Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.02.2024 по делу N 33а-549/2024(33а-20797/2023)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обязании местной администрации устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что при проверке выявил нарушения: вокруг территории населенных пунктов не созданы противопожарные минерализованные полосы, на территории поселков не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, не соблюдены противопожарные расстояния от зданий и сооружений до границ лесных насаждений, не организована очистка территории возле леса от горючих материалов, не установлены указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.02.2024 по делу N 33а-549/2024(33а-20797/2023)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обязании местной администрации устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что при проверке выявил нарушения: вокруг территории населенных пунктов не созданы противопожарные минерализованные полосы, на территории поселков не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, не соблюдены противопожарные расстояния от зданий и сооружений до границ лесных насаждений, не организована очистка территории возле леса от горючих материалов, не установлены указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2024 г. по делу N 33а-549/2024(33а-20797/2023)
УИД: 66RS0015-01-2023-000806-04
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федина К.А.,
судей Антропова И.В., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи хода судебного заседания административное дело N 2а-919/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Асбеста, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Малышевского городского округа о возложения обязанности
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Малышевского городского округа на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 20 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Антропова И.В., объяснения представителя административного истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А., представителя административного ответчика администрации Малышевского городского округа Соколова Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Асбеста, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Малышевского городского округа, просил возложить на ответчика обязанность в срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование требований искового заявления указано, что прокуратурой г. Асбеста проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и по противодействию природным пожарам на территории населенных пунктов, расположенных в Малышевском городском округе, в связи с предписанием Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 18 апреля 2023 года N 1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства в деятельности администрации Малышевского городского округа о противопожарной безопасности. Проверкой прокуратуры установлены следующие нарушения требований законодательства: вокруг территории населенных пунктов поселка городского типа М., поселков Изумруд, Ч., Ш. органами местного самоуправления не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; на территории поселка городского типа М., поселков Изумруд, Ч. не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также в поселке городского типа М. и поселке Ч. не созданы условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения; не учтены противопожарные расстояния от зданий, сооружений до границ лесных насаждений; не организована очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса; не установлены указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения. Выявленные нарушения обязательных требований противопожарного законодательства и непринятие мер по предупреждению чрезвычайной ситуации нарушают права неопределенного круга лиц на защиту окружающей среды от негативного воздействия пожаров, создают угрозу жизни и здоровью жителей поселений, возникновения материального ущерба имуществу.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 20 июня 2023 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд постановил возложить на администрацию Малышевского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- по созданию вокруг территории населенных пунктов Малышевского городского округа противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров;
- по созданию для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях:
на территории поселка городского типа М.: улица 2-я Зеленая, улица 1-я Зеленая, микрорайон "Зеленый", улица Восточная, коллективный сад N 2, улица Автомобилистов, улица Тимирязева, Рефтинская насосная, улица Геологов, улица Горького, улица Звездная, улица Маяковского, улица Осипенко, улица Приозерная, улица Солнечная, улица Свободы, улица Лермонтова, улица М., микрорайон Западный, улица Пионерская, улица 8-е Марта, улица Ленина, улица Мопра, улица Советская, улица Азина, улица Ветеранов, улица Гоголя, улица Декабристов, улица Культуры, улица Лесная, микрорайон Зеленый, улица Мира, переулок Ветеранов, переулок Мира, улица Победы, улица Пушкина, Рыночный проезд, улица Строителей, улица Уральская, улица Февральская, улица Щорса, 1, 2, 3 переулки Большакова (кроме улицы Лесная, дом 11; улицы Строителей, дом 13; улицы Азина, дома 1а, 13, 24; улицы Азина, дом 3; улицы Декабристов; улицы 1-я Зеленая, дом 2; улицы Свободы, дома 18, 15, 17; улицы Свободы, дом 44 - улицы Мира; улицы Свободы - улицы Мопра, дом 22; улицы Тимирязева, дома 15, 3а, 9а; улицы Автомобилистов, дом 6, 1а; улицы Геологов, дом 12; улицы Звездная, дом 1; улицы Ветеранов, дом 26; улицы Мопра, дома 23, 13, 14, 17; улицы Культуры, дома 3, 6; 2-ой переулок Большакова),
на территории <...> территория СДТ "Березка", территория СДТ "Солнечный", территория СДТ "Уютный", улица Артема, улица Калинина, улица Крупской, улица Куйбышева, улица Свердлова, улица Чкалова, улица Шахтерская, улица Ясная;
- по созданию противопожарных расстояний от зданий, сооружений на территориях населенных пунктов Малышевского городского округа до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород;
- по организации и очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделении леса противопожарной минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, или иным противопожарным барьером;
- по обеспечению указания направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, на территории Малышевского городского округа.
Не согласившись с решением суда, административным ответчиком администрацией Малышевского городского округа подана апелляционная жалоба, в которой просит о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Прокурором г. Асбест Худолеевым В.А. на апелляционную жалобу административного ответчика поданы письменные возражения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 декабря 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Малышевского городского округа Соколов Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать в полном объеме.
Представитель административного истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаева А.А. просит решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 20 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика.
Административный истец прокурор г. Асбеста в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен заблаговременно и надлежащим образом - электронной почтой 14 января 2024 года, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного ответчика и возражений административного истца на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в части 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Положениями статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон N 69-ФЗ) определено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов (статья 19 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее также - Правила противопожарного режима).
В соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Положениями пункта 71 Правил противопожарного режима установлены требования, предусматривающие обеспечение надлежащего технического содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48).
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также - Технический регламент) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Технического регламента).
Положениями пункта 36 статьи 2 данного Технического регламента, определяющего противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) как нормированное расстояние между зданиями, сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара, и пунктом 4.14 Приказа МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" установлены противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, прокуратурой г. Асбеста проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности и по противодействию природным пожарам на территории населенных пунктов, расположенных в Малышевском городском округе.
В апреле 2023 года на основании распоряжения от 3 апреля 2023 года N 1 Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области была проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов, расположенных на территории Малышевского городского округа, вошедших в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности на территории Малышевского городского округа выявлены следующие нарушения требований законодательства, а именно:
- вокруг территории населенных пунктов Малышевского городского округа не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров;
- для целей пожаротушения не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях:
на территории поселка городского типа М.: улица 2-я Зеленая, улица 1-я Зеленая, микрорайон "Зеленый", улица Восточная, коллективный сад N 2, улица Автомобилистов, улица Тимирязева, Рефтинская насосная, улица Геологов, улица Горького, улица Звездная, улица Маяковского, улица Осипенко, улица Приозерная, улица Солнечная, улица Свободы, улица Лермонтова, улица М., микрорайон Западный, улица Пионерская, улица 8-е Марта, улица Ленина, улица Мопра, улица Советская, улица Азина, улица Ветеранов, улица Гоголя, улица Декабристов, улица Культуры, улица Лесная, микрорайон Зеленый, улица Мира, переулок Ветеранов, переулок Мира, улица Победы, улица Пушкина, Рыночный проезд, улица Строителей, улица Уральская, улица Февральская, улица Щорса, 1, 2, 3 переулки Большакова (кроме улицы Лесная, дом 11; улицы Строителей, дом 13; улицы Азина, дома 1а, 13, 24; улицы Азина, дом 3; улицы Декабристов; улицы 1-я Зеленая, дом 2; улицы Свободы, дома 18, 15, 17; улицы Свободы, дом 44 - улицы Мира; улицы Свободы - улицы Мопра, дом 22; улицы Тимирязева, дома 15, 3а, 9а; улицы Автомобилистов, дом 6, 1а; улицы Геологов, дом 12; улицы Звездная, дом 1; улицы Ветеранов, дом 26; улицы Мопра, дома 23, 13, 14, 17; улицы Культуры, дома 3, 6; 2-ой переулок Большакова),
на территории <...> территория СДТ "Березка", территория СДТ "Солнечный", территория СДТ "Уютный", улица Артема, улица Калинина, улица Крупской, улица Куйбышева, улица Свердлова, улица Чкалова, улица Шахтерская, улица Ясная;
- не созданы противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях населенных пунктов Малышевского городского округа до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород;
- не организована очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделении леса противопожарной минерализованной полосой, шириной не менее 1,4 метра, или иным противопожарным барьером;
- не обеспечено указание направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, на территории Малышевского городского округа.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области составлен акт проверки от 18 апреля 2023 года N 3. Администрации Малышевского городского округа вручено предписание от 18 апреля 2023 года N 1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона и собранными по делу доказательствами, установив, что в ходе проверки на территории Малышевского городского округа выявлены нарушения требований законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, неисполнение обязательных требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, пришел к выводу об удовлетворении требований, признав срок шесть месяцев для исполнения судебного решения достаточным и разумным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений, они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзацы 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Понятие пожара и пожарной безопасности закреплено в части 1 статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ, согласно которой пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Исходя из изложенного, к предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера относится, в том числе соблюдение пожарной безопасности в целях предупреждения возникновения пожаров.
Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 6 Устава Малышевского городского округа (принят Решением Думы муниципального образования рабочий поселок М. от 21 июня 2005 года N 83) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Учитывая вышеприведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенных административным ответчиком нарушениях в области пожарной безопасности и правомерном возложении обязанности устранить данные нарушения.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об установлении срока - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку установленный судом в решении срок для исполнения требований является разумным, при определении данного срока судом приняты во внимание характер выявленных нарушений пожарной безопасности; отнесение территории поселка городского типа М., поселков Изумруд, Ч., Ш. к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18 марта 2021 года N 142-ПП "О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному сезону".
Указанные нарушения пожарной безопасности создают реальную угрозу отсутствия возможности своевременного тушения возникающих пожаров, что может привести к человеческим жертвам и уничтожению имущества, в связи с чем установление более длительного срока для устранения выявленных нарушений может повлечь нарушение охраняемых законом прав неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о несогласии с перечнем заявленных прокурором к устранению в исковом заявлении нарушений, в том числе со ссылкой на их частичное устранение в ходе рассмотрения дела (заключение договора от 15 февраля 2023 года N 2С с ГКУ СО "Сухоложское лесничество" об оборудовании минерализованных полос вокруг населенных пунктов, договора поставки от 9 июня 2023 года N 181 с Асбестовским городским отделением Общероссийской организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" о поставке знаков указательных "Пожарный водоем"), основанием для отмены решения суда не являются, поскольку были предметом надлежащей судебной оценки и обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств. При этом, возложение на ООО "АВТ Плюс" обязанности обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности и расположенных на территории Малышевского городского округа, со ссылкой на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2023 года по делу N А60-5320/2022, не освобождает администрацию Малышевского городского округа от соблюдения указанных выше требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности при решении вопросов местного значения на территории поселка городского типа М., поселков Изумруд, Ч., Ш. Малышевского городского округа.
Также апеллянт полагает, что требование о создании противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров направлено на использование Администрацией земельных участков за пределами территории муниципального образования, что является невозможным.
Между тем, указанный довод апелляционной жалобы основан на неверном толковании административным ответчиком норм действующего законодательства. Так, из материалов дела не следует, что создание противопожарной минерализованной полосы возможно исключительно на землях лесного фонда. Противопожарная минерализованная полоса представляет собой искусственно созданную полосу на поверхности земли, очищенную от горючих материалов или обработанную почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы, создающая барьер от распространения огня по поверхности земли вокруг населенных пунктов. Фактически устройство защитной противопожарной минерализованной полосы происходит по периметру населенного пункта, соответственно, основания для вывода о том, что противопожарной минерализованная полоса может быть организована исключительно на землях лесного фонда, отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводы суда, а по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда оценку по правилам статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы административного ответчика свидетельствуют о несогласии его с оценкой доказательств и установленными судом фактическими обстоятельствами, при правильном применении судом норм материального и процессуального права не влияют на исход дела и не влекут отмену судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и являющихся основанием для отмены решения суда, таковые не установлены и судебной коллегией.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает законным и обоснованным решение суда первой инстанции, отмене и изменению оно не подлежит, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 20 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Малышевского городского округа - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
И.В.АНТРОПОВ
И.Г.НАСЫКОВ