Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.07.2024 по делу N 33а-12029/2024 (УИД 66RS0051-01-2023-002019-83)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по выполнению первичных мер пожарной безопасности, об обязании устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что на территории населенных пунктов не созданы противопожарные минерализованные полосы, не произведена уборка мусора, сухой растительности, ряд населенных пунктов не обеспечен звуковым оповещением людей в случае возникновения пожара, источники наружного пожарного водоснабжения (пожарные гидранты) не отремонтированы и не восстановлены.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.07.2024 по делу N 33а-12029/2024 (УИД 66RS0051-01-2023-002019-83)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по выполнению первичных мер пожарной безопасности, об обязании устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что на территории населенных пунктов не созданы противопожарные минерализованные полосы, не произведена уборка мусора, сухой растительности, ряд населенных пунктов не обеспечен звуковым оповещением людей в случае возникновения пожара, источники наружного пожарного водоснабжения (пожарные гидранты) не отремонтированы и не восстановлены.
Решение: Удовлетворено в части.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2024 г. по делу N 33а-12029/2024
УИД: 66RS0051-01-2023-002019-83
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кориновской О.Л.,
судей Антропова И.В., Парамоновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи хода судебного заседания административное дело N 2а-119/2024 по административному исковому заявлению Серовского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Серовского городского округа, отраслевому органу администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", муниципальному казенному учреждению "Управление гражданской защиты Серовского городского округа" о признании незаконным бездействия, возложения обязанности
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Серовского городского округа на решение Серовского районного суда Свердловской области от 16 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Антропова И.В., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., объяснения представителя административных ответчиков администрации Серовского городского округа и отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" П.Л., представителя административного ответчика муниципального казенного учреждения "Управление гражданской защиты Серовского городского округа" П.Э., судебная коллегия
установила:
Серовский городской прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Серовского городского округа (далее также - Администрация), в котором просил признать незаконным бездействие Администрации, выраженное в неисполнении обязанностей по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Серовского городского округа, возложить на административного ответчика обязанность в срок в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование требований искового заявления указано, что Серовской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и по противодействию природным пожарам на территории населенных пунктов, расположенных в Серовском городском округе, в связи с предписанием Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа, Гаринского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области от 24 апреля 2023 года N 5 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства в деятельности администрации Серовского городского округа о противопожарной безопасности. Проверкой прокуратуры установлены следующие нарушения требований законодательства: на территории населенных пунктов Серовского городского округа до начала пожароопасного периода не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, что угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих на территории поселений, может привести к уничтожению имущества и стать причиной распространения пожара на государственный лесной фонд; ряд населенных пунктов Серовского городского округа не обеспечен звуковым оповещением людей в случае возникновения пожара; на территории общего пользования в границах населенных пунктов: город Серов и в ряде населенных пунктов, не произведена уборка мусора, сухой растительности; источники наружного противопожарного водоснабжения на определенных участках не отремонтированы; источники наружного пожарного водоснабжения (пожарные гидранты) по некоторым адресам не отремонтированы и не восстановлены. Выявленные нарушения обязательных требований противопожарного законодательства и непринятие мер по предупреждению чрезвычайной ситуации нарушают права неопределенного круга лиц на защиту окружающей среды от негативного воздействия пожаров, создают угрозу жизни и здоровью жителей поселений, возникновения материального ущерба имуществу.
Определениями суда первой инстанции от 27 сентября 2023 года, 25 декабря 2023 года привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" (далее также - ООА СГО "Комитет ЭТС и ЖКХ"), муниципальное казенное учреждение "Управление гражданской защиты Серовского городского округа" (далее также - МКУ "УГЗ СГО"), заинтересованных лиц - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее также - ГУ МЧС России по Свердловской области), общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее также - ООО "Вертикаль").
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 16 января 2024 года административные исковые требования прокурора удовлетворены частично; признано незаконным бездействие администрации Серовского городского округа, отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", выраженное в неисполнении обязанности по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Серовского городского округа; возложена обязанность на администрацию Серовского городского округа, отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры на территории населенных пунктов Серовского городского округа: город Серов, деревня Магина, поселок Красноярка, поселок Вагранская, поселок Сотрино, поселок Новое Сотрино, деревня Еловый Падун, поселок Красноглинный, поселок Боровой, поселок Первомайский, поселок Ключевой, деревня Еловка, поселок Еловка Новая, поселок Кордон, поселок Марсяты, деревня Петрова, поселок Подгарничный, деревня Масловка, деревня Морозково, деревня Поспелкова, деревня Семенова, поселок Танковичи, поселок Красный Яр, поселок Ларьковка, поселок Лесоразработки, поселок Межевая, поселок Мирный, поселок Морозково, поселок Нижняя Пристань, поселок Поперечный, поселок Поспелково, поселок Старое Морозково, поселок Урай, поселок Черноярский, село Филькино, село Андриановичи, хутор Морозково;
производить уборку мусора, сухой растительности и покос травы на территории общего пользования в границах населенных пунктов: город Серов, деревня Магина, поселок Красноярка, поселок Вагранская, поселок Сотрино, поселок Новое Сотрино, деревня Еловый Падун, поселок Красноглинный, поселок Боровой, поселок Первомайский, поселок Ключевой, деревня Еловка, поселок Еловка Новая, поселок Кордон, поселок Марсяты, деревня Петрова, поселок Подгарничный, деревня Масловка, деревня Морозково, деревня Поспелкова, деревня Семенова, поселок Танковичи, поселок Красный Яр, поселок Ларьковка, поселок Лесоразработки, поселок Межевая, поселок Мирный, поселок Морозково, поселок Нижняя Пристань, поселок Поперечный, поселок Поспелково, поселок Старое Морозково, поселок Урай, поселок Черноярский, село Филькино, село Андриановичи, хутор Морозково;
обеспечить звуковым оповещением людей в случае возникновения пожара на территории населенных пунктов Серовского городского округа: деревня Еловый Падун, поселок Боровой, поселок Еловка Новая, поселок Лесоразработки, поселок Морозково, поселок Нижняя Пристань, поселок Новое Сотрино, поселок Сотрино, поселок Урай, ж/д станция Морозково, ж/д станция Поспелково;
отремонтировать источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные водоемы, расположенные по адресам: <...>; <...>; <...> (район дома N 14), улица Октябрьская (район школы), улица Набережная в сторону поселка Межевая; город Серов, река Каква городской парк у пешеходного моста, река Каква правый берег Каквы у плотины, правый берег Каквы обводной канал у магазина, река Каква поселок Медянкино у автомобильного моста;
отремонтировать источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты, расположенные в городе Серове по адресам: улица Автодорожная, 19, улица Автодорожная, 35 (Интернат N 2 правая сторона здания), Больничный городок (1. Вход в молочную кухню, 2. Здание КВД, юго-восточный угол), улица Визе, 12 - улица Железнодорожников, улица Кирова, 134 (посередине дома во дворе), улица Короленко, 27 (на стоянке у стоматологии), улица Короленко, 89 (с торца дома через дорогу), улица Котовского, 22, улица Ленина, 121 - улица Ключевая (ПГ-1), улица Ленина, 151 (на стоянке у кафе "Пицца Рио"), улица Ленина, 169 - улица К. Маркса, улица Ломоносова, 24 (вход в общежитие), улица М. Горького, 73 МТБ (на территории напротив котельной), улица М. Горького, 73 МТБ (на территории у инфекционного отделения ГБУЗ СО "ДГБ г. Серов"), улица Мартеновцев - улица Ленина, 4, улица Матросова, 1 (у территории Серовского таможенного поста), улица Папанинцев, 53 - улица Пушкинская, улица Победы, 15 (на территории 56 ПСЧ), улица Правды, 62 - улица Советская (у водозаборной колонки), улица Пржевальского, 4, улица Типографская, 26 - улица Победы, улица Типографская, 63а - улица Маркова, улица Хасановцев (на территории ДРСУ), улица Циолковского (район метеостанции у водозаборной колонки), улица Полевая, 10 (ПГ-2), улица Завокзальная - улица Студенческая (у водозаборной колонки);
восстановить источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты, расположенные в городе Серове по адресам: улица Агломератчиков (у АТП N 13), Больничный городок (напротив гаражей ГБУЗ СО "Серовская городская станция скорой медицинской помощи"), улица Белореченская, 1 (западная сторона дома), улица Вагранская, 56 МП "Сигнал" (на территории у склада и территории теплопункта), улица Заславского - улица Типографская (на парковке), улица Заславского, 21, улица Зеленая (на территории школы N 14), улица Калинина, 28 (у МАОУ СОШ N 22, западная сторона здания), улица Калинина, 144, улица Каляева, 51, улица Каляева, 53, улица Карбышева, 11 (восточная сторона магазина "Экономный"), улица Кирова, 57 (юго-восточная сторона АЗС), улица Ключевая, 1, улица Красноармейская (возле дома по улице Октябрьской революции, 31а), улица Литейщиков (напротив жилого дома N 52-2), улица Новая - улица Автодорожная, улица Попова - улица Новая (перекресток), улица Попова, 6 - улица Электриков, 8, улица Пржевальского - улица 4-ой Пятилетки, 33, улица Пржевальского - улица Короленко, проспект Серова - улица Гагарина, 29 (западная сторона дома), проспект Серова, 52, улица Спортивная, 1а, улица Толмачева, 125 - улица Циолковского, улица Толмачева, 138, улица Толмачева, 144.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Серовского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, отказано.
Не согласившись с решением суда, административным ответчиком администрацией Серовского городского округа подана апелляционная жалоба, в которой просит о его отмене и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Серовским городским прокурором Купцовым А.С. и заинтересованным лицом ГУ МЧС России по Свердловской области на апелляционную жалобу административного ответчика поданы письменные возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков администрации Серовского городского округа и ООА СГО "Комитет ЭТС и ЖКХ" П.Л. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика МКУ "УГЗ СГО" П.Э. доводы апелляционной жалобы администрации Серовского городского округа поддержал в полном объеме.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Серовского городского округа без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика.
Представители заинтересованных лиц ГУ МЧС России по Свердловской области, ООО "Вертикаль" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом - электронной почтой 2 июля 2024 года, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, судебная коллегия, руководствуясь
статьей 150,
частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела административное дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного ответчика администрации Серовского городского округа и возражений Серовского городского прокурора Купцова А.С. и заинтересованного лица ГУ МЧС России по Свердловской области на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со
статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в
части 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с
частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу
части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со
статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Положениями
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон N 69-ФЗ) определено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов (
статья 19 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу
пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее также - Правила противопожарного режима).
В соответствии с
пунктом 70 Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
В соответствии с
пунктом 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, Серовской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности и по противодействию природным пожарам на территории населенных пунктов, расположенных в Серовском городском округе.
В апреле 2023 года во исполнение решения от 4 апреля 2023 года N 5 Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа, Гаринского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области было проведено контрольное надзорное мероприятие (выездная проверка) населенных пунктов, расположенных на территории Серовского городского округа, вошедших в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров. В ходе проверки установлено, что на территории Серовского городского округа выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа, Гаринского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области Администрации Серовского городского округа вручено предписание от 24 апреля 2023 года N 5 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона и собранными по делу доказательствами, установив, что в ходе проверки на территории Серовского городского округа выявлены нарушения требований законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, неисполнение обязательных требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, пришел к выводу об удовлетворении требований.
Вместе с тем, определяя срок, необходимый для исполнения решения суда и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц, суд исходил из положений бюджетного законодательства и пришел к выводу о том, что разумным сроком в данном случае будет являться шесть месяцев.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным
законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений, они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Вместе с тем, с доводами апелляционной жалобы административного ответчика администрации Серовского городского округа судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном понимании действующего законодательства.
Данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для иного у судебной коллегии не имеется.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (
абзацы 1,
2 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Понятие пожара и пожарной безопасности закреплено в
части 1 статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ, согласно которой пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Исходя из изложенного, к предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера относится, в том числе соблюдение пожарной безопасности в целях предупреждения возникновения пожаров.
Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным
законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (
статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 Устава Серовского городского округа (принят Решением Серовской городской Думы от 31 мая 2005 года N 62) к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно пункту 1 статьи 27 Устава Серовского городского округа администрация является органом местного самоуправления, который от имени Серовского городского округа приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Администрация Серовского городского округа реализует вышеуказанные полномочия посредством ООА СГО "Комитет ЭТС и ЖКХ", являющегося ее отраслевым (функциональным) органом. Администрация Серовского городского округа вправе делегировать соответствующие полномочия созданным им учреждениям, однако делегирование прав не может освобождать ее от несения обязанности и ответственности возложенной законом.
Учитывая вышеприведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенных административными ответчиками нарушениях в области пожарной безопасности и правомерном возложении обязанности устранить данные нарушения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о несогласии с перечнем заявленных прокурором к устранению в административном исковом заявлении нарушений (создание противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров на территории 8 населенных пунктов Серовского городского округа: деревня Семенова, деревня Магина, деревня Морозково, деревня Поспелкова, село Филькино, город Серов (поселок Новая Кола), поселок Еловка, поселок Новая Еловка), в том числе со ссылкой на их частичное устранение в ходе рассмотрения дела, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку были предметом надлежащей судебной оценки и обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств. Кроме того, административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие соответствие ширины и местонахождения минерализованных полос требованиям
пункта 70 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в указанных населенных пунктах. При этом противопожарными минерализованными полосами обеспечено только в 8 из 37 населенных пунктов, входящих в состав Серовского городского округа.
Непроживание в населенном пункте ж/д станция Морозково людей не является правовым основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности обеспечить звуковым оповещением в случае возникновения пожара, поскольку данная территория входит в состав Серовского городского округа, имеет статус "населенного пункта". Каких-либо документов о том, что населенный пункт ж/д станция Морозково расселен и с ним прекращено транспортное сообщение не представлено, что не исключает возможность нахождения и проживания в нем граждан.
Кроме того, наличие муниципального контракта на обслуживание системы оповещения в поселке Еловый Падун и поселке Сотрино само по себе не свидетельствует об исправности данной системы на всей территории населенных пунктов и исполнении обязанности по обеспечению звуковым оповещением людей в случае возникновения пожара, доказательств обратного административным ответчиком не представлено. В то же время в соответствии с
пунктом "м" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
То обстоятельство, что пожарные гидранты, расположенные в городе Серове по адресам: улица Автодорожная, 35 (Интернат N 2 правая сторона здания), улица Вагранская, 56 МП "Сигнал" (на территории у склада и территории теплопункта), улица Кирова, 57 (юго-восточная сторона АЗС), улица М. Горького, 73 МГБ (на территории напротив котельной), улица М. Горького, 73 МТБ (на территории у инфекционного отделения ГБУЗ СО "ДГБ г. Серов"), улица Матросова, 1 (у территории Серовского таможенного поста), улица Карбышева, 11 (восточная сторона магазина "Экономный"), отсутствуют в реестре муниципального имущества, не освобождает административного ответчика от обязанности по надлежащему обеспечению первичных мер пожарной безопасности, неисправность указанных пожарных гидрантов может привести к невозможности своевременного тушения пожара.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика об исключении из Перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на территории Свердловской области, деревни Масловка, поселка Лесоразработки, поселка Межевая, поселка Мирный, поселка Морозково, поселка Нижняя Пристань, поселка Подгарничный, поселка Поперечный, поселка Поспелково, поселка Старое Морозково, поселка Танковичи, поселка Черноярский, хутор Морозково установлено, что указанные изменения внесены Постановлением Правительства Свердловской области от 7 марта 2024 года N 161-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 18 марта 2021 года N 142-ПП "О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному сезону", то есть после вынесения судом решения по настоящему административному делу.
Доводы апелляционной жалобы о преждевременности обращения прокурора в суд с административным иском не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность по надлежащему обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа, возложена на органы местного самоуправления в силу действующего законодательства и не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия актов прокурорского реагирования.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводы суда, а по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда оценку по правилам
статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы административного ответчика свидетельствуют о несогласии его с оценкой доказательств и установленными судом фактическими обстоятельствами, при правильном применении судом норм материального и процессуального права не влияют на исход дела и не влекут отмену судебного акта.
Вместе с тем, согласно
пункту 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (
статья 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, при разрешении заявленных прокурором требований суд первой инстанции не в полной мере учел сроки, необходимые для проведения заявленных работ, поэтому судебная коллегия с учетом положений бюджетного законодательства, Федерального
закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также характера выявленных нарушений пожарной безопасности приходит к выводу о необходимости увеличения установленного судом срока для выполнения административными ответчиками администрацией Серовского городского округа, отраслевым органом администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" возложенных на них обязанностей на срок 12 месяцев, что, в свою очередь, влечет необходимость изменения решения суда в этой части.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 16 января 2024 года в части срока выполнения первичных мер пожарной безопасности на территории Серовского городского округа изменить, определив следующий срок: в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части решение Серовского районного суда Свердловской области от 16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Серовского городского округа - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Л.КОРИНОВСКАЯ
Судьи
И.В.АНТРОПОВ
М.А.ПАРАМОНОВА