д. Куянково, д. Русский Турыш, д. Малый Турыш, д. Верхняя Ирга, д. Тактамыш, д. Голенищево, с. Красносоколье, д. Банное, д. Чигвинцево, д. Красная Поляна, д. Калиновка, д. Рябиновка, д. Межевая, д. Екатериновка, д. Каменовка, д. Шуртан д. Большое Кошаево, д. Верх-Бобровка, д. Верх-Никитино, д. Нижнее Никитино, д. Бишково, д. Зауфа, п. Саранинский завод, п. Соколиный камень, д. В-С., д. Сарсы Первые, д. Р. Усть-Маш, д. М. Усть-Маш, д. Новый Бугалыш, д. Усть-Бугалыш, д. Усть-Баяк, д. Усть-Торгаш, д. Красный Турыш, д. Лебяжье, д. Шиловка, д. Колмаково, д. Савиново, д. Черлак, п. Дегтярка отсутствует система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожаре. Таким образом, непринятие администрацией Муниципального образования Красноуфимский округ мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах, создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров, вследствие которых причиняется вред государству. Указанное ставит под угрозу жизнь граждан, их здоровье и имущество, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания и передвижения на территории района. На основании вышеизложенного, Красноуфимский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации МО Красноуфимский округ, выразившееся в непринятие мер, направленных на создание систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах МО Красноуфимский округ, обязать Администрацию МО Красноуфимский округ до 1 сентября 2024 года организовать работу по созданию систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в вышеуказанных населенных пунктах МО Красноуфимский округ.
Протокольным определением суда от 06.10.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Протокольным определением суда от 03.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство общественной безопасности Свердловской области.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 12.12.2023 административный иск прокурора удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Красноуфимский округ, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах муниципального образования Красноуфимский округ. Также суд обязал администрацию Муниципального образования Красноуфимский округ до 1 сентября 2024 года организовать работу по созданию систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в следующих населенных пунктах МО Красноуфимский округ: д. Верхний Баяк, д. Средний Баяк, д. Куянково, д. Русский Турыш, д. Малый Турыш, д. Верхняя Ирга, д. Тактамыш, д. Голенищево, с. Красносоколье, д. Банное, д. Чигвинцево, д. Красная Поляна, д. Калиновка, д. Рябиновка, д. Межевая, д. Екатериновка, д. Каменовка, д. Шуртан д. Большое Кошаево, д. Верх-Бобровка, д. Верх-Никитино, д. Нижнее Никитино, д. Бишково, д. Зауфа, п. Саранинский завод, п. Соколиный камень, д. В-С., д. Сарсы Первые, д. Р. Усть-Маш, д. М. Усть-Маш, д. Новый Бугалыш, д. Усть-Бугалыш, д. Усть-Баяк, д. Усть-Торгаш, д. Красный Турыш, д. Лебяжье, д. Шиловка, д. Колмаково, д. Савиново, д. Черлак, п. Дегтярка.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Администрации муниципального образования Красноуфимский округ подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Повторяя доводы возражений на административно исковое заявления, настаивает на отсутствии оспариваемого бездействия, ссылаясь на то, что меры, направленные на соблюдение пожарной безопасности и оснащение населенных пунктов автоматизированной системой централизованного оповещения, принимаются в соответствии с планом (создания) развития местных автоматизированных систем: централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образований Свердловской области до 2030 года. Система оповещения населения является сегментом региональной системы оповещения населения Свердловской области и создается за счет средств областного бюджета в соответствии с указанным планом, разработанным до 2030 года.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Красноуфимского межрайонного прокурора Бугрин В.М. просит решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 12.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.
Представитель административного истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Чернов В.С. в судебном заседании судебной коллегии с доводами апелляционной жалобы не согласился, просила решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 12.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.
Представители заинтересованного лица Министерства общественной безопасности Свердловской области К. и С.А. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.
Представитель административного ответчика администрации МО Красноуфимский округ, представитель заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом - электронной почтой, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону; если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Согласно подпунктами "а", "в" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях.
Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 Закона N 68-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (далее - Положение N 794), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пункту 3 Положения N 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Согласно пункту 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - Приказ 578/365) системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования.
Согласно пункту 9 Приказ 578/365, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта (пункт 10 Приказ 578/365).
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В пунктах 23, 24 Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 501, указано, что источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, предусматривающие мероприятия, направленные на решение задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 18 марта 2022 года N 70 утверждено Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Свердловской области.
В целях оказания помощи муниципальным образованиям в реконструкции муниципальных систем оповещения в рамках возможностей областного бюджета разработан и утвержден план создания (реконструкции) региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Свердловской области до 2030 года (далее - План) в рамках государственной программы Свердловской области "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2027 года", утвержденной постановление Правительства Свердловской области от 05 апреля 2017 года N 229-ПП (далее - Постановление N 229-ПП). Согласно Плану для максимального охвата централизованным оповещением населения Свердловской области необходимо установить по одному пункту уличного оповещения во всех населенных пунктах Свердловской области численностью населения более 100 человек.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла определения, имеется в виду "...статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ...".
Согласно статье *** N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (часть 1 статьи 63 Закона N 123-ФЗ), которые в силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" относятся к вопросам местного значения.
Согласно положениям статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования Красноуфимский округ.
Проверкой установлено, что в населенных пунктах муниципального образования Красноуфимский округ: д. Верхний Баяк, д. Средний Баяк, д. Куянково, д. Русский Турыш, д. Малый Турыш, д. Верхняя Ирга, д. Тактамыш, д. Голенищево, с. Красносоколье, д. Банное, д. Чигвинцево, д. Красная Поляна, д. Калиновка, д. Рябиновка, д. Межевая, д. Екатериновка, д. Каменовка, д. Шуртан д. Большое Кошаево, д. Верх-Бобровка, д. Верх-Никитино, д. Нижнее Никитино, д. Бишково, д. Зауфа, п. Саранинский завод, п. Соколиный камень, д. В-С., д. Сарсы Первые, д. Р. Усть-Маш, д. М. Усть-Маш, д. Новый Бугалыш, д. Усть-Бугалыш, д. Усть-Баяк, д. Усть-Торгаш, д. Красный Турыш, д. Лебяжье, д. Шиловка, д. Колмаково, д. Савиново, д. Черлак, п. Дегтярка отсутствует система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожаре.
Из ответа главы МО Красноуфимский округ Р. от 11.09.2023 следует, что оповещение населения на территории населенных пунктов в которых отсутствуют уличные пункты оповещения, осуществляется посредством использования громкоговорящих устройств (ГГУ), установленных на автотранспорте сил и средств постоянной готовности (скорая помощь, пожарные, служба спасения, полиция). Администрацией МО Красноуфимский округ заключено соглашение с МО МВД России "Красноуфимский" о привлечении для целей оповещения населения автотранспорта. Возможно задействовать от 1 до 5 машин одновременно. Разработаны и утверждены маршруты движения автомашин (67 маршрутов), оборудованных громкоговорящими устройствами, для оповещения населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Кроме того, в населенных пунктах оборудованы подручные средства оповещения (рынды) для подачи звукового сигнала о пожаре. Оборудование населенных пунктов округа уличными пунктами оповещения продолжается за счет средств регионального бюджета в соответствии с Планом (создания) развития местных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образования Свердловской области до 2030 года.
Данный ответ содержит Приложение с Перечнем населенных пунктов МО Красноуфимский округ, где отсутствуют уличные пункты оповещения. В данный перечень включен 41 населенный пункт.
В соответствии с Планом создания (развития) местных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образований Свердловской области до 2024 года, пунктами уличного оповещения в МО Красноуфимский округ должны быть оснащены: в 2017 году - п. С., с. Криулино, д. Приданниково, в 2018 году - п. Натальинск, д. Большая Тавра, с. Юва, с. Нижнеиргинское, с. Средний Бугалыш, с. Русская Тавра; в 2019 году - с. Крылово, с. Сарсы Вторые, с. Чатлык, д. Подгорна, с. Большой Турыш, д. Сызги, с. Рахмангулово, п. Березовая Роща, д. Чувашково, с. Александровское, с. Марийские Ключики, с. Новое Село, д. Верхний Бугалыш; в 2020 году - с. Ключики, д. Сарсы Первые; в 2021 году - д. Усть-Баяк, д. Татарская Еманзельга, д. Озерки, д. Калиновка, п. Саргая, д. Новый Бугалыш, д. Зауфа; в 2022 году - д. Большое Кошаево, д. Усть-Бугалыш, д. Средний Баяк, д. Русский Усть-Маш, д. Савиново, д. Банное, д. Марийский - Усть-Маш, в 2023 году - д. Шиловка, д. Красная Поляна; в 2024 году - д. Русский Турыш, д. Чигвинцево, д. Верхняя Ирга, д. Голенищево, д. Верх-Бобровка, д. Куянково, д. Красносоколье.
Вместе с тем, из ответа от 11.09.2023 следует, что План создания (развития) местных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образований Свердловской области до 2024 года выполнен не в полном объеме, 41 населенный пункт не оборудован системами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, а именно: д. Верхний Баяк, д. Средний Баяк, д. Куянково, д. Русский Турыш, д. Малый Турыш, д. Верхняя Ирга, д. Тактамыш, д. Голенищево, с. Красносоколье, д. Банное, д. Чигвинцево, д. Красная Поляна, д. Калиновка, д. Рябиновка, д. Межевая, д. Екатериновка, д. Каменовка, д. Шуртан д. Большое Кошаево, д. Верх-Бобровка, д. Верх-Никитино, д. Нижнее Никитино, д. Бишково, д. Зауфа, п. Саранинский завод, п. Соколиный камень, д. В-С., д. Сарсы Первые, д. Р. Усть-Маш, д. М. Усть-Маш, д. Новый Бугалыш, д. Усть-Бугалыш, д. Усть-Баяк, д. Усть-Торгаш, д. Красный Турыш, д. Лебяжье, д. Шиловка, д. Колмаково, д. Савиново, д. Черлак, п. Дегтярка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, пришел к выводу, что административным истцом доказан факт бездействия административного ответчика, выразившегося в непроведении мероприятий по установке муниципальных автоматизированных систем оповещения населения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе о пожаре. Доказательств создания муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями законодательства в перечисленных населенных пунктах, административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Действительно действующим законодательством предусмотрено оборудование населенных пунктов указанной системой оповещения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, оборудование муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения осуществляется в рамках реализации Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 501, Программы Свердловской области "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2027 года", утвержденной Постановлением N 229-ПП, предусматривающей сроки и объемы финансирования оборудования населенных пунктов автоматизированной системой централизованного оповещения.
При этом в рамках доведенных ассигнований, с учетом планов заданий, административным ответчиком принимаются соответствующие меры по оснащению спорных населенных пунктов, что подтверждается представленными графиками оснащения муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения. При этом оборудование населенных пунктов планируется провести до 2030 года, что соответствует федеральному и региональному законодательству.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из представленных доказательств следует отсутствие бездействия со стороны административного ответчика в данной части, поскольку программа и графики оборудования системой оповещения соблюдаются, о чем свидетельствует установка оборудования в п. С., с. Криулино, д. Приданниково, п. Натальинск, с. Средний Бугалыш, с. Юва, с. Русская Тавра, д. Большая Тавра, с. Нижнеиргинское, с. Крылово, с. Чатлык, д. Подгорная, д. Сызги, с. Рахмангулово, п. Березовая Роща, д. Чувашково, с. Александровское, с. Марийские Ключики, с. Новое Село, с. Большой Турыш, с. Ключики, с. Сарсы Вторые, д. Верхний Бугалыш; д. Татарская Еманзельга, д. Озерки, п. Саргая и внесение данного оборудования в реестр муниципальной собственности.
Как следует из ответа главы МО Красноуфимский округ Р. от 11.09.2023 N 2012 оповещение населения на территории населенных пунктом МО Красноуфимский округ, в которых отсутствуют уличные пункты оповещения, осуществляется посредством использования передвижных громкоговорящих устройств, установленных на автотранспорте сил и средств постоянной готовности (скорая помощь, пожарные, служба спасения, полиция). Кроме того, в указанных населенных пунктах оборудованы подручные средства оповещения (рынды) для подачи звукового сигнала о пожаре. Оборудование населенных пунктов округа уличными пунктами оповещения продолжается за счет средств регионального бюджета в соответствии с Планом развития местных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образований Свердловской области до 2030 года.
Таким образом, оснований для признания бездействия административного ответчика и полагать, что данная программа и графики не будут исполнены административным ответчиком у судебной коллегии оснований не имеется, учитывая, что финансирование данной программы осуществляется, в том числе и за счет регионального бюджета, без софинансирования из бюджетов других уровней административный ответчик не имеет финансовой возможности для оборудования муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения, которая должна отвечать установленным требованиям.
Возложение судом на административного ответчика исполнения указанной обязанности до 01.09.2024 фактически потребует немедленного ее выполнения, в то время, как бюджет муниципального образования на 2023 и 2024 год уже утвержден, объемы финансирования Программы утверждены. Изменение сроков фактически повлечет за собой изменение объемов финансирования и соответствующих сроков, установленных Программой.
Также судебная коллегия полагает, что сам факт возложения на административного ответчика указанной обязанности в отсутствие соответствующего финансирования без согласования с Министерством общественной безопасности Свердловской области графиков оборудования соответствующих населенных пунктов, будет являться формальным удовлетворением требований прокурора, которое не повлечет полноценной защиты прав граждан.
Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая положения региональной программы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку необходимой совокупности условий, установленных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 12.12.2023 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Красноуфимский округ о признании действий незаконными, возложении обязанности отказать.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
О.А.ДОРОХИНА
И.Г.НАСЫКОВ