Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.11.2022 по делу N 33-17391/2022
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что при проверке выявлены допущенные органом местного самоуправления нарушения, выраженные в установке забора, ворот и шлагбаума, препятствующих проезду пожарной техники.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.11.2022 по делу N 33-17391/2022
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что при проверке выявлены допущенные органом местного самоуправления нарушения, выраженные в установке забора, ворот и шлагбаума, препятствующих проезду пожарной техники.
Решение: Удовлетворено в части.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2022 г. по делу N 33-17391/2022
Дело N 2-1818/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Подкорытовой Н.П., Шиховой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Среднеуральск о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022.
Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика Б., действующего в интересах Администрации городского округа Среднеуральск, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы и согласной с решением суда первой инстанции, судебная коллегия
установила:
решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 удовлетворен иск прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Среднеуральск о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, на Администрацию городского округа Среднеуральск возложена обязанность в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...> исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники; убрать ворота на дороге, проезде в районе <...> исключающие или ограничивающие проезд пожарной техники, либо установить ворота с условием ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у шлагбаума или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом его установки.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Среднеуральск просит решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 изменить в части, возложить на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанность обеспечить в случае пожара открытие шлагбаумов по <...> в автоматическом режиме или обеспечить ручное открывание шлагбаумов при организации круглосуточного дежурства или дистанционное открывание шлагбаумов при устройстве видео- и аудиосвязи с местом его установки, и только при невозможности проведения Администрацией указанных мероприятий демонтировать спорные шлагбаумы. Автор жалобы считает, что в обжалуемой части решения выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Полагает, что ни
пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, ни предписание N <...> от 25.05.2022, вынесенное отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Главного управления МЧС России по Свердловской области Управление надзорной деятельности и профилактической работы, не содержат безусловного указания на демонтаж шлагбаумов на дороге, проезде в районе <...>
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 16.11.2022 представитель ответчика Б., действующий в интересах Администрации городского округа Среднеуральск, просил отменить решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 в части возложения на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...> исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники, принять по делу в этой части новое решение, которым отказать прокурору города Верхняя Пышма, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении требования о возложении на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...>, исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники, в остальной части просил решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 оставить без изменения.
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Верхняя Пышма просит решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился К.Ю. (привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора), извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со
статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена 13.10.2022 на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства извещения неявившегося лица, участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, неявившееся лицо, участвующее в деле, об уважительных причинах своей неявки не сообщило, об отложении разбирательства по делу не просило, судебная коллегия, руководствуясь
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с
частями 1,
2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Ответчик Администрация городского округа Среднеуральск обжалует решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 в части возложения на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе ул. Братьев Уфимцевых, 26, в районе ул. Зеленая, 3-б, в районе ул. Озерная, 24, д. Коптяки, исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники.
В остальной части решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 не обжаловано лицами, участвующими в деле.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями
частей 1,
2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика, также приняв во внимание правовые позиции сторон, изложенные в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции, проверяет законность и обоснованность решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 в части возложения на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...> исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу, в соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 25.05.2022 в адрес Администрации городского округа Среднеуральск (главы Администрации городского округа Среднеуральск К.А.) вынесено предписание N <...> по устранению нарушений требований пожарной безопасности отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Главного управления МЧС России по Свердловской области Управление надзорной деятельности и профилактической работы, согласно которому в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, а именно: вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения - допускается установка шлагбаума на дороге, проезде в районе <...>, исключающий проезд или ограничивающий проезд пожарной техники. Шлагбаум установлен без условия ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у шлагбаума или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом его установки; наименования нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены, -
статьи 6,
63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 9 ст. 14,
п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "О противопожарном режиме", правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения, запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты, не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности, система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки, срок устранения нарушения требований пожарной безопасности - 17 апреля 2023 года.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Согласно
частям 2,
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены в "
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
В соответствии со
статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Абзацем 3 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлено, что не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности. Из
абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, следует, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Предостережение направлено на обеспечение требований пожарной безопасности со стороны собственника имущества.
Предписание N <...> от 25.05.2022 не оспорено Администрацией городского округа Среднеуральск. Из материалов дела следует, что шлагбаум в районе <...> находятся под ручным управлением в связи с круглосуточной охраной указанных домовладений.
Ни предписание N <...> от 25.05.2022, ни положения Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ни положения Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни положения
статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ни положения
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "О противопожарном режиме", не содержат безусловного указания на наличие правовых оснований для демонтажа шлагбаумов на дороге, проезде в районе <...> Вывод суда первой инстанции о возложении на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...> исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники, не основан на законе и материалах дела.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, также руководствуясь
частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, руководствуясь
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Среднеуральск о возложении на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...>, исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники.
При таких обстоятельствах на основании
пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела),
пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (нарушение норм материального и процессуального права) судебная коллегия отменяет решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 в части возложения на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...> исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники. Отменяя решение в указанной части, судебная коллегия принимает в этой части новое решение, которым отказывает прокурору города Верхняя Пышма, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении требования о возложении на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности в срок до 17.04.2023 убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...> или ограничивающий проезд пожарной техники. В остальной части решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 судебная коллегия оставляет без изменения (в этой части лицами, участвующими в деле, решение не обжаловано).
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 отменить в части удовлетворения требования прокурора о возложении на Администрацию городского округа Среднеуральск обязанности убрать шлагбаум на дороге, проезде в районе <...> исключающий или ограничивающий проезд пожарной техники. Принять в этой части новое решение, которым прокурору отказать в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12.08.2022 оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.11.2022.
Председательствующий
И.А.ВОЛОШКОВА
Судьи
Н.П.ПОДКОРЫТОВА
Ю.В.ШИХОВА