Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.06.2023 по делу N 33а-8585/2023
Категория: Споры с органами в сфере здравоохранения.
Требования: О признании незаконным бездействия учреждения здравоохранения и уполномоченного органа в части необеспечения соблюдения требований пожарной безопасности на объектах больницы, обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению указанных в предписаниях нарушений пожарной безопасности в здании больницы.
Обстоятельства: Прокурор указал на необходимость обеспечения соответствия здания больницы установленным требованиям пожарной безопасности, нарушения, указанные в предписаниях надзорного органа, несут реальную угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся на объектах больницы.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.06.2023 по делу N 33а-8585/2023
Категория: Споры с органами в сфере здравоохранения.
Требования: О признании незаконным бездействия учреждения здравоохранения и уполномоченного органа в части необеспечения соблюдения требований пожарной безопасности на объектах больницы, обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению указанных в предписаниях нарушений пожарной безопасности в здании больницы.
Обстоятельства: Прокурор указал на необходимость обеспечения соответствия здания больницы установленным требованиям пожарной безопасности, нарушения, указанные в предписаниях надзорного органа, несут реальную угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся на объектах больницы.
Решение: Удовлетворено.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. по делу N 33а-8585/2023
УИД 66RS0011-01-2022-000628-55
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующей Шабалдиной Н.В.,
судей Патрушевой М.Е., Антропова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2107/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к ГАУЗ СО "Городская больница г. Каменск-Уральский", Министерству здравоохранения Свердловской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 13.12.2022.
Заслушав доклад судьи Патрушевой М.Е., объяснения представителя административного истца Б., представителя административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Ш.А.Р., представителя административного ответчика ГАУЗ СО "Городская больница г. Каменск-Уральский" А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ГАУЗ СО "Городская больница г. Каменск-Уральский" (далее ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский"), Министерству здравоохранения Свердловской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, в котором просил:
- признать незаконным бездействие ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", Министерства здравоохранения Свердловской области в части обеспечения охраны жизни и здоровья граждан при соблюдении требований пожарной безопасности на объектах ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", расположенных по адресам: <...> "а", <...>;
- обязать Министерство здравоохранения Свердловской области в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в предписаниях Отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - Отдел надзорной деятельности) NN 66-10-2022/0007ак/1, 66-10-2022/0008ак/1, 66-10-2022/0009ак/1, 66-10-2022/0010ак/1, 66-10-2022/0011ак/1, 66-10-2022/0012ак/1 от 02.02.2022, ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" - выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, указанные в предписаниях Отдела надзорной деятельности NN 66-10-2022/0007ак/1, 66-10-2022/0008ак/1, 66-10-2022/0009ак/1, 66-10-2022/0010ак/1, 66-10-2022/0011ак/1, 66-10-2022/0012ак/1 от 02.02.2022.
Определениями Красногорского районного суда <...> от <...>, <...> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОНД <...> и Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по <...>, ГКУ СО "Финансово-хозяйственное управление".
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 13.12.2022 требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в необеспечении охраны жизни и здоровья граждан при соблюдении требований пожарной безопасности на объектах ГАУЗ СО "ГБ <...>", расположенных по адресам: <...>. Возложена обязанность на Министерство здравоохранения Свердловской области в течение одного года после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в предписаниях Отдела надзорной деятельности NN 66-10-2022/0007ак/1, 66-10-2022/0008ак/1, 66-10-2022/0009ак/1, 66-10-2022/0010ак/1, 66-10-2022/0011ак/1, 66-10-2022/0012ак/1 от 02.02.2022. Возложена обязанность на ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписаниях Отдела надзорной деятельности NN 66-10-2022/0007ак/1, 66-10-2022/0008ак/1, 66-10-2022/0009ак/1, 66-10-2022/0010ак/1, 66-10-2022/0011ак/1, 66-10-2022/0012ак/1 от 02.02.2022, а именно:
в здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре,
- произвести автоматическое блокирование системы общеобменной вентиляции,
- заменить в спальных и палатных помещениях, расположенных на втором этаже, горючие декоративно-отделочные материалы (бумажные обои) на установленные законодательством материалы, с предоставлением соответствующих сертификатов КМ-2,
- установить в помещениях N 516б, электрощитовой, расположенной на 2 этаже, противопожарные двери в противопожарной преграде с требуемым пределом огнестойкости от помещений с другим классом функциональной пожарной опасности;
в здании, расположенном по адресу: <...>:
- установить на 2-ом этаже (отделение травматологии) автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре,
- обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре,
- произвести автоматическое блокирование системы общеобменной вентиляции,
- заменить горючую отделку путей эвакуации (линолеум) в коридоре на 2-м и 3-м этаже поликлиники; 5-м этаже (гинекология), 1-м этаже (приемный покой) материалом с сертификатами соответствия КМ1 - КМ2,
- обеспечить исправное состояние проектной системы приточно-вытяжной вентиляции в здании и помещениях объекта защиты,
- обеспечить наличие в подвале автоматического и дистанционного удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридоров,
- обеспечить наличие предусмотренного проектом тамбур - шлюза перед выходом из подвального помещения в лестничную клетку,
- обособить эвакуационные выходы из подвала от общих лестничных клеток здания, отделить на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (противопожарной преградой),
- обеспечить в помещениях по паспорту БТИ <...>, <...>, которые по факту эксплуатируются, как кладовые, наличие противопожарных дверей в противопожарной преграде с требуемым пределом огнестойкости от помещений с другим классом функциональной пожарной безопасности,
- обеспечить в помещениях по паспорту БТИ <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (помещения "сестра-хозяйка"), которые по факту эксплуатируются, как кладовые для хранения белья и гладильная, наличие противопожарных дверей в противопожарной преграде с требуемым пределом огнестойкости от помещений с другим классом функциональной пожарной опасности,
- заменить пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы, изготовленные из горючих материалов (деревянные) на соответствующие установленным требованиям;
- предусмотреть открывание на обводной линии водомера на вводе водопровода электрифицированной задвижки;
в здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре,
- произвести автоматическое блокирование системы общеобменной вентиляции,
- устранить неисправность проектной системы приточно-вытяжной вентиляции в здании и помещениях объекта защиты,
- обеспечить наличие автоматического и дистанционного удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из коридоров,
- обособить эвакуационные выходы из подвала от общих лестничных клеток здания, отделить на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (противопожарной преградой),
- обеспечить в помещениях, используемых как складские, гладильные, электрощитовые, наличие противопожарных дверей в противопожарной преграде с требуемым пределом огнестойкости от помещений с другим классом функциональной пожарной опасности,
- предусмотреть открывание на обводной линии водомера на вводе водопровода электрифицированной задвижки,
- заменить горючие материалы, допущенные при отделке покрытий полов актового зала материалом с сертификатом соответствия КМ-2,
- заменить пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы, изготовленные из горючих материалов (деревянные) на соответствующие установленным требованиям;
в здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить работоспособность автоматической пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону,
- обеспечить блокирование систем общеобменной вентиляции в главном корпусе, инфекционном отделении, здании пищеблока при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации,
- исключить в главном корпусе и инфекционном корпусе изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке,
- установить в инфекционном отделении бокс N 9, комнате отдыха персонала на втором этаже, складском помещении процедурного кабинета автоматическую установку пожарной сигнализации,
- организовать проверку ограждений на крыше,
- провести повторную обработку огнезащитным составом металлических косоуров лестничной клетки в инфекционном отделении;
в здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить работоспособность автоматической пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону,
- обеспечить блокирование систем общеобменной вентиляции при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации,
- заменить конструкцию пожарных шкафов, выполненную из горючих материалов на выполненную из материалов, соответствующих установленным требованиям,
- исключить размещение в холле на втором этаже аптеки;
в здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить работоспособность автоматической пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону,
- обеспечить блокирование систем общеобменной вентиляции при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации,
- заменить двери выхода на чердак, выполненные не из противопожарных материалов и не в противопожарной преграде с требуемым пределом огнестойкости, имеющие зазоры на соответствующие установленным требованиям,
- разделить коридор 3 этажа длиной более 60 м противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Ш.А.Р. подал апелляционную жалобу, в которой он просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указал, что суд не учел, что заявка учреждением здравоохранения подана 08.12.2021, при этом формирование бюджета на 2022 год завершилось 01.09.2021. Полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу, поскольку заявленные в административном исковом заявлении требования ранее являлись предметом разбирательства между теми же сторонами, по тем же основаниям в рамках рассмотрения гражданского дела N 2-1514/2020 Красногорским районным судом г. Каменска-Уральского Свердловской области. Кроме того, у ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" имеются иные источники финансирования, однако, ими не представлено доказательств необходимости выделения дополнительных денежных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу, старший помощник прокурора г. Каменска-Уральского Юдин И.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что Министерством здравоохранения Свердловской области не приняты меры по своевременному рассмотрению и согласованию заявки ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", выделению денежных средств.
В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Ш.А.Р. доводы апелляционной жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что денежные средства на устранение предписаний в адрес ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" выделены не были. Указал, что установленный судом срок для исполнения решения суда в течение одного года, является недостаточным.
Представитель административного ответчика ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" А. возражала против доводов апелляционной жалобы, поддержав письменные возражения на апелляционную жалобу.
Административный истец прокурор г. Каменска-Уральского, представители заинтересованных лиц ОНД и ПР г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области, ГКУ СО "Финансово-хозяйственное управление" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились; извещены электронной почтой, а также путем размещения соответствующей информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда. Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь
ст. 150,
ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, исследовав пояснения представителя заинтересованного лица ОНД и ПР г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области с приложенными документами, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со
ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании
ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно
ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 10.09.2020 по делу N 2-1514/2020 частично удовлетворено исковое заявление прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Российской Федерации к ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по устранению нарушений в области пожарной безопасности. Возложена обязанность на ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" в срок до 01.06.2021 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
В здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре;
- установить световое табло "выход" из актового зала и над эвакуационным выходом из подвала, ведущего непосредственно наружу здания;
- разработать с обслуживающей организацией годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты;
- произвести автоматическое блокирование системы общеобменной вентиляции;
- заменить горючую отделку в спальнях и палатах на требуемые законодательством (не более КМ-2) отделки, с предоставлением соответствующих сертификатов;
- обеспечить в полном объеме дежурный персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного).
В здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре;
- обеспечить хранение на объекте исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта;
- установить в актовом зале световое табло "Выход";
- разработать с обслуживающей организацией годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты;
- произвести автоматическое блокирование системы общеобменной вентиляции;
- заменить горючую отделку покрытий полов зальных помещений (актовый зал) на отделку, соответствующую требованиям с предоставлением сертификатов соответствия КМ-2;
В здании расположенном по адресу <...>:
- установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре 5-й этаж (гинекология) и 2-й этаж (отделение травматологии);
- обеспечить исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре;
- установить над эвакуационным выходом на 2-м этаже травматологии (из помещения 331 в помещение 238 по техническому паспорту БТИ <...> от 02.09.2013 г), световые табло "Выход";
- разработать с обслуживающей организацией годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты;
- произвести автоматическое блокирование системы общеобменной вентиляции;
- на лестничных клетках второго и третьего этажа выполнить замену дверей на двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнителями в притворах, без зазоров;
- заменить горючую отделку путей эвакуации (линолеум), а именно коридора на 2-м и 3-м этаже поликлиники; 5-й этаж (гинекология), 1-й этаж (приемный покой) на отделку с сертификатами КМ1 - КМ2.
В здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить работоспособность автоматической пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону;
- обеспечить блокирование систем общеобменной вентиляции при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации;
- обустроить в здании второй ввод водоснабжения.
В здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить работоспособность автоматической пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону;
- обеспечить блокирование систем общеобменной вентиляции при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации;
- заменить отделку стен коридора 1 этажа, а также стен тамбура на отделку с сертификатом качества КМ1 - КМ2.
В здании, расположенном по адресу: <...>:
- обеспечить работоспособность автоматической пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону;
- разработать и утвердить в соответствии с действующими нормами проект главного корпуса и инфекционного корпуса с учетом изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений;
- заменить люки выхода на чердак инфекционного отделения на противопожарные;
- установить в инфекционном отделении бокс N 9, комнаты отдыха персонала на втором этаже, - складское помещение процедурного кабинета автоматическую установку пожарной сигнализации;
- обеспечить блокирование систем общеобменной вентиляции в главном корпусе, инфекционном отделении, здании пищеблока при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации.
Требования прокурора города Каменска-Уральского к Министерству здравоохранения Свердловской области оставлены без удовлетворения.
По результатам внеплановых проверок объектов защиты ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", проводимых с целью проверки ранее выданных предписаний, в период с 20.01.2022 по 02.02.2022 ОНД И ПР г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области 02.02.2022 вынесены предписания NN 66-10-2022/0007ак/1, 66-10-2022/0008ак/1, 66-10-2022/0009ак/1, 66-10-2022/0010ак/1, 66-10-2022/0011ак/1, 66-10-2022/0012ак/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Установлен срок устранения выявленных нарушений до 06.06.2022.
27.08.2020 между Министерством здравоохранения Свердловской области и ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" заключено Соглашение N 04-397/2020 о порядке и условиях предоставления субсидии на указанные цели, предоставлена субсидия в размере 993 453 руб. Предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного страхования, для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт объектов ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский".
25.11.2020, 03.12.2020 между ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" и ООО "ПожАудит Сервис", ООО "Энергоавтоматика" заключены договоры на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт систем противопожарной защиты.
По результатам проведения государственной экспертизы проектной документации получены положительные заключения по всем объектам ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский".
08.07.2021 проектно-сметная документация направлена в Министерство здравоохранения Свердловской области для рассмотрения вопроса финансирования работ с заявкой на выделение субсидии от 08.07.2021 исх. N 1890 в размере 19684090 руб.
06.12.2021 направлена повторная заявка на выделение субсидии от 06.12.2021 N 3984 в размере 19684090 руб.
19.01.2022 в адрес ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" от Министерства здравоохранения Свердловской области направлен ответ, согласно которому заявка учреждения включена в перечень объектов для рассмотрения комиссии Министерства по согласованию перечня объектов областной собственности (зданий и сооружений) учреждений, подведомственных Министерству и подлежащих капитальному ремонту.
Согласно сведениям Министерства здравоохранения Свердловской области, заявки ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" от 08.07.2021 и 29.09.2021 не соответствовали требованиям приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 13.04.2017 N 595-п "Об утверждении Порядков организации работ по капитальному и текущему ремонтам объектов учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области". Надлежащим образом оформленная документация была направлена в Министерство здравоохранения Свердловской области 06.12.2021, по итогам проверки заявка учреждения включена в перечень объектов для рассмотрения на заседании комиссии. В связи с направлением обоснованной заявки в декабре 2021 года, сумма финансовых средств не учтена при формировании бюджета на 2022 год.
Разрешая заявленные прокурором г. Каменска-Уральского требования о признании бездействия ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" незаконным и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, явившиеся основанием для проведения внеплановых проверок объектов защиты ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" в период с 20.01.2022 по 02.02.2022 вынесены 21.06.2021, надлежащим образом оформленная заявка на получение субсидии направлена лишь 06.12.2021. Удовлетворяя требования административного истца к Министерству здравоохранения Свердловской области о признании бездействия Министерства здравоохранения Свердловской области незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что, будучи осведомленным о наличии обязательства в срок до 01.06.2021 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, получив от ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" заявку на выделение субсидии, письма об отсутствии у учреждения информации относительно ее принятия к рассмотрению, Министерство здравоохранения Свердловской области не предприняло мер к рассмотрению и согласованию заявки, выделению денежных средств в необходимом размере.
Кроме того, суд первой инстанции возложил обязанность по устранению нарушения противопожарного законодательства, мотивируя тем, что выявленные нарушения несут реальную угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся на указанных объектах защиты.
Возлагая обязанность на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности для ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" работ по устранению нарушений установленных требований в области пожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из того, что срок, заявленный прокурором, является разумным и подлежит применению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Решение суда удовлетворении заявленных прокурором г. Каменска-Уральского требования к ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в данной части сторонами не обжалуется Судебная коллегия проверила решение суда в указанной части, признает его правильным, не подлежащим отмене или изменению.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о позднем сроке предоставления ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" заявки на предоставление субсидии, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП, Министерство здравоохранения Свердловской области осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский".
Реализуя такие полномочия, Министерство здравоохранения Свердловской области осуществляет в установленном порядке контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений Свердловской области и использованием переданного им имущества; осуществляет мониторинг материально-технической базы подведомственных государственных учреждений Свердловской области; осуществляет финансирование подведомственных государственных учреждений Свердловской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных бюджетных учреждений Свердловской области.
Кроме того, Министерство здравоохранения Свердловской области осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено в
ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств является, среди прочих, орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
К полномочиям главного распорядителя бюджетных средств в силу
ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, составление, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных
Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 14 Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП в сфере государственного управления Министерство здравоохранения Свердловской области осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, финансирование ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", являющегося бюджетным учреждением, в том числе, в целях выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений требований к пожарной безопасности, осуществляется Министерством здравоохранения Свердловской области как главным распорядителем бюджетных средств. Министерство здравоохранения Свердловской области является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств, необходимых подведомственным бюджетным учреждениям для их функционирования.
С учетом изложенного судебная коллегия с выводом суда о возложении на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений соглашается.
Судебная коллегия учитывает, что вопреки позиции Министерства здравоохранения Свердловской области, выраженной в суде первой инстанции, на момент рассмотрения апелляционной жалобы 27.06.2023 денежные средства на устранение предписаний не выделены, о чем пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Свердловской области Ш.А.А., указав, что заявка на выделение субсидии будет рассмотрена лишь в 2023 году. При этом, заявка подана ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" 06.12.2021.
Вопреки требованиям
ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено доказательств уважительности причин нерассмотрения заявки в 2022 году.
На основании вышеизложенного судебная коллегия также отклоняет довод апелляционной жалобы о наличии иных источников финансирования у ГАУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский", поскольку в силу прямого указания
закона Министерство здравоохранения Свердловской области является главным распорядителем бюджетных средств.
Доводы административного ответчика о невозможности исполнить решение в установленный судом срок, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
При недостаточности установленного судом срока для исполнения судебного постановления ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке
ч. 1 ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, порядок и сроки исполнения решения суда регулируются Федеральным
законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Судебная коллегия также отклоняет довод апелляционной жалобы о тождественности предмета рассматриваемого спора с предметом, установленным решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 10.09.2020 по делу N 2-1514/2020, поскольку как верно установлено судом первой инстанции, предметом рассмотрения по настоящему делу является, в том числе, устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении внеплановой проверки, по итогам которой внесены предписания от 02.02.2022, которые ранее основанием для предъявления в суд иска с данным требованием не являлись.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, на которые ссылался административный ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции и основанием к отмене решения не являются, поскольку не опровергают выводы суда и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленное по делу судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 13.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ШАБАЛДИНА
Судьи
М.Е.ПАТРУШЕВА
И.В.АНТРОПОВ