Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2023 по делу N 88-4474/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 N 33-3096/2022 по делу N 2-1663/2022
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании права пользования жилым помещением.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О выселении, признании утратившим право пользования помещением.
Обстоятельства: Истец указал, что вопреки условиям договора найма служебного жилого помещения ответчики квартиру не освобождают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 N 33-3096/2022 по делу N 2-1663/2022
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании права пользования жилым помещением.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О выселении, признании утратившим право пользования помещением.
Обстоятельства: Истец указал, что вопреки условиям договора найма служебного жилого помещения ответчики квартиру не освобождают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2022 г. N 33-3096/2022
УИД 89RS0005-01-2022-002697-90
Судья Мизинова Л.Ю. | Дело N 2-1663/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.
судей коллегии: Акбашевой Л.Ю., Савельевой Е.Н.
при ведении протокола секретарем П.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу к П.М., П.А. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, по встречному исковому заявлению П.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о сохранении права пользования жилым помещением до исполнения обязательств,
по апелляционной жалобе ответчика (истца по встречному иску) П.М. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2022 года, которым постановлено:
"иск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить.
Признать П.М. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт серии N, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) и П.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии N, выдан <данные изъяты>) утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселить из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Встречный иск П.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о сохранении права пользования жилым помещением до исполнения обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, - оставить без удовлетворения.
Взыскать с П.М. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии N, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) и П.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии N, выдан <данные изъяты>) в бюджет муниципального образования г. Ноябрьск государственную пошлину по 3000 руб. с каждого".
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Савельевой Е.Н., возражения представителя истца (ответчика по встречному иску) З., заключение помощника прокурора Давыдовой Л.А., судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ГУ МЧС РФ по ЯНАО) обратилось в суд с иском к П.М., П.А. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований истцом указано, что П.М. с учетом членов семьи (матери П.А.), как сотруднику МЧС, по договору найма служебного жилого помещения от 14 января 2021 года была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Приказом от 25 октября 2021 года П.М. был уволен со службы. Однако вопреки условиям договора найма служебного жилого помещения ответчики указанную квартиру не освобождают.
П.М. обратился со встречным иском о сохранении права пользования жилым помещением до исполнения ответчиком обязательств по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, поскольку с 11 ноября 2016 года состоит на учете лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и не имеет другого жилого помещения для проживания.
Представитель истца (представитель ответчика по встречному иску) Р. в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержала, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать. Суду пояснила, что ответчики не относятся к категории лиц, выселение которых невозможно без предоставления другого жилого помещения; оснований для сохранения права пользования жилым помещением за ответчиками не имеется, поскольку спорная квартира является служебной, а П.М. не является сотрудником ГУ МЧС ЯНАО.
Ответчик П.М., третье лицо МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие ответчиков и представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. С данным решением не согласен ответчик (истец по встречному иску) П.А.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Полагает, что является нуждающимся в жилом помещении, поскольку состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты с 11 ноября 2016 года. Решением жилищно-бытовой комиссии от 3 марта 2008 года ему было выделено спорное жилое помещение по адресу: <адрес> сроком по 1 марта 2013 года. Данный договор был расторгнут 15 ноября 2011 года. В последующем 12 декабря 2011 года между ГУ "9 отряд федеральной противопожарной службы по ЯНАО (договорной)" и П.М. был заключен договор найма этого же жилого помещения для временного проживания на период работы, в качестве члена семьи была включена мать П.А. Спорное жилое помещение для П.М. является единственным жилым помещением. В период с 1 сентября 2000 года по 31 октября 2021 года П.М. проходил службу в органах МЧС РФ по ЯНАО, в настоящее время является пенсионером. Полагает, что в силу положений
пунктов 27,
28 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N 897 он, как сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Просит решение суда отменить, в удовлетворении требований ГУ МЧС РФ по ЯНАО - отказать, встречные исковые требования удовлетворить.
Из возражений на апелляционную жалобу следует, что оснований для отмены судебного решения не имеется, представитель ГУ МЧС РФ по ЯНАО просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца (представитель ответчика по встречному иску) З., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, поддержал письменные возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения.
Из заключения помощника прокурора следует, что правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в ней, не имеется. Полагала, что решение суда является законным и обоснованным, представленным доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с
частью 3 статьи 167,
статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, пояснения сторон, заключение помощника прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, установлено судом, спорным является жилое помещение, расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>, которая находится в собственности Российской Федерации и распоряжением ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе от 9 декабря 2011 года N 522-р отнесено к специализированному жилищному фонду - служебному жилому помещению (л.д. 16,28).
Выпиской из ЕГРН от 2 февраля 2022 г. подтверждается, что указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу на праве оперативного управления (л.д. 28).
По договору найма служебного жилого помещения от 14 января 2021 N 178 квартира, в отношении которой возник спор, была предоставлена П.М. и его матери П.А., во временное пользование в связи со службой П.М. в ГУ МЧС по ЯНАО (л.д. 23).
Ранее П.М. занимал спорную квартиру на основании договора найма жилого помещения (коммерческого найма) от 5 марта 2008 года N 52 и на основании договора найма служебного жилого помещения от 12 декабря 2011 года. На момент заключения указанных договоров найма жилое помещение находилось в оперативном управлении ГУ МЧС по ЯНАО 9-й отряд государственной противопожарной службы (л.д. 10,44).
Распоряжением МТУ Росимущества в <адрес> - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе от 20 июля 2020 года N 72-531-р жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было изъято из оперативного управления ГУ МЧС по ЯНАО 9-й отряд государственной противопожарной службы и передано в оперативное управление ГУ МЧС по ЯНАО (л.д. 18-19).
В соответствии с пунктом 4.3 договора найма служебного жилого помещения от 14 января 2021 года, договор найма прекращает свое действие в связи с окончанием срока службы, истечением трудового договора (л.д. 24).
Приказом ФГБУ СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" по ЯНАО МСЧ России от 25 октября 2021 года N 40-НС начальник сектора судебных экспертиз (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) П.М. уволен со службы по выслуге лет на основании
пункта 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ. На день увольнения выслуга лет П.М. в календарном исчислении составила 21 год 1 месяц 29 дней (л.д. 14).
Письмами начальника ГУ МЧС по ЯНАО от 22 ноября 2021 года и от 28 марта 2022 года П.М. уведомлен о прекращении договора найма служебного жилого помещения и необходимости его освобождения (л.д. 29 - 30).
Требование об освобождении жилого помещения ответчиками до настоящего времени не исполнено.
Разрешая заявленные требования истца о выселении ответчиков без предоставления другого жилого помещения, руководствуясь положениями
ст. ст. 92,
93,
102,
103 Жилищного кодекса Российской Федерации,
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217, которым утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено в пользование ответчиков для временного проживания на период прохождения П.М. государственной службы, с 31 октября 2021 года П.М. в служебных отношениях с истцом не состоит, нуждающимся в жилых помещениях не признавался, в связи с чем, право пользования служебным жилым помещением утрачено. Поскольку правовых оснований для сохранения права пользования названным жилым помещением не усмотрел, суд первой инстанции отказал в удовлетворении встречных требований П.М.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со
статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим
кодексом основаниям.
Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. (
ч. 2 ст. 102 ЖК РФ).
Как указано в
части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и
частью 2 настоящей статьи.
В силу
части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с
частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены
Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно
пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, установив, что П.М. относится к сотрудникам противопожарной службы, на него распространяются указанные
Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, кроме того, на момент рассмотрения дела трудовые (служебные) отношения между П.М. и ГУ МЧС по ЯНАО прекращены, П.М. не является малоимущим, не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставленное жилое помещение является служебным, было предоставлено в пользование П.М. и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания ответчиков утратившими право пользования и выселении их спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, а также об отказе в удовлетворении встречных исковых требований о сохранении права пользования данным жилым помещением.
Доводы жалобы о том, что к спорным правоотношениям необходимо применить
Типовое положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, согласно которому сотрудник, имеющий выслугу лет в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, судебная коллегия находит ошибочными, как основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещениями не распространяется свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.
Довод о том, что истец относится к категории граждан, перечисленных в Жилищном
кодексе Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений (
часть 2 статьи 103 ЖК РФ), судебной коллегией также отклоняется, учитывая, что к данной категории граждан П.М. не относится, поскольку как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, отец П.М. - ФИО11 проходивший службу в военизированной пожарной части, умер ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения службы в органах внутренних дел, то есть задолго до того, как П.М., как нанимателю, было предоставлено спорное жилое помещение. Следовательно, П.М. на момент предоставления ему служебного жилого помещения не являлся членом семьи сотрудника, погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение.
Доводы о том, что П.М. является нуждающимся в жилом помещении и соответственно состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, что спорное жилое помещение является для него единственным местом жительства, судебной коллегией также отклоняются, учитывая, что по сведениям, предоставленным Главным управлением МЧС России по Тюменской области от 11 июля 2022 года, а также Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 июля 2022 года, следует, что П.М., проходивший службу в федеральной противопожарной службе в период с 2000 по 2021 г.г. и члены его семьи на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состояли и состоят (л.д. 105, 110).
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию П.М., изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, при этом не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судом верно определены юридически значимые обстоятельства. Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.