Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.09.2024 по делу N 33а-14357/2024 (УИД 66RS0038-01-2023-000834-59)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании в части недействующим постановления органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима.
Обстоятельства: Прокурор указал, что введение особого противопожарного режима на землях, не находящихся в муниципальной собственности, является превышением органами местного самоуправления предоставленных полномочий, постановление не отвечает критериям определенности.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.09.2024 по делу N 33а-14357/2024 (УИД 66RS0038-01-2023-000834-59)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании в части недействующим постановления органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима.
Обстоятельства: Прокурор указал, что введение особого противопожарного режима на землях, не находящихся в муниципальной собственности, является превышением органами местного самоуправления предоставленных полномочий, постановление не отвечает критериям определенности.
Решение: Отказано.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2024 г. по делу N 33а-14357/2024
УИД 66RS0038-01-2023-000834-59
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Бачевской О.Д., Патрушевой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-55/2024 по административному исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Невьянского городского округа, главе Невьянского городского округа Б. о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления администрации Невьянского городского округа от 13 апреля 2023 года N 623-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа" в части
по апелляционным жалобам заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, административного ответчика Администрации Невьянского городского округа на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 03 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Забродиной Е.А., представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Свердловской области Г., судебная коллегия
установила:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Невьянского городского округа, главе Невьянского городского округа Б., в котором с учетом уточнения просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации Невьянского городского округа от 13 апреля 2023 года N 623-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа" в части: пунктов 1, абзаца 1 пункта 2 в той мере, в которой они устанавливают особый противопожарный режим и дополнительные меры пожарной безопасности на территории Невьянского городского округа за пределами территорий сельских и городских населенных пунктов: город Невьянск, село Аятское, поселок Быньговский, поселок Вересковый, поселок Аять, поселок Таватуй, поселок Калиново, поселок Невьянский Рыбзавод, поселок Приозерный, поселок Таватуйский Детдом, село Таватуй, поселок Цементный, поселок Забельный, село Быньги, поселок Аник, поселок Ударник, село Киприно, село Корелы, село Конево, деревня Гашени, деревня Осиновка, поселок Ребристый, деревня Невьянка, село Федьковка, поселок Середовина, поселок Осиновский, деревня Нижние Таволги, деревня Верхние Таволги, деревня Сербишино, село Шайдуриха, село Кунара, деревня Пьянково, село Шурала, поселок Шурала, деревня с предполагаемым наименованием Сосновка, в том числе на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения;
подпунктов 2, 3, 4, 6, 11 пункта 2 Постановления администрации Невьянского городского округа от 13 апреля 2023 года N 623-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой в порядке надзора изучены нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в сфере пожарной безопасности в лесах при установлении особого противопожарного режима. Постановлением Правительства Свердловской области от 06 апреля 2022 года N 248-ПП "Об установлении особого противопожарного режима на территории Свердловской области" с 15 апреля 2023 года на территории всей области установлен особый противопожарный режим. Во исполнение указанного Постановления, Главой Невьянского городского округа принято оспариваемое постановление Администрации Невьянского городского округа от 13 апреля 2023 года N 623-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа". Административный истец полагает, что при принятии указанного постановления Администрацией Невьянского городского округа превышены полномочия органов местного самоуправления в сфере пожарной безопасности, кроме того, в оспариваемой части постановление не отвечает критериям определенности.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе установление ими противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности исключительно в границах городских и сельских населенных пунктов. Границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы муниципального образования Невьянского городского округа установлены Законом Свердловской области от 20 июля 2015 года N 95-ОЗ "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области". Согласно лесному законодательству органы местного самоуправления в пределах своих полномочий ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенного вида работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах. Полномочия органов местного самоуправления по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах относятся к лесным участкам, находящимся в муниципальной собственности. Введение органом местного самоуправления особого противопожарного режима, ограничение пребывания граждан в лесах в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 06 сентября 2016 года N 457 осуществляется исключительно в отношении муниципальных городских лесов и в границах населенных пунктов. Запрет пребывания в лесах, которые расположены на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, за пределами населенных пунктов, является неправомерным. Введение Главой городского округа на всей территории городского округа особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности, в том числе на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения за границами населенных пунктов, а также установление запрета пребывания граждан в лесах, в том числе на землях иных категорий, не находящихся в муниципальной собственности, проведение в этих лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности за пределами населенных пунктов, является превышением органами местного самоуправления полномочий, установленных законом.
Кроме того, оспариваемым постановлением решение о проведения определенных работ в целях обеспечения пожарной безопасности не принято, срок их действия и конкретные меры не определены, что свидетельствует о неопределенности введенного запрета, нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное посещение лесов, выполнение определенных видов работ, может повлечь незаконное привлечение к административной ответственности по статье 11-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", не обеспечивается реальная цель правового регулирования в области охраны лесов от пожаров со стороны органов местного самоуправления.
Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Главное управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее по тексту ГУ МЧС России по Свердловской области).
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 03 мая 2024 года административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Администрация Невьянского городского округа подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Повторяя доводы возражений на административное исковое заявление, настаивает на том, что Постановление в оспариваемой части является законным, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, не противоречит вышестоящим нормативным правовым актам. Вопреки утверждениям административного истца, оспариваемые положения Постановления не устанавливают запрет на посещение лесов. В рамках введения особого противопожарного режима приняты дополнительные меры пожарной безопасности в части ограничения на проведения определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности.
Заинтересованное лицо ГУ МЧС России по Свердловской области, выражая несогласие с судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылаясь на положения абзацев 6, 15, 20 статьи 1, статей 19, 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 8 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области", статей 2, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, настаивает на том, что оспариваемое Постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, направлено на минимизацию угрозы возникновения ландшафтных (природных) пожаров и их дальнейшего перехода на территорию населенных пунктов. Считает, что Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утвержденных приказом Минприроды России от 06 сентября 2016 года N 457 не ограничивает полномочия органа местного самоуправления, действующего в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Свердловской области Г. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Забродина Е.А. просила решение суда изменить в части срока с которого нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, просила признать недействующим постановление с момента его принятия, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Администрации Невьянского городского округа, административный ответчик глава Невьянского городского округа Б., заинтересованное лицо К. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены электронной почтой, смс-оповещением, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Учитывая надлежащее извещение данных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Свердловской области, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражения административного истца на них, поступившие по судебному запросу документы - выкопировка из Генерального плана Невьянского городского округа, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.
Разрешая заявленные требования исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Администрации города Екатеринбурга на принятие оспариваемого нормативного правового акта; б) форму и вид, в которых административный ответчик вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 2 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (статья 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Правительства Свердловской области 06 апреля 2023 года N 248-ПП "Об установлении особого противопожарного режима в Свердловской области" установлен особый противопожарный режим на территории Свердловской области с 15 апреля 2023 года. Пунктом 8 указанного постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований принять нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований об установлении на территориях муниципальных образований особого противопожарного режима, предусмотреть проведение ряда мероприятий.
Во исполнение указанного постановления Правительства Свердловской области, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", постановлением Правительства Свердловской области от 06 апреля 2023 года N 248-ПП "Об установлении особого противопожарного режима в Свердловской области" и в целях обеспечения пожарной безопасности жилищного фонда, промышленных объектов, учреждений, расположенных в границах Невьянского городского округа, в весенне-летний пожароопасный период 2023 год, Администрацией Невьянского городского округа 13 апреля 2023 года принято постановление N 623-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа" (далее по тексту - оспариваемое постановление, Постановление N 623-п).
Указанным постановлением постановлено установить на территории Невьянского городского округа особый противопожарный режим с 15 апреля 2023 года до особого распоряжения (пункт 1).
В пункте 2 Постановления N 623-п в период особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа установлены запреты, в том числе на: 1) разведение костров; 2) сжигание стерни, пожнивных и порубочных остатков, мусора, травы на открытых площадках, в том числе на индивидуальных приусадебных участках, в коллективных садах, на территориях организаций и предприятий, в лесных массивах; 3) проведение сельскохозяйственных палов и иное выжигание сухой травянистой растительности, в том числе вдоль железных дорог, под линиями электрических проводов, проходящих через территории лесных насаждений; 4) проведение пожароопасных работ в населенных пунктах, на лесных участках и торфомассивах; 6) проведение лесозаготовок и использование техники на полевых работах, не имеющей искрогасителей; 11) приготовление пищи в лесах, городских лесопарках и прилегающих к ним территориях, как с использованием открытого огня, так и на углях.
Данное постановление подписано главой Невьянского городского округа Б.; в соответствии с пунктом 9 настоящего постановления, оно опубликовано в газете "Муниципальный вестник Невьянского городского округа" от 21 апреля 2023 года N 15 (245); размещено на официальной сайте Невьянского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". (т. 1, л. <...>).
В указанное постановление 16 июня 2023 года на основании постановления Администрации Невьянского городского округа N 1104-п были внесены изменения, признаны утратившим силу подпункт 10 пункта 2, абзац "в" подпункта 2 пункта 3, абзац 2 подпункта 4 пункта 4, абзац 2 подпункта 10 пункта 5.
Оспариваемое постановление признано утратившим силу, а особый противопожарный режим на территории Невьянского городского округа отменен в связи с принятием Администрацией Невьянского городского округа постановления 14 сентября 2023 года N 1801-п "Об отмене особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа". (т. 1, л. д. 140).
Разрешая заявленные требования прокурора и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 19, 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности, статьи 8 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области, статьи 3 Устава Невьянского городского округа, пришел к выводу, что нормативное регулирование в части установления особого противопожарного режима за границами населенных пунктов, то есть на всей территории городского округа, не может относиться к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Администрация Невьянского городского округа осуществила оспариваемое регулирование по вопросу, составляющему предмет полномочий регулирования иного уровня. Суд указал, что Администрация Невьянского городского округа превысила полномочия в нормотворческой сфере, распространив действие постановления от 13 апреля 2023 года N 623-п не только в границах населенных пунктов Невьянского городского округа, но и на всю территорию муниципального образования.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем полагает заслуживающим внимания доводы апелляционных жалоб административного ответчика и заинтересованного лица.
Законом об общих принципах организации местного самоуправления к полномочиям органов местного самоуправления отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, а также защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к вопросам местного значения.
Так, согласно пункту 10 части 1 статьи 16 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в статье 1 под пожарной безопасностью определяет состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу части 3 статьи 3 Закона о пожарной безопасности основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 19 и 30 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (пункт 1); установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия (пункт 5).
Обеспечение органами местного самоуправления городских округов первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктах путем установления особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности мер предусмотрено статьей 8 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области".
Данной нормой также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно статье 14 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области", в случае повышения пожарной опасности решением Правительства Свердловской области или органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на соответствующих территориях в соответствии с федеральным законом может устанавливаться особый противопожарный режим.
В соответствии с федеральным законом на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Свердловской области и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Уставом Невьянского городского округа в статье 3 закреплено, что городской округ является муниципальным образованием, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области вопросов.
В силу статей 6 - 6.2 Устава к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, а также иные полномочия в соответствии с Законом об организации местного самоуправления.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных положений закона, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления городского округа. При этом к первичным мерам пожарной безопасности относится установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности, при введении которого полномочия органов местного самоуправления городского округа распространяются за границы городских и сельских населенных пунктов.
В соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, установлено, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 6 сентября 2016 года N 457 утвержден Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, исходя из указанных положений закона, ни Порядок, ни положения статьи 30 Закона о пожарной безопасности не ограничивают органы местного самоуправления городского округа при введении особого противопожарного режима установление дополнительных требования пожарной безопасности только территорией населенных пунктов. Из содержания абзаца 2 названной нормы закона следует, что муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа по пожарной безопасности в целом могут устанавливаться дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе вне границ населенных пунктов.
Исходя из содержания оспариваемых административным истцом пунктов Постановления N 623-п следует, что административным ответчиком установлен особый противопожарный режим на территории Невьянского городского округа. При этом положения оспариваемых пунктов Постановления N 623-П, не содержат запрета на посещения лесов. Из буквального толкования подпунктов 2, 3, 4, 6, 11 пункта 2 Постановления N 623-п следует, что они содержат определенные ограничения при проведении работ и посещении лесов, с целью исключения возникновения пожара, что не противоречит вышеуказанным положениям закона, а также положениям раздела II Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
Указанные положения пункта 1, подпунктов 2, 3, 4, 6, 11 пункта 2 Постановления N 623-п не содержат неясностей, определяют конкретные правила поведения, которые обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами, с целью соблюдения пожарной безопасности в период введения особого противопожарного режима. Срок установлен до особо распоряжения, особый противопожарный режим отменен 14 сентября 2023 года.
Меры, указанные в оспариваемых пунктах Постановления N 623-п связаны с повышением пожарной опасности, носят временный характер и имеют предупредительную направленность.
Оспариваемые положения пунктов 1, подпунктов 2, 3, 4, 6, 11 пункта 2 Постановления N 623-п, с учетом установленных обстоятельств, вопреки выводам суда не противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав неопределенного круга лиц.
Проверяя порядок принятия оспариваемого постановления, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое постановление (в редакции постановления от 16 июня 2023 года N 1104-п) принято компетентным органом местного самоуправления, по предмету, отнесенному к его ведению, с соблюдением предоставленных полномочий, требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права, что в силу положений части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства является основанием для отмены решения суда, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 03 мая 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Невьянского городского округа, главе Невьянского городского округа Б. о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления администрации Невьянского городского округа от 13 апреля 2023 года N 623-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа" в части - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Н.В.ШАБАЛДИНА
Судьи
О.Д.БАЧЕВСКАЯ
М.Е.ПАТРУШЕВА