Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.04.2024 по делу N 33а-5900/2024 (УИД 66RS0023-01-2023-000846-42)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению территории населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Прокурор указал на выявление нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.04.2024 по делу N 33а-5900/2024 (УИД 66RS0023-01-2023-000846-42)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению территории населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Прокурор указал на выявление нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2024 г. по делу N 33а-5900/2024
УИД 66RS0023-01-2023-000846-42
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Бачевской О.Д., Патрушевой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-684/2023 по административному исковому заявлению прокурора Верхотурского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Верхотурский о признании бездействия незаконным,
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Верхотурский на решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 27.12.2023.
Заслушав доклад судьи Патрушевой М.Е., объяснения представителя административного истца Б., судебная коллегия
установила:
прокурор Верхотурского района Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором с учетом изменения требований, просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Верхотурский (далее также Администрация), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории Городского округа Верхотурский (г. Верхотурье, п. Привокзальный, п. Калачик Верхотурского района) источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности; возложить на Администрацию обязанность в срок до 15.03.2024 обеспечить территорию городского округа Верхотурский: г. Верхотурье, п. Привокзальный, п. Калачик Верхотурского района источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой, а также ОНД и ПР ГО Верхотурский, Новолялинского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области (далее Отдел надзорной деятельности) проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на территории Городского округа Верхотурский, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, в связи с чем 25.04.2023 Администрации начальником Отдела надзорной деятельности выдано предписание N 2/2/2 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Прокурором 07.06.2023 в адрес Администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений. Согласно ответу на представление от 19.06.2023 N 4220, нарушения, выявленные в ходе проверки, устранены частично, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим административным иском.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП "Гарант", ГУ МЧС России по Свердловской области.
Решением Верхотурского районного суда Свердловской области от 27.12.2023 административный иск прокурора удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории городского округа Верхотурский источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности; на Администрацию возложена обязанность в срок до 31.12.2024 обеспечить территорию населенных пунктов Городского округа Верхотурский: г. Верхотурье, п. Привокзальный и п. Калачик источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.
С таким решением не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и приводя в обоснование доводы, аналогичные тем, что содержатся в возражениях на административный иск. Указывает, что судом не дана оценка доводам административного ответчика о том, что на территории Городского округа Верхотурский утвержден Реестр источников наружного пожарного водоснабжения, который содержит 45 источников различного вида (открытого типа, пожарный резервуар, пожарный гидрант, естественный водный объект), которые расположены, в том числе и в населенных пунктах, указанных в решении суда, г. Верхотурье, п. Привокзальный, п. Калачик; в настоящее время на территории городского округа отсутствует техническая возможность установки пожарных гидрантов на имеющиеся водопроводы; Схема водоснабжения и водоотведения Городского округа Верхотурский на период до 2033 года актуализирована во исполнение требований Федерального
закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и включает мероприятия по реконструкции, модернизации развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения. При разработке схемы в составе станции водоподготовки предусмотрено наличие двух резервуаров для хранения трехчасовых пожарных запасов воды, наружная водопроводная сеть проектируется из полиэтиленовых труб диаметром 160 мм. Таким образом, при проектировании были учтены требования пожарной безопасности. Кроме того, в решении не конкретизировано, каким образом решение суда подлежит исполнению, какие именно действия следует выполнить, в соответствии с какими нормативными правовыми актами.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ МЧС России по Свердловской области просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения. Необходимость обеспечения населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения предусмотрена
ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения могут предусматриваться противопожарные водопроводы низкого или высокого давления, пожарные резервуары и (или) водоемы. При этом наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров допускается предусматривать только для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек. Согласно требованиям
п. 8.9 и
Таблицы 1 СП 8.13130.2020 расход воды на пожаротушение в населенном пункте с числом жителей более 5 тыс. чел., но не более 10 тыс. чел., с застройкой зданиями высотой 3 этажа и выше на 1 пожар должен быть не менее 15 л/с (применимо к г. Верхотурье); с числом жителей более 1 тыс. чел., но не более 5 тыс. чел., без учета этажности зданий застройки на 1 пожар должен быть не менее 10 л/с (применимо к п. Привокзальный), с числом жителей не более 1 тыс. чел., с застройкой зданиями высотой не более 2 этажей на 1 пожар должен быть не менее 5 л/с (применимо к п. Калачик). Согласно
п. 5.17 СП 8.13130.2020 продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 часа. Исходя из изложенных требований для полноценного обеспечения наружным противопожарным водоснабжением населенных пунктов пожарные водоемы должны иметь объем воды не менее 162 куб. м воды (применимо к г. Верхотурье); 108 куб. м воды (применимо к п. Привокзальный); 54 куб. м воды (применимо к п. Калачик). В соответствии с требованиями
п. 9.5 СП 8.13130.2020 количество резервуаров для хранения пожарного объема воды в одном водопроводном узле должно быть не менее двух. При выключении одного резервуара в остальных должно храниться не менее 50% пожарного объема воды. Оборудование резервуаров должно обеспечивать сохранность пожарного объема воды, а также возможность независимого включения и опорожнения каждого резервуара. Срок восстановления пожарного объема воды должен быть не более 24 часов (применимо к г. Верхотурье), не более 72 часов (применимо к п. Привокзальный, п. Калачик).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Б. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда. Представителем административного ответчика в суд апелляционной инстанции направлено заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями
ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке
ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений
ч. 1,
2 ст. 39,
ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами административного дела, что 25.04.2023 прокуратурой, а также Отделом надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Городского округа Верхотурский.
В ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, в частности:
- в нарушение
ст. 4,
6,
62,
63,
68 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 10 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
ст. 19 Федерального закона Российской Федерации N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; СНиП 2.04.02-84*
п. п. 2.11 -
2.13,
2.24,
2.25,
8.16,
9.9,
9.29,
9.30; СП 8.13130.2020
п. п. 4.1 -
4.5,
5.1,
5.2,
5.17,
5.18,
8.8,
8.9,
10.3,
10.4 населенные пункты г. Верхотурье, п. Привокзальный, п. Калачик Верхотурского района не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Источники наружного противопожарного водоснабжения должны располагаться на территории населенного пункта с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м;
- в нарушение
п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее Правила N 1479), не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, расположенного по адресу: <...>,
- в нарушение
п. 75 Правил N 1479, не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, расположенного по адресу: <...>;
По фактам выявленных нарушений 25.04.2023 Администрации начальником Отдела надзорной деятельности выдано предписание N 2/2/2 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Прокурором 07.06.2023 в адрес Администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу на представление от 19.06.2023 N 4220 нарушения, выявленные в ходе проверки, устранены частично, в части вышеназванных недостатков нарушения не устранены.
Разрешая требования прокурора и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком признавалось, что в поселках Привокзальный и Калачик (численностью населения менее 5 000 человек) отсутствует наружный противопожарный водопровод, а имеющиеся водопроводы хозяйственно-бытового назначения не пригодны для использования в целях пожаротушения, также отсутствуют в нормативном количестве источники водоснабжения, необходимые для противопожарной безопасности, а подъезды к имеющимся открытым водным объектам, используемым в целях пожаротушения не приведены в эксплуатационное состояние; в городе Верхотурье, численностью населения более 5 000 человек, полностью отсутствует наружный противопожарный водопровод, а имеющиеся водопроводы хозяйственно-бытового назначения также не пригодны для использования в целях пожаротушения.
При этом судом первой инстанции довод представителя административного ответчика о том, что строительными нормами и правилами необходимость оборудования наружного противопожарного водопровода предусмотрена лишь при новом строительстве объектов или территорий отклонен как несостоятельный, поскольку требование о наличии в обязательном порядке в населенном пункте противопожарного водопровода, численностью населения более 5 000 человек, предписано
ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а СП содержат лишь нормативные требования, предъявляемые к данному сооружению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований административного истца, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам
ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (
ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям
(ч. 1 ст. 1).
Федеральным
законом N 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (
ч. ч. 1 и
2 ст. 62).
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (
п. 1 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ).
В силу
ч. ч. 1 -
4 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
В соответствии с
п. 75 Правил N 1479 органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Согласно
ст. 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Приведенные нормы действующего законодательства в сфере пожарной безопасности подтверждают правильность вывода суда первой инстанции о возложении на органы местного самоуправления обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии, в связи с чем невыполнение возложенной законом обязанности свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции при принятии решения учтено наличие на территории Городского округа Верхотурский источников наружного противопожарного водоснабжения, включенных в соответствующий Реестр (на территории г. Верхотурье 15 источников, в п. Привокзальный - 11, в п. Калачик - 2); Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Верхотурский на период до 2033 года актуализированной во исполнение требований Федерального
закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которая включает мероприятия по реконструкции, модернизации развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения и при разработке которой в составе станции водоподготовки предусмотрено наличие двух резервуаров для хранения трехчасовых пожарных запасов воды, наружная водопроводная сеть проектируется из полиэтиленовых труб диаметром 160 мм; в совокупности с заключением главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности У., составленного для суда по результатам анализа обеспечения наружным противопожарным водоснабжением указанных населенных пунктов, согласно которому в г. Верхотурье имеется 92 участка необеспеченных наружным противопожарным водоснабжением, в п. Привокзальный - 55, в п. Калачики - 5; для полноценного обеспечения наружным противопожарным водоснабжением в г. Верхотурье водоемы должны иметь объем воды не менее 162 м куб., в п. Привокзальный - 108 куб. м, в п. Калачики - 54 куб. м; в г. Верхотурье устройство наружных сетей противопожарного водоснабжения, источником которого могут являться резервуары с установленными на них пожарными гидрантами, для обеспечения напора воды необходимо устройство насосной станции, запитанной по первой категории надежности электроснабжения.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Отсутствие в решении конкретных действий, которые необходимо совершить Администрации для устранения выявленных нарушений и выполнения требования Федерального
закона N 123-ФЗ об обеспечении населенных пунктов наружным противопожарным водоснабжением не свидетельствует о незаконности решения суда первой инстанции, а предоставляет административному ответчику возможность самостоятельно избрать способ обеспечения населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, перечисленных в
ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ.
Недостаточность финансирования органов местного самоуправления, на что ссылается представитель административного ответчика, не является обстоятельством, влекущим отмену обжалуемого судебного акта, поскольку согласно
ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а существенное увеличение срока исполнения решения суда повышает существующий в настоящее время риск причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в Городском округе Верхотурский.
При этом в случае невозможности исполнения решения в установленный судом срок, административный ответчик не лишен права на обращение в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке
ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают их. Иное толкование подателем жалобы закона, другая оценка обстоятельств дела и доводы, не подтвержденные допустимыми и относимыми доказательствами, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Судебная коллегия не установила нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь
ст. ст. 308 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 27.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Верхотурский - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Н.В.ШАБАЛДИНА
Судьи
О.Д.БАЧЕВСКАЯ
М.Е.ПАТРУШЕВА