Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 N 88а-3842/2024 данное определение отменено в части возложения на ФСИН России обязанности организовать финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений, в указанной части в иске отказано, в остальной части данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.09.2023 по делу N 33а-13120/2023
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании обеспечить в здании общежития колонии-поселения поддержание в исправном состоянии системы противопожарной защиты, проведение проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций, наличие плана (схемы) эвакуации людей и включенных световых указателей, оборудование помещений системой автоматической пожарной сигнализации.
Обстоятельства: Прокурор указал на выявление нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.09.2023 по делу N 33а-13120/2023
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании обеспечить в здании общежития колонии-поселения поддержание в исправном состоянии системы противопожарной защиты, проведение проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций, наличие плана (схемы) эвакуации людей и включенных световых указателей, оборудование помещений системой автоматической пожарной сигнализации.
Обстоятельства: Прокурор указал на выявление нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2023 г. по делу N 33а-13120/2023
УИД: 66RS0027-01-2023-000104-19
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федина К.А.,
судей Дорохиной О.А., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи хода судебного заседания помощником судьи Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело N 2а-139/2022 по административному исковому заявлению Ивдельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о возложении обязанностей
по апелляционной жалобе административных ответчиков ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 27.04.2023.
Заслушав доклад судьи Дорохиной О.А., объяснения представителя ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России С., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А., судебная коллегия
установила:
Ивдельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Г. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ФКУ ИК-63, Учреждение), ФСИН России о возложении обязанности в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в здании общежития участка колонии поселения:
- поддержание в исправном состоянии системы и установки противопожарной защиты с организацией проведения проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации в соответствии с инструкцией завода изготовителя;
- проведение проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения с составлением соответствующего акта;
- наличие плана (схемы) эвакуации людей в случае возникновения пожара и инструкции о мерах пожарной безопасности;
- наличие включенных световых указателей "выход";
- оборудование кабинета заведующего складом и комнаты для хранения вещей системой автоматической пожарной сигнализации.
Обеспечить в здании банно-прачечного комбината участка колонии-поселения оборудование предбанника системой автоматической пожарной сигнализации.
При недостаточности у ФКУ ИК-63 денежных средств возложить на ФСИН России субсидиарную ответственность.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 27.04.2023 административные исковые требования прокурора удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ФКУ ИК-63, ФСИН России подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить в части возложения обязанности устранить нарушения в шестимесячный срок.
В обоснование указали, что бездействие со стороны ФКУ ИК-63 не установлено. Деятельность Учреждения, в том числе по обеспечению мер пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета. ФКУ ИК-63 неоднократно обращалось в ГУФСИН России по Свердловской области с заявками на выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений, однако денежных средств на приобретение комплектующих для установки пожарной сигнализации не поступало. Считают, что судебное решение не соответствует принципу исполнимости, поскольку деятельность Учреждения зависит об объема финансирования, поступающего из федерального бюджета, в связи с чем у Учреждения отсутствует возможность исполнить решение суда в установленные судом сроки.
В возражениях на апелляционную жалобу Ивдельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании судебной коллегии представитель административных ответчиков ФКУ ИК-63, ФСИН России С. доводы апелляционной жалобы поддержала, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаева А.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь
статьей 150,
частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, в сентябре - октябре 2022 года Ивдельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с участием в качестве специалиста государственного инспектора по пожарному надзору на участке колонии-поселении ФКУ ИК-63 проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выдано предписание от 03.10.2022 N 01-16-2022 об устранении нарушений.
Проведенная в период с 01.02.2023 по 20.02.2023 повторная проверка показала, что нарушения не устранены, выявлены новые нарушения требований пожарной безопасности, в частности:
1. в здании общежития участка колонии-поселения:
- не обеспечивается поддержание в исправном состоянии системы и установки противопожарной защиты здания, не организовано проведение проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации в соответствии с инструкцией завода изготовителя;
- не проводятся проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения с составлением соответствующего акта;
- отсутствуют план (схемы) эвакуации людей в случае возникновения пожара и инструкции о мерах пожарной безопасности;
- не включены световые указатели "выход";
- кабинет заведующего складом и комнаты для хранения личных вещей не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
2. в здании банно-прачечного комбината участка колонии-поселения в предбаннике отсутствует система автоматической пожарной сигнализации.
Изложенное послужило основанием для обращения Ивдельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности административным ответчиком до настоящего времени не устранены, в связи с чем создается угроза жизни и здоровью сотрудников и осужденных, находящихся в зданиях ФКУ ИК-63. При этом, возлагая на ФСИН России субсидиарную ответственность суд указал, что учредителем ФКУ ИК-63 и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН, осуществляющая полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного на праве оперативного управления, поэтому именно на ФСИН России может быть возложена субсидиарная ответственность, при недостаточности средств у исправительного учреждения.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами, поскольку они основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Невыполнение требований пожарной безопасности влечет увеличение рисков возникновения и распространения пожара, вследствие чего ведет к реальной угрозе причинения существенного вреда жизни или здоровью людей.
Статьями 37 и
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу
части 2 статьи 54 Федерального закона системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и иными нормативными актами в данной сфере.
В соответствии с
пунктами 2,
4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Принимая во внимание, что доказательств устранения вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности в материалы дела не представлено, административный ответчик не оспаривал наличие указанных нарушений, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со
статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что неисполнение требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией, поддержанию в исправном состоянии световых оповещателей ставит под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара, а также создает угрозу уничтожения или повреждения имущества исправительного учреждения.
С учетом длящегося характера допущенных нарушений, реальной опасности наступления негативных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сотрудников учреждения, а также причинения ущерба государству в случае возникновения пожара суд обоснованно возложил на ФКУ ИК-63 обязанность произвести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Также отвечает требованиям закона и возложение судом обязанности на ФСИН России обеспечить финансирование мероприятий на проведение работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно
абзацу 5 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
В силу
пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В соответствии с положениями
статьи 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ ИК-63 является ФСИН России и с учетом
подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечает по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Учитывая изложенные правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФСИН России в качестве главного распорядителя бюджетных средств не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных государством на нее обязанностей решать вопросы увеличения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования. ФСИН России в соответствии с ее компетенцией как участник бюджетного процесса должна принимать необходимые и исчерпывающие меры по устранению имеющихся в деятельности ФКУ ИК-63 нарушений закона в сфере пожарной безопасности, которые были выявлены прокурором и представляют угрозу жизни и здоровью граждан.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с устранением нарушений норм пожарной безопасности, в случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-63.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что у Учреждения отсутствует возможность исполнить решение суда в установленные судом сроки, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, должник вправе поставить перед судом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (
статья 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных
статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным.
определила:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 27.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
О.А.ДОРОХИНА
И.Г.НАСЫКОВ