Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.01.2024 по делу N 33а-914/2024(33а-21243/2023)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, автоматизированной системой централизованного оповещения населения о пожаре.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки было установлено непринятие органом местного самоуправления мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.01.2024 по делу N 33а-914/2024(33а-21243/2023)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, автоматизированной системой централизованного оповещения населения о пожаре.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки было установлено непринятие органом местного самоуправления мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2024 г. по делу N 33а-914/2024(33а-21243/2023)
УИД 66RS0014-01-2023-001001-54
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Патрушевой М.Е., Парамоновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-916/2023 по административному исковому заявлению Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Алапаевское о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории Муниципального образования Алапаевское,
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципальное образование Алапаевское на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 11 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца Б., представителя административного ответчика Т., судебная коллегия
установила:
Алапаевский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования Алапаевское (далее по тексту - Администрация МО Алапаевское), в котором с учетом уточнений, просил в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: оборудовать автоматизированной системой централизованного оповещения населения о пожаре деревню Ермаки, поселок Гаранинка, поселок Ельничная, поселок Задание, поселок Каменский, поселок Маевка, поселок Молтаево, поселок Новоямово, поселок Самоцвет, поселок Синячиха, поселок Строкинка; обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты поселок Задание, поселок Каменский, поселок Молтаево, поселок Синячиха.
В обоснование требований прокурор указал, что Алапаевской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка по принятым мерам противопожарного характера органами местного самоуправления в разрезе каждого населенного пункта. В рамках проверки административным ответчиком представлен ответ на требование от 17 апреля 2023 года, согласно которому в деятельности Администрации МО Алапаевское выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности: в населенных пунктах: деревня Ермаки, поселок Гаранинка, поселок Ельничная, поселок Задание, поселок Каменский, поселок Маевка, поселок Молтаево, поселок Новоямово, поселок Самоцвет, поселок Синячиха, поселок Строкинка не выполнена система оповещения населения о пожаре; населенные пункты Задание, поселок Каменский, поселок Молтаево, поселок Синячиха не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. По результатам проведенных надзорных мероприятий по данному факту, 21 апреля 2023 года прокурором в адрес Главы МО Алапаевское внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. По результатам его рассмотрения, сообщено о недостаточности финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории МО Алапаевское. Полагает, что непринятие Администрацией МО Алапаевское мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах, создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также может явиться причиной затруднения тушения лесных пожаров, вследствие которых наносится вред государству.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 11 октября 2023 года административное исковое заявление Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО Алапаевское о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории МО Алапаевское удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Администрация МО Алапаевское подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Повторяя доводы возражений на административно исковое заявления, настаивает на отсутствии оспариваемого бездействия, ссылаясь на то, что меры, направленные на соблюдение пожарной безопасности и оснащение населенных пунктов автоматизированной системой централизованного оповещения, принимаются. Оснащение осуществляется в соответствии с региональной программой, которая предусматривает в первую очередь оборудование указанной системой населенные пункты с численностью населения более 100 человек. Меры, направленные на обеспечение первичными средствами пожаротушения осуществляются. Также полагает, то судом не обоснованно не принято во внимание положение части 5 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Кроме того указывает, что суд не вправе был принимать уточнения иска, поскольку прокурором не только был изменен предмет, но и основание иска. Полагает, что срок, установленный для исполнения возложенной обязанности, является неразумным, решение суда неисполнимым.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Т. доводы апелляционной жалобы поддержал. Указал, что в рамках региональной программы оснащение автоматизированной системой централизованного оповещения осуществляется, указанные населенные пункты внесены в программу, срок исполнения которой предусмотрен до 2030 года. Также указал на отсутствие целесообразности и технической возможности установления противопожарного водоема в поселке Задание, отсутствие необходимости его оснащения в населенном пункте поселок Молтаево, рядом с которым расположено озеро, оборудованное пирсом.
Представитель административного истца Б. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области, Министерство общественной безопасности Свердловской области в судебное заседание не явились, извещались электронной почтой, а также путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело при данной явке.
Судебная коллегия, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, а также исследовав представленные сторонами дополнительные доказательства, в том числе акт от 26 января 2024 года, акт от 16 октября 2023 года, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону; если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Согласно подпунктами "а", "в" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях.
Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 Закона N 68-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (далее - Положение N 794), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пункту 3 Положения N 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Согласно пункту 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - Приказ 578/365) системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования.
Согласно пункту 9 Приказ 578/365, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта (пункт 10 Приказ 578/365).
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В пунктах 23, 24 Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 501, указано, что источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Стратегии являются государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, предусматривающие мероприятия, направленные на решение задач в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 18 марта 2022 года N 70 утверждено Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Свердловской области.
В целях оказания помощи муниципальным образованиям в реконструкции муниципальных систем оповещения в рамках возможностей областного бюджета разработан и утвержден план создания (реконструкции) региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Свердловской области до 2030 года (далее - План) в рамках государственной программы Свердловской области "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2027 года", утвержденной постановление Правительства Свердловской области от 05 апреля 2017 года N 229-ПП (далее - Постановление N 229-ПП). Согласно Плану для максимального охвата централизованным оповещением населения Свердловской области необходимо установить по одному пункту уличного оповещения во всех населенных пунктах Свердловской области численностью населения более 100 человек.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла определения, имеется в виду "...статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ...".
Согласно статье *** N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (часть 1 статьи 63 Закона N 123-ФЗ), которые в силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" относятся к вопросам местного значения.
Согласно положениям статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу положения статьи 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов помимо прочего относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Частям 1, 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ установлено, что территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 предусмотрено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В силу части 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Из материалов административного дела следует и установлено судом, что Алапаевской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области в апреле 2023 года проведена проверка по принятым мерам противопожарного характера органами местного самоуправления в разрезе каждого населенного пункта в порядке плана основных мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону 2023 - 2024.
В рамках проверки установлено, что в населенных пунктах: деревня Ермаки, поселок Гаранинка, поселок Ельничная, поселок Задание, поселок Каменский, поселок Маевка, поселок Молтаево, поселок Новоямово, поселок Самоцвет, поселок Синячиха, поселок Строкинка не выполнена система оповещения населения о пожаре; населенные пункты поселок Задание, поселок Каменский, поселок Молтаево, поселок Синячиха не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
21 апреля 2023 года Алапаевским городским прокурором Главе МО Алапаевское внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В рамках рассмотрения данного представления, была проведена проверка, вынесено заключение от 03 мая 2023 года, из которого следует, что полномочия Администрации МО Алапаевское по обеспечению первичных мер пожарной безопасности осуществляются в рамках расходных полномочий, согласно бюджета МО Алапаевское. В Администрации МО Алапаевское разработан план развития системы оповещения населения, проживающего на территории МО Алапаевское до 2030 года, который утвержден Главой МО Алапаевское.
В 2022 году в населенных пунктах МО Алапаевское установлены УПО в селе Раскатиха и в селе Клевакино, в деревне Ключи установлена автономная система оповещения. В 2023 году система оповещения о пожаре будет установлена в поселке Самоцвет, поселке городского типа Верхняя Синячиха - 2 ед., селе Ярославское (УПО - 2 950 тыс. руб. - средства областного бюджета). В населенных пунктах - деревне Кулига, селе Ярославское планируется установить автономные системы оповещения о пожаре (92 тыс. руб. - местный бюджет). Численность проживающих в населенных пунктах деревня Ермаки, поселок Гаранинка, поселок Задание, поселок Каменский, поселок Маевка, поселок Молтаево, поселок Новоямово, поселок Синячиха, поселок Строкинка составляет от 4 до 74 человек.
Установка систем оповещения о пожаре в таких населенных пунктах может быть запланирована при достаточном финансировании бюджета по статье "Пожарная безопасность".
Также в феврале - марте 2021 года, главам сельских и поселковой администраций Администрации МО Алапаевское были приобретены и выданы рупорные громкоговорители (мегафоны) для оповещения населения в случаях ЧС природного и техногенного характера, пожарах. Указанные в представлении Алапаевского городского прокурора недостатки, касающиеся невыполнения или недостаточного выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и системе оповещения на территории МО Алапаевское, имеют место быть в связи с недостаточным финансированием данных мероприятий при утверждении методик, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам. В 2023, равно как и в 2022 году Администрацией МО Алапаевское ведется профилактическая работа по предупреждению пожароопасных ситуаций.
Также в данном заключении указано, что поселок Молтаево (численность - 30 чел.) расположен в непосредственной близости от естественного водоема - озеро "Молтаево". Водоем оборудован пирсом. Озеро "Молтаево" находится в ведении курорта Самоцвет. На случай пожароопасной ситуации возможность заправки пожарных машин с пирса у озера Молтаево имеется; поселок Синячиха (численность - 50 чел.), пожарный водоем имеется, заполнен водой.
Мероприятия по обустройству пожарного водоема в поселке Каменский (численность - 74 чел.) будут предусмотрены бюджетом 2024 года при достаточном финансировании. В случае возникновения пожара в поселке Каменский, локализация угрозы производится силами 76 ПСЧ.
Устройство пожарного водоема в поселке Задание (численность - 7 чел.) невозможно, ввиду отсутствия подъездных путей к населенному пункту. Население поселка Задание обеспечено противопожарными ранцами.
Суд первой инстанции, рассматривая требования административного истца и удовлетворяя их, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, пришел к выводу, что административным истцом доказан факт бездействия административного ответчика, выразившегося в непроведении мероприятий по установке муниципальных автоматизированных систем оповещения населения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе о пожаре. Доказательств создания муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями законодательства в перечисленных населенных пунктах, административным ответчиком не представлено. При этом суд отклонил доводы административного ответчика об отсутствии бездействия, в том числе и в части того, что в поселке Самоцвет установлена система УПО, как несостоятельные. Также суд указал, что доказательств, наличия одного из видов наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренного статьей 68 Закона N 123-ФЗ, и соответствующего требованиям законодательства, административным ответчиком не представлено. Суд отклонил доводы административного ответчика в части применения положений части 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ, указав на то, что данная норма носит разрешительно-дозволительный характер, а не предписывающий. Учитывая, что жизнь и здоровье каждого человека в Российской Федерации представляет высшую ценность, и не должны подвергаться опасности лишь по причине проживания в малонаселенном пункте, пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ для освобождения органа местного самоуправления от выполнения обязанности обеспечить одним из предусмотренных частью 2 данной статьи источником наружного противопожарного водоснабжения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения населения поселка Каменский, поселка Синячиха, поскольку они являются правильными.
Административный ответчик не оспаривал, что в данных населенных пунктах отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения. Доказательств того, что административным ответчиком принимались меры для их создания материалы дела не содержат. Доводы о том, что в случае возникновения пожара в поселке Каменский, локализация угрозы будет производится силами 76 ПСЧ, отклоняются, поскольку наличие рядом расположенной пожарной части, не свидетельствует об отсутствии у административного ответчика обязанности по обустройству пожарного водоема, учитывая, что численность населения (согласно заключению) составляет 74 человека.
Также административным ответчиком не представлено доказательств, что поселок Синячиха, имеющий численность населения 50 человек, имеет пожарный водоем. Достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии данного водоема, а также возможности подъезда к нему, не представлено.
Отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в указанных населенных пунктах подтверждается актом от 26 января 2024 года.
Наличие оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по созданию в поселке Каменский и поселке Синячиха источников наружного противопожарного водоснабжения, не предоставлено.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика в данной части, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части бездействия по необеспечению указанными источниками наружного противопожарного водоснабжения поселка Задание, численность которого не оспаривалась сторонами и составляет 7 человек. При этом полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии бездействия по необеспечению данным источником населенный пункт.
Вопреки ошибочным выводам суда, исходя из положений части 5 статьи 68 Закона N 129-ФЗ, судебная коллегия, оценив представленные административным ответчиком доказательства, приходит к выводу об отсутствии оспариваемого бездействия.
Как следует из материалов дела, административным ответчиком принимаются меры, направленные на обеспечение жителей первичными средствами пожаротушения, в частности приобретены ранцы.
Поскольку положения части 5 статьи 68 Закона N 123-ФЗ носят разрешительный характер, то есть предусматривают возможность не оборудовать населенные пункты наружными источниками противопожарного водоснабжения численностью менее 50 человек, учитывая, что в поселке Задание численность населения составляет 7 человек, не оборудование данного поселка источниками наружного противопожарного водоснабжения, с учетом того, что принимаются иные меры, не может свидетельствовать о бездействии административного ответчика, и как следствие, необходимости в течение шести месяцев обеспечить данный населенный пункт источником наружного противопожарного водоснабжения.
Также несостоятельны доводы административного истца в части бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении противопожарным водоемом поселка Молтаево, Данные доводы опровергаются материалами дела, в том числе и актом от 26 января 2024 года, из которого следует, что данный поселок расположен рядом с озером "Молтаево". Водоем оборудован пирсом. Доказательств необходимости оборудования дополнительным источником наружного противопожарного водоснабжения административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о бездействии со стороны административного ответчика, выразившегося в необорудовании поселков Гаранинка, Задание, Каменский, Маевка, Молтаево, Новоямово, Синячиха, Строкинка муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.
Действительно действующим законодательством предусмотрено оборудование населенных пунктов указанной системой оповещения.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, оборудование муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения осуществляется в рамках реализации Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 501, Программы Свердловской области "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2027 года", утвержденной Постановлением N 229-ПП, предусматривающей сроки и объемы финансирования оборудования населенных пунктов автоматизированной системой централизованного оповещения.
При этом в рамках доведенных ассигнований, с учетом планов заданий, административным ответчиком принимаются соответствующие меры по оснащению спорных населенных пунктов, что подтверждается представленными графиками оснащения муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения. При этом оборудование населенных пунктов планируется провести до 2030 года, что соответствует федеральному и региональному законодательству.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из представленных доказательств следует отсутствие бездействия со стороны административного ответчика в данной части, поскольку программа и графики оборудования системой оповещения соблюдаются, о чем свидетельствует установка оборудования в поселке Самоцвет и внесение данного оборудования в реестр муниципальной собственности. По состоянию на 25 января 2024 года согласно ответу Отдела взаимодействия с правоохранительными органами, ГО, ЧС, и мобилизационной работы процент охвата населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность на территории муниципального образования различными средствами оповещения составляет 92,5%.
Обеспечение иных населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек также предусмотрены Администрацией МО Алапаевское, что следует из утвержденных графиков.
Полагать, что данная программа и графики не будут исполнены административным ответчиком у судебной коллегии оснований не имеется, учитывая, что финансирование данной программы осуществляется в том числе и за счет регионального бюджета, без софинансирования из бюджетов других уровней административный ответчик не имеет финансовой возможности для оборудования муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения, которая должна отвечать установленным требованиям.
Возложение судом на административного ответчика исполнения указанной обязанности в течение шести месяцев, фактически потребует немедленного ее выполнения, в то время, как бюджет муниципального образования на 2023 и 2024 год уже утвержден, объемы финансирования Программы утверждены. Изменение сроков фактически повлечет за собой изменении объемов финансирования и соответствующих сроков, установленных Программой.
Также судебная коллегия полагает, что сам факт возложения на административного ответчика указанной обязанности в отсутствие соответствующего финансирования без согласования с Министерством общественной безопасности Свердловской области графиков оборудования соответствующих населенных пунктов, будет являться формальным удовлетворением требований прокурора, которое не повлечет полноценной защиты прав граждан.
Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая положения региональной программы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований административного истца в данной части, поскольку необходимой совокупности условий, установленных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о нарушении судом норм процессуального права, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку административным истцом фактически были дополнены основания для признания незаконным бездействия. Судом при рассмотрения дела нарушения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда не допущено.
Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части возложения на Администрацию муниципального образования Алапаевское в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда организовать работу по выполнению мероприятий в частности, оборудовать муниципальное автоматизированной системой централизованного оповещения населения о потенциальных угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в деревне Ермаки, поселках Гаранинка, Ельничная, Задание, Каменский, Маевка, Молтаево, Новоямово, Самоцвет, Синячиха, Строкинка, обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты Задание и Молтаево, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Также судебная коллегия полагает необходимым увеличить, установленный судом срок для обеспечения источниками наружного противопожарного, водоснабжения населенные пункты поселок Каменский и поселок Синячиха до 12 месяцев, что с учетом бюджетного законодательства и контрактной системы будет являться разумным.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 11 октября 2023 года отменить в части возложения на Администрацию муниципального образования Алапаевское в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда организовать работу по выполнению мероприятий в частности, оборудовать муниципальное автоматизированной системой централизованного оповещения населения о потенциальных угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в деревне Ермаки, поселках Гаранинка, Ельничная, Задание, Каменский, Маевка, Молтаево, Новоямово, Самоцвет, Синячиха, Строкинка, обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты Задание и Молтаево, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Срок устранения недостатков по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения населенных пунктов поселок Каменский и поселок Синячиха установить в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решение суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Н.В.ШАБАЛДИНА
Судьи
М.Е.ПАТРУШЕВА
М.А.ПАРАМОНОВА