Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.06.2024 по делу N 33а-9391/2024 (УИД 66RS0056-01-2024-000131-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, произвести в помещениях отделку материалами, соответствующими классу пожарной опасности, обеспечить документацией установки пожарной автоматики, иные технические средства.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проведенной проверки деятельности администрации исправительного учреждения выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в адрес руководителя исправительного учреждения были внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.06.2024 по делу N 33а-9391/2024 (УИД 66RS0056-01-2024-000131-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, произвести в помещениях отделку материалами, соответствующими классу пожарной опасности, обеспечить документацией установки пожарной автоматики, иные технические средства.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проведенной проверки деятельности администрации исправительного учреждения выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в адрес руководителя исправительного учреждения были внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2024 г. по делу N 33а-9391/2024
УИД: 66RS0056-01-2024-000131-66
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федина К.А.,
судей Дорохиной О.А., Антропова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи хода судебного заседания помощником судьи Пугачевым Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-199(8)2024 по административному исковому заявлению Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе административных ответчиков Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 12.03.2024.
Заслушав доклад судьи Дорохиной О.А., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., судебная коллегия
установила:
Тавдинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Т.В., действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ФКУ ИК-19, Учреждение), в котором, с учетом уточнения требований, просил о возложении обязанности в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- произвести в помещениях контрольно-пропускного пункта, комнате длительных свиданий отделку стен (на путях эвакуации), в отряде N 5 отделку потолка и пола, в тамбуре главного входа и в коридоре первого и второго этажа здания штаба (на путях эвакуации), здании столовой (на путях эвакуации), а именно в коридоре служебных помещений, клубе в читальном зале отделку пола материалами, соответствующими требуемому классу пожарной опасности;
- обеспечить проектной и исполнительной документацией на установки пожарной автоматики, а также технической документацией на технические средства, эксплуатируемые в составе указанной системы, здания общежитий отрядов под номерами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, школы, столовой, магазина, клуба, медико-санитарной части, штрафного изолятора, штаба жилой зоны, церкви, швейного участка (бывшее здание ПТУ), ПТУ, карантина, гаража со швейным участком, отдела охраны (КПП), ЖКО, дежурной части колонии-поселения и штрафного изолятора расположенного в данном помещении, в общежитии отряда колонии-поселения, охраны караула N 1.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной проверки деятельности администрации ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области в период с 16.08.2023 по 22.08.2023 с привлечением специалиста - ОНДиПР Тавдинского городского округа, Таборинского муниципального района УНДиПР ГУМЧС России по Свердловской области выявлены многочисленные нарушения требований Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 20.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". По фактам выявленных нарушений закона в адрес руководителя исправительного учреждения 30.08.2023 и 23.11.2023 были внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения не устранены.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 12.03.2024 административные исковые требования прокурора удовлетворены.
На Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 19" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области возложена обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- произвести в помещениях контрольно-пропускного пункта, комнате длительных свиданий отделку стен (на путях эвакуации), в отряде N 5 отделку потолка и пола, в тамбуре главного входа и в коридоре первого и второго этажа здания штаба (на путях эвакуации), здании столовой (на путях эвакуации), а именно в коридоре служебных помещений, клубе в читальном зале отделку пола материалами, соответствующими требуемому классу пожарной опасности;
- обеспечить проектной и исполнительной документацией на установки пожарной автоматики, а также технической документацией на технические средства, эксплуатируемые в составе указанной системы, здания общежитий отрядов под номерами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, школы, столовой, магазина, клуба, медико-санитарной части, штрафного изолятора, штаба жилой зоны, церкви, швейного участка (бывшее здание ПТУ), ПТУ, карантина, гаража со швейным участком, отдела охраны (КПП), ЖКО, дежурной части колонии-поселения и штрафного изолятора расположенного в данном помещении, в общежитии отряда колонии-поселения, охраны караула N 1.
На ФСИН России возложена обязанность при недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области денежных средств на устранение нарушений в области пожарной безопасности в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на указанные цели через соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области.
Не согласившись с решением суда, ФКУ ИК-19, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца в полном объеме.
В обоснование указали, что судебное решение не соответствует принципу исполнимости, поскольку деятельность Учреждения зависит об объема финансирования, поступающего из федерального бюджета, в связи с чем у Учреждения отсутствует возможность исполнить решение суда в установленные судом сроки. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании судебной коллегии прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь
статьей 150,
частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Тавдинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с 16.08.2023 по 22.08.2023 с привлечением специалиста ОНДиПР Тавдинского городского округа, Таборинского муниципального района УНДиПР ГУМЧС России по Свердловской области в деятельности администрации ФКУ ИК-19 выявлены нарушения требований Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 20.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
В ходе проверки выявлено, что в нарушение
части 6 статьи 134 Технического регламента в помещениях контрольно-пропускного пункта и комнаты длительного свидания отделка стен на путях эвакуации произведена материалами, не соответствующими требуемому классу пожарной опасности.
Кроме того, отделка потолка и пола отряда N 5 жилой зоны ИК-19 также произведена материалами, не соответствующими требуемому классу пожарной опасности.
На путях эвакуации в тамбуре главного входа и в коридоре первого и второго этажа здания штаба, здании столовой, а также в коридоре служебных помещений, клуба в читальном зале отделка пола выполнена материалами с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2.
В нарушение
пункта 54 Правил в зданиях общежитий отрядов под номерами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, школы, столовой, магазина, клуба, медико-санитарной части, штрафного изолятора жилой зоны ИК-19, штаба жилой зоны, церкви, швейного участка (бывшее здание ПТУ), ПТУ, карантина, гаража со швейным участком, отдела охраны (КПП), ЖКО, дежурной части колонии-поселения и штрафного изолятора, расположенного в данном помещении, в общежитии отряда колонии-поселения, охраны караула N 1 отсутствует проектная и исполнительная документация на установки пожарной автоматики, а также техническая документация на технические средства, эксплуатируемые в составе указанной системы.
По фактам выявленных нарушений закона в адрес руководителя исправительного учреждения 30.08.2023 и 23.11.2023 Тавдинским прокурором по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях были внесены представления, по результатам рассмотрения которых выявленные нарушения пожарной безопасности не отрицались, но в то же время не устранены.
Постановлением главного Государственного инспектора ОНДиПР Тавдинского ГО, Т.М. по пожарному надзору, начальника ОНДиПР Тавдинского ГО, Т.М. УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области N 87 от 12.09.2023 (с учетом изменений, внесенных решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 08.12.2023) ФКУ ИК-19 признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Факт выявленных нарушений должностными лицами учреждения признается и подтверждается приобщенными к материалам проверки документами (информация в прокуратуру от 10.10.2023 N 68/19/14-6006, 21.12.2023 N 68/19U4-7377 и 27.12.2023 N 68/19/14-7540).
Для устранения имеющихся в исправительном учреждений нарушений пожарной безопасности ФКУ ИК-19 в адрес ГУФСИН России по Свердловской области направлялись заявки о включении зданий Учреждения в план текущих ремонтов 2024 года и выделении лимитов бюджетных обязательств на устранение указанных выше нарушений норм и правил пожарной безопасности, а также направлялись заявки на выделение специалиста в области пожарной сигнализации. Однако финансовых средств на указанные цели в 2023 - 2024 годах до исправительного учреждения не доводилось, что подтверждается справкой главного бухгалтера ИК-19.
Изложенное послужило основанием для обращения Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности административным ответчиком до настоящего времени не устранены, в связи с чем создается угроза жизни и здоровью сотрудников и осужденных, находящихся в зданиях ФКУ ИК-19.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами, поскольку они основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Невыполнение требований пожарной безопасности влечет увеличение рисков возникновения и распространения пожара, вследствие чего ведет к реальной угрозе причинения существенного вреда жизни или здоровью людей.
Статьями 37 и
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и иными нормативными актами в данной сфере.
В соответствии с
пунктом 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", следует, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 для покрытий пола в общих коридорах.
Согласно
пункту 54 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, на объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
В соответствии с
пунктами 2,
4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Принимая во внимание, что доказательств устранения вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности в материалы дела не представлено, административный ответчик не оспаривал наличие указанных нарушений, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со
статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что ФКУ ИК-19 не создала условий, при которых неопределенный круг лиц, в частности, осужденные и персонал, будут защищены в соответствии с техническими правилами и требованиями о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых подлежит возложению на Учреждение как на лицо, обязанное соблюдать требования пожарной безопасности
С учетом длящегося характера допущенных нарушений, реальной опасности наступления негативных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сотрудников учреждения, а также причинения ущерба государству в случае возникновения пожара суд обоснованно возложил на ФКУ ИК-19 обязанность произвести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что у Учреждения отсутствует возможность исполнить решение суда в установленные судом сроки, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, должник вправе поставить перед судом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (
статья 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, судебная коллегия, соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возможности возложения на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, при недостаточности средств у исправительного учреждения, поскольку это является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В соответствии с положениями
статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу
статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно
Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на ФСИН России такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований к ФСИН России с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь
статьями 308,
309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 12.03.2024 в части возложения на ФСИН России обязанности при недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области денежных средств на устранение нарушений в области пожарной безопасности обязанность в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на указанные цели через соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области - отменить.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 12.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
О.А.ДОРОХИНА
И.В.АНТРОПОВ