Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.05.2024 по делу N 33а-8622/2024 (УИД 66RS0043-01-2023-001011-39)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения законодательства в части ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных.
Обстоятельства: Прокурор указал на необходимость оборудования здания изолятора временного содержания противопожарным оборудованием, системами охранной сигнализации, приточной вентиляции механического побуждения.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.05.2024 по делу N 33а-8622/2024 (УИД 66RS0043-01-2023-001011-39)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения законодательства в части ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных.
Обстоятельства: Прокурор указал на необходимость оборудования здания изолятора временного содержания противопожарным оборудованием, системами охранной сигнализации, приточной вентиляции механического побуждения.
Решение: Удовлетворено в части.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2024 г. по делу N 33а-8622/2024
УИД 66RS0043-01-2023-001011-39
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Федина К.А.,
судей Антропова И.В., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахматовым М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-165/2024 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора ЗАТО г. Новоуральск, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Новоуральск и поселок Уральский Свердловской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности
по апелляционному представлению исполняющего обязанности заместителя прокурора ЗАТО г. Новоуральск Л. на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 24 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Антропова И.В., объяснения представителя административного истца прокурора ЗАТО г. Новоуральск - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., представителя административного ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Новоуральск и поселок Уральский Свердловской области Т., представителя административных ответчиков Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации Р., судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора ЗАТО г. Новоуральск, действующий в интересах неопределенного круга лиц, (далее по тексту - прокурор) обратился в суд в порядке
статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на посту у прогулочного двора изолятора временного содержания Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области (далее по тексту - ИВС, МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области) оконечное устройство громкоговорящей связи, установить противопожарное оборудование и инвентарь; оборудовать на посту у камер устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи; обеспечить в помещениях ИВС замену извещателей охранной сигнализации, которыми оборудуются окна и двери камер; оборудовать помещения ИВС вызывной сигнализацией, также оборудовать концентратором и световым табло, устанавливаемым в помещении дежурного по изолятору временного содержания; здание ИВС обеспечить приточной вентиляцией механического побуждения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск совместно с сотрудниками ЦГСЭН МСЧ по Свердловской области проведена проверка соблюдения санитарных норм и требований в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, расположенном по адресу: <...>. Проведенной проверкой установлено, что в помещениях ИВС в нарушение
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее по тексту - Правила N 1479) отсутствует эвакуационное освещение, которое должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, а также светильники аварийного освещения, которые должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской. Согласно пункту 6.16 специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 25 июля 2011 года N 876 (далее по тексту - Приказ N 876, Технические требования), во всех помещениях изолятора временного содержания устанавливается электрическое рабочее, эвакуационное и аварийное освещение. В камерах, карцерах и других режимных помещениях электропроводку следует устанавливать скрытно под штукатуркой. Общее освещение обеспечивается антивандальными светильниками с люминесцентными лампами или с лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания, которые размещаются в нишах над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним. Аварийное освещение производится от дизеля или аккумуляторных батарей. По результатам проведенной проверки установлено, что искусственное освещение в камере N 2 ИВС не соответствует требованиям
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". В нарушение пункта 6.14 вышеуказанных технических требований, отсутствуют извещатели охранной сигнализации, которыми оборудуются окна камер NN 1 - 11. В нарушение пункта 6.15 технических требований, камеры изолятора временного содержания не оборудованы вызывной сигнализацией, также отсутствует концентратор и световое табло, устанавливаемое в помещении дежурного по изолятору временного содержания. В нарушение пункта 6.17 технических требований, на посту у камер отсутствуют устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи. В нарушение пункта 6.19 технических требований, приточно-вытяжная вентиляция не соответствует требованиям: должна располагаться в стенах под потолком и ограждается металлическими решетками, воздухозаборные решетки в наружных стенах располагаются на высоте не менее 2 метров от земли, в камерах NN 1 - 11 ИВС отсутствует приточная вентиляция механического побуждения. В нарушение требований пункта 6.24 технических требований, на посту у прогулочного двора отсутствуют оконечное устройство громкоговорящей связи; противопожарное оборудование и инвентарь. Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности, санитарных норм и правил в помещениях ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся в помещениях данного здания.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 4 июля 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. На МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области (в части осуществления финансирования в целях устранения нарушений) возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на посту у прогулочного двора ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области оконечное устройство громкоговорящей связи; оборудовать на посту у камер устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи; обеспечить в помещениях ИВС замену извещателей охранной сигнализации, которыми оборудуются окна и двери камер; здание ИВС обеспечить приточной вентиляцией механического побуждения. В остальной части исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 сентября 2023 года осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства, гражданское дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 14 ноября 2023 года решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 4 июля 2023 года отменено, указанное административное дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда первой инстанции от 25 декабря 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России).
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 24 января 2024 года заявленные прокурором административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, исполняющим обязанности заместителем прокурора ЗАТО г. Новоуральск Л. принесено апелляционное представление, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении первоначально заявленных прокурором требований, за исключением требования о возложении обязанностей оборудовать камеры ИВС вызывной сигнализацией, а также концентратором и световым табло, установленным в помещении дежурного по изолятору временного содержания, в связи с частичным устранением административными ответчиками данных нарушений. В обоснование доводов представления ссылается на то, что выявленные по итогам проверки нарушения МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области устранены не в полном объеме, доказательств обратного не представлено. Само по себе бездействие МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, связанное с неустранением вышеуказанных нарушений, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся в ИВС, нарушает требования законодательства Российской Федерации о санитарных и гигиенических нормах для содержащихся в изоляции от общества граждан, а вывод суда о том, что МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области не может осуществлять самостоятельное финансирование вышеуказанных мероприятий, не освобождает последнего от выполнения предусмотренной законом обязанности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца прокурора ЗАТО г. Новоуральск - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. апелляционное представление поддержала в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований.
Представитель административного ответчика МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области Т., представитель административных ответчиков ГУ МВД России по Свердловской области, МВД России Р., повторяя позицию и доводы, изложенные административными ответчиками в суде первой инстанции, просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со
статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (
часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений
части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении требований прокурору, суд первой инстанции исходил из того, что согласно
пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимая совокупность условий для удовлетворения требований отсутствует, поскольку прокурором не представлено доказательств того, что избранный способ защиты прав неопределенного круга лиц восстановит права лиц, содержащихся в ИВС, а также доказательств технической возможности выполнения заявленных прокурором требований. Заявляя требования в части финансирования строительства (реконструкции, капитального ремонта) по оборудованию (замены) ИВС: на посту у прогулочного двора оконечного устройства громкоговорящей связи, на посту у камер устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи, извещателей охранной сигнализации, которыми оборудуются окна и двери камер; приточной вентиляции механического побуждения, прокурор не доказал наличия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав неопределенного круга лиц в сфере обеспечения надлежащих условий содержания под стражей, а именно лиц, содержащихся в ИВС. При этом понуждение МВД России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. В свою очередь ГУ МВД России по Свердловской области главным распорядителем бюджетных средств не является и полномочиями собственника в отношении имущества межмуниципального отдела не обладает, в связи с чем, на указанного административного ответчика не может быть возложена обязанность по финансированию строительства (реконструкции, капитального ремонта) изолятора временного содержания.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может, так как они сделаны с нарушением применения норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, а доводы апелляционного представления прокурора признает обоснованными и заслуживающими внимание, исходя из следующего.
В соответствии со
статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу
пункта 1 Положения "О Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел, в состав которых входят, в том числе территориальные органы МВД России (
подпункты 5,
14 указанного Положения).
Приказом МВД России от 28 июля 2017 года N 546 утверждено
Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, согласно которому ГУ МВД России по Свердловской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности ГУ МВД России по Свердловской области
(пункт 5).
Согласно
подпункту 28 пункта 13 данного Положения ГУ МВД России по Свердловской области обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
В порядке
подпункта 6 пункта 14 указанного Положения ГУ МВД России по Свердловской области в целях осуществления своих полномочий имеет право организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов подчиненных органов и организаций, а также жилищное строительство.
Согласно пункта 3 Положения о МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, утвержденного Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 27 сентября 2017 года N 1527 (далее по тексту - Положения), входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации, подчиняется ГУ МВД России по Свердловской области и осуществляет свою деятельность в пределах границ территории обслуживания согласно утвержденной МВД России схеме размещения территориальных органов.
МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование (подпункт 21 пункта 9 Положения).
В целях реализации своих полномочий МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области на основании подпункта 4 пункта 10 Положения осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за межмуниципальным отделом.
Помещение ИВС, которое функционирует на территории обслуживания МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и пос. Уральский Свердловской области, расположено на первом этаже здания 15 по улице Ленина в городе Новоуральск Свердловской области. Данное здание закреплено за МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области на праве оперативного управления.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию здания, расположенного по адресу: <...>, установлена нормативно-правовым актом и лежит на МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по осуществлению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, не допускать их использование не по назначению.
В силу положений
статьи 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2021 года N 1464, объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3,
пунктом 38 которого предусмотрено, что помещения иного административного, административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, оборудуются системой пожарной сигнализации независимо от площади помещения.
В соответствии с требованиями
статьями 17,
23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на личную безопасность и бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно
статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия.
Приказом МВД России от 25 июля 2011 года N 876 утверждены специальные технические требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно пункту 1 специальные технические требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел направлены на усиление инженерно-технической укрепленности конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий в сочетании с применением технических средств охранной, тревожной и пожарной сигнализации, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, в том числе побегу, а также формирование тревожного сообщения о возникновении пожара, чрезвычайной и других внештатных ситуаций. Технические требования применяются при строительстве вновь проектируемых, а также реконструкции и ремонте существующих изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Специальными техническими требованиями по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел установлено, что в соответствии с пунктом 6.14 технических требований извещателями охранной сигнализации оборудуются окна и двери камер и коридора блока камерных и служебных помещений. Сигналы тревоги из камер и от окон и дверей коридора блока камерных помещений поступают в помещение дежурного по изолятору временного содержания на световое табло поста, в зоне которого произошло нарушение.
В соответствии с пунктом 6.15 технических требований камеры изолятора временного содержания оборудуются вызывной сигнализацией. Устройство вызывной сигнализации устанавливается у двери на высоте 1,2 м. Включение вызывной сигнализации регистрируется на концентраторе на посту у камер и сопровождается звуковым или световым сигналом. Сигнал вызова поступает на световое табло, установленное в помещении дежурного по изолятору временного содержания.
В соответствии с пунктом 6.17 технических требований на посту у камер устанавливаются:
- концентратор охранной сигнализации с устройством оповещения и выходом на пульт управления техническими средствами охраны и надзора;
- абонентское устройство оперативной связи с дежурным по изолятору временного содержания;
- вызывные устройства системы тревожной сигнализации;
- устройства индикации вызова над дверьми камер;
- устройство громкоговорящей связи;
- противопожарное оборудование и инвентарь (в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по противопожарной безопасности);
- запираемый шкаф;
- ключеулавливатели.
В соответствии с пунктом 6.19 технических требований приточно-вытяжная вентиляция располагается в стенах под потолком и ограждается металлическими решетками. Воздухозаборные решетки в наружных стенах располагаются на высоте не менее 2 м от земли.
В соответствии с пунктом 6.24 технических требований над прогулочными дворами оборудуется пост охраны. Дверь для входа на пост запирается изнутри. Пост оборудуется в виде будки или помоста с резиновым покрытием.
На посту у прогулочных дворов устанавливаются:
- вызывное устройство системы тревожной сигнализации;
- абонентское устройство оперативной связи с дежурным по изолятору временного содержания;
- оконечное устройство громкоговорящей связи;
- противопожарное оборудование и инвентарь (в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по противопожарной безопасности)
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск совместно с сотрудниками ЦГСЭН МСЧ по Свердловской области проведена проверка соблюдения санитарных норм и требований в изоляторе временного содержания МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, расположенном по адресу: <...>.
Проведенной проверкой установлено, что в помещениях ИВС, в нарушение
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, отсутствует эвакуационное освещение, которое должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, а также светильники аварийного освещения, которые должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.
Согласно пункту 6.16 технических требований во всех помещениях изолятора временного содержания устанавливается электрическое рабочее, эвакуационное и аварийное освещение. В камерах, карцерах и других режимных помещениях электропроводку следует устанавливать скрытно под штукатуркой.
Общее освещение обеспечивается антивандальными светильниками с люминесцентными лампами или с лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания, которые размещаются в нишах над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним. Аварийное освещение производится от дизеля или аккумуляторных батарей.
По результатам проведенной проверки установлено, что искусственное освещение в камере N 2 ИВС не соответствует требованиям
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В нарушение пункта 6.14 технических требований, отсутствуют извещатели охранной сигнализации, которыми оборудуются окна камер NN 1 - 11.
В нарушение пункта 6.15 технических требований, камеры изолятора временного содержания не оборудованы вызывной сигнализацией, также отсутствует концентратор и световое табло, устанавливаемое в помещении дежурного по изолятору временного содержания.
В нарушение пункта 6.17 технических требований, на посту у камер отсутствуют устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи.
В нарушение пункта 6.19 технических требований, приточно-вытяжная вентиляция в ИВС не соответствует требованиям (должна располагаться в стенах под потолком и ограждается металлическими решетками. Воздухозаборные решетки в наружных стенах располагаются на высоте не менее 2 м от земли). В камерах NN 1 - 11 ИВС приточная вентиляция механического побуждения отсутствует.
В нарушение требований пункта 6.24 технических требований, на посту у прогулочного двора отсутствуют оконечное устройство громкоговорящей связи; противопожарное оборудование и инвентарь.
По результатам проведенной проверки с участием врача по общей гигиене ЦГСЭН МСЧ МВД России по Свердловской области, начальника ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, старшим помощником прокурора ЗАТО г. Новоуральск Л. составлен акт от 17 апреля 2023 года.
Согласно акту осмотра от 3 июля 2023 года, подписанного в том числе начальником ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Г., установлено, что административными ответчиками устранены следующие нарушения, выявленные ранее при проверке 17 апреля 2023 года, а именно: в соответствии с пунктом 6.15 технических требований камеры изолятора временного содержания оборудованы вызывной сигнализацией, также концентратором и световым табло, установленным в помещении дежурного по изолятору временного содержания; в соответствии с пунктом 6.24 технических требований на посту у прогулочного двора имеется противопожарное оборудование и инвентарь, что свидетельствует о том, что указанные нарушения были административными ответчиками в добровольном порядке устранены.
Вместе с тем, доказательств того, что на посту у прогулочного двора ИВС оборудовано оконечное устройство громкоговорящей связи; оборудовано на посту у камер устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи; обеспечена в помещениях ИВС замена извещателей охранной сигнализации, которыми оборудуются окна и двери камер; здание ИВС обеспечено приточной вентиляцией механического побуждения, административными ответчиками не представлено, что в свою очередь свидетельствует о неустранении указанных нарушений.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области обязанности по устранению недостатков, которые не были устранены.
Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с
частью 1 статьи 48 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
В силу
статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно
пункту 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345 утверждена государственная
программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".
В рамках данной государственной программы утверждена
подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Исходя из паспорта данной
подпрограммы, определен срок ее реализации: 1 января 2013 года - 31 декабря 2024 года, а также установлен объем бюджетных ассигнований программы.
Целями реализации
подпрограммы указано создание в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации условий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, для создания в изоляторах временного содержания надлежащих условий Правительством Российской Федерации принят специальный нормативный
акт, которым утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Сроки и объемы финансирования строительства изоляторов временного содержания также определяются в рамках данной государственной
программы и бюджетного законодательства.
В связи с этим, вывод суда о том, что прокурор, обращаясь с исковыми требованиями, не принял во внимание названные акты и фактически заявил требование о возложении на МВД России, как на главного распорядителя бюджетных средств, дополнительных финансовых расходов является неверным, поскольку самостоятельного требования о возложении обязанности на МВД России по осуществлению финансирования на выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений прокурором не заявлено, что свидетельствует о том, что указанные положения действующего законодательства Российской Федерации были административным истцом приняты во внимание.
Напротив, заявленные требования прокурора не ущемляют самостоятельность административных ответчиков в решении вопросов, возложенных на них действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенную на МУ МВД России ЗАТО по г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области установленную законом обязанность по поддержанию здания ИВС, расположенного по адресу: <...>, в надлежащем состоянии, чтобы условия содержания лиц, содержащихся в ИВС, соответствовали установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям.
Вывод суда о том, что прокурором не представлено доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав неопределенного круга лиц в сфере обеспечения надлежащих условий лиц, содержащихся под стражей, а также то, что избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц восстановит их права, также является неверным, поскольку выявленные по результатам проверки нарушения сами по себе уже создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся в ИВС, нарушают их права и законные интересы, так как содержание указанных лиц не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Вывод суда первой инстанции о том, что у МУ МВД России по ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области отсутствует техническая возможность выполнения заявленных прокурором требований, заявленные прокурором требования не соответствуют принципам исполнимости, признается судебной коллегией необоснованным, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также признание выявленных нарушений административным ответчиком МУ МВД России ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области, что в том числе выразилось в частичном исполнении заявленных прокурором требований (в части оборудования камер ИВС вызывной сигнализацией, а также концентратором и световым табло, установленным в помещении дежурного по изолятору временного содержания; наличия на посту у прогулочного двора противопожарного оборудования и инвентаря), что следует из акта осмотра от 3 июля 2023 года (л. д. 90 т. 1), судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку выявленные в ходе проверки нарушения не устранены в полном объеме, то имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения обязанности на МУ МВД России ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области оборудовать на посту у прогулочного двора изолятора временного содержания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Новоуральск и поселок Уральский Свердловской области оконечное устройство громкоговорящей связи; оборудовать на посту у камер устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи; обеспечить в помещениях изолятора временного содержания замену извещателей охранной сигнализации, которыми оборудуются окна и двери камер; здание изолятора временного содержания обеспечить приточной вентиляцией механического побуждения.
Вместе с тем, судебная коллегия, с учетом времени необходимого для выполнения работ по обеспечению инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, частичного устранения административными ответчиками выявленных в ходе проверки нарушений, а также необходимости проведения соответствующих административных процедур, полагает возможным увеличить заявленный прокурором срок исполнения решения суда до 12 месяцев, что будет отвечать критерию разумности и исполнимости судебного акта. Вместе с тем, при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, вопрос об отсрочке исполнения решения суда по заявлению МУ МВД России ЗАТО г. Новоуральск и п. Уральский Свердловской области может быть разрешен в порядке
статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с
частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно
пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильным применением судом норм материального права (
пункты 3,
4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора.
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 24 января 2024 года отменить, административные исковые требования прокурора ЗАТО г. Новоуральск, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Новоуральск и поселок Уральский Свердловской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности удовлетворить частично.
Возложить на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Новоуральск и поселок Уральский Свердловской области обязанность оборудовать на посту у прогулочного двора изолятора временного содержания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Новоуральск и поселок Уральский Свердловской области оконечное устройство громкоговорящей связи; оборудовать на посту у камер устройства индикации вызова над дверьми камер и устройство громкоговорящей связи; обеспечить в помещениях изолятора временного содержания замену извещателей охранной сигнализации, которыми оборудуются окна и двери камер; здание изолятора временного содержания обеспечить приточной вентиляцией механического побуждения в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Новоуральск и поселок Уральский Свердловской области об исполнении решения суда сообщить административному истцу и в суд первой инстанции в течение месяца со дня его исполнения.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
И.В.АНТРОПОВ
И.Г.НАСЫКОВ