Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2023 N 88а-5484/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2022 по делу N 33а-8405/2022 (УИД 86RS0001-01-2022-005200-46)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Предписание не обладает свойством исполнимости.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2022 по делу N 33а-8405/2022 (УИД 86RS0001-01-2022-005200-46)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Предписание не обладает свойством исполнимости.
Решение: Отказано.
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2022 г. по делу N 33а-8405/2022
Дело N 2а-3199/2022
Судья: Вахрушев С.В.
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Симоновича В.Г.,
судей Волкова А.Е., Назарука М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бабкиным А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Сургута (далее - Администрация) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ГУ МЧС по ХМАО - Югре) об оспаривании предписания в части срока и возложении обязанности установить новый срок для устранения нарушений,
по апелляционной жалобе административного истца Администрации на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя административного ответчика С.Р. и начальника ОНДПР (по г. Сургуту) УНДПР ГУ МЧС по ХМАО - Югре С.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Администрация обратилась в суд с вышеуказанным иском, согласно которому просила признать незаконным предписание ГУ МЧС по ХМАО - Югре от 30.12.2021 года N 192 в части срока указанного в п. 1 предписания; установить новый срок для устранения нарушений, указанных в п. 1 данного предписания - 30.12.2025 года. В обоснование требований указано, что в результате проведенной в период с 24.12.2021 года по 30.12.2021 года внеплановой выездной проверки было вынесено оспариваемое предписание, в соответствии с п. 1 которого Администрации в срок до 30.12.2023 года необходимо устранить следующие нарушения: разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований: оборудовать п.Юность (западная часть по условной линии от ул. Шушенская д. 1 до ул. Линейной <***> жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории г. Сургута противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Решением ГУ МЧС России по ХМАО - Югре от 01.07.2022 года жалоба Администрации на указанное предписание оставлена без удовлетворения, предписание - без изменения. Считает такое решение незаконным и необоснованным, поскольку начиная с 2018 года по настоящее время Администрацией была проведена существенная работа, направленная на устранение выявленных нарушений. В п.Юность снесено 35 из 48 строений, признанных аварийными, ветхими, непригодными и для проживания, для которых необходимо было построить противопожарный водопровод с установкой пожарных гидрантов. Снос оставшихся 13 домов планируется до конца 2023 года. Часть территории п.Юность запланирована к развитию в рамках заключения договора о развитии застроенной территории, в связи с чем повторно готовится пакет документов для проведения конкурсных процедур в целях застройки территории. Строительство водовода (по условной линии ул. Шушенская д. 1 до ул. Линейная д. 1) планируется в срок до конца 2025 года (2022-2023 годы - проектно-изыскательские работы, 2024 - 2025 годы - строительно-монтажные работы). На ул. Нагорная и ул. Речная снесены признанные аварийными подлежащими сносу строения, а также дома, являющиеся ветхими и непригодными для проживания. 10.10.2019 года на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности, исходя из анализа проводимой работы по строительству сетей водоснабжения вышеуказанных территориях города, был рассмотрен вариант строительства пожарных водоемов и иных источников на ул. Нагорная и ул. Речная в качестве компенсирующих мер. Выполнены предварительные расчеты строительства водоводов с установкой пожарных гидрантов, рассмотрена возможность строительства иных источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоем, пожарный пирс, насосная станция). 12.11.2019 года на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности было принято решение о строительстве кольцевых водоводов с установкой пожарных гидрантов от существующих сетей водоснабжения, примыкающих к ул. Нагорная и ул. Речная, определена ориентировочная стоимость строительства - 520 200 000 рублей. При выделении бюджетных средств строительство сетей водоснабжения в составе ул. Нагорная будет выполнено до конца 2025 года (2022-2023 годы - проектно-изыскательские работы, 2024-2025 годы - строительно-монтажные работы). В отношении водоснабжения ул. Речная в бюджете 2022 года предусмотрены ассигнования на выполнение проектно-изыскательских работ в размере 1 505 000, 12 рублей, предусмотрены финансовые средства в размере 38 995 000,18 рублей на выполнение строительно-монтажных работ по указанному объекту на 2022-2023 годы. Полагает, предписание не обладает свойством исполнимости. Исходя из фактических обстоятельств, считает разумным для устранения выявленных нарушений срок - 30.12.2025 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец Администрация, в т.ч. повторяя доводы административного искового заявления, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Учитывая установленный порядок заключения муниципальных контрактов, необходимость утверждения бюджета городского округа на плановый период на выполнение строительно-монтажных работ, приобретение жилых помещений для расселения аварийного фонда, считает оспариваемый срок предписания необоснованным, разумным срок для устранения недостатков - 30.12.2025 года.
В письменных возражениях административный ответчик указывает на несостоятельность требований Администрации.
В соответствии со
ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
В силу
ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений
ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что совокупность таких обстоятельств по данному делу отсутствует.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, в период с 24.12.2021 года по 30.12.2021 года, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки, в связи с истечением сроков исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 161/1/1 от 18.11.2020 года, должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Сургуту) Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по ХМАО - Югре была проведена выездная проверка деятельности Администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с актом внеплановой выездной проверки N 192 от 30.12.2021 года по результатам проверки было установлено невыполнение в установленный срок 01.11.2021 года пунктов 1, 2 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 161/1/1 от 18.11.2020 года, а именно: 1) не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: п.Юность (западная часть по условной линии от ул. Шушенская д. 1 до ул. Линейной <***> на территории г. Сургута - не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров; 2) не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории города Сургута - не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров.
В связи с выявленными нарушениями, начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Сургуту) Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по ХМАО - Югре С.А. в адрес Администрации было вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 192/1 от 30.12.2021 года (далее - Предписание), согласно которому: не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: п. Юность (западная часть по условной линии от ул. Шушенская д. 1 до ул. Линейной <***> на территории г. Сургута - не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Срок устранения нарушений - 30.12.2023 года (п. 1); не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории города Сургута - не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Срок устранения нарушений - 30.12.2023 года (п. 2).
Решением заместителя главного государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по пожарному надзору от 01.07.2022 года жалоба Администрации о признании Предписания незаконным оставлена без удовлетворения.
Оспаривая законность Предписания в части установленного п. 1 срока устранения нарушений, Администрация обратилась в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с положениями Федерального
закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности
(ст. 1).
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации
(ст. 3).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях
(ст. 19).
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления
(ст. 21).
В силу требований Федерального
закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в редакции, действовавшей в спорный период, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(ст. 5).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона
(ст. 6).
Территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы
(ст. 62).
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности
(ст. 63).
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом
(ст. 68).
Согласно
п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Согласно Федеральному
закону от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа
(п. 10 ч. 1 ст. 16).
Уполномоченные государственные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, а также за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (
ст. ст. 21,
77).
В соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (принят Решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 года N 425-III ГД) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа Сургута (п. п. 10 п. 1 ст. 7); Администрации представлены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в соответствии с Законом (п. п. 25 п. 2 ст. 42).
В силу
ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в частности, выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 года N 290), устанавливающем порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора
(ст. 1), предусмотрено право соответствующих должностных лиц органов государственного пожарного надзора проводить контрольные (надзорные) мероприятия; принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (
ст. ст. 4,
8,
10,
12).
Как подтверждается материалами дела и никем не оспаривается, указанные в Предписании нарушения Администрацией обязательных требований пожарной безопасности в действительности имели место. Предписание вынесено при наличии предусмотренных законодательством оснований, в установленном порядке и уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора.
Не оспаривая указанные обстоятельства, в т.ч. факт наличия, характер и объем выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в исковом заявлении и в апелляционной жалобе Администрация указывает лишь на недостаточность установленного в п. 1 Предписания срока устранения выявленных нарушений.
Между тем, в нарушение требований
ч. 1 ст. 62,
ч. 9,
11 ст. 226 КАС РФ административный истец не представил достоверных доказательств неисполнимости установленного в п. 1 Предписания срока, нарушения таким сроком прав, свобод и законных интересов Администрации.
Доказательства того, что указанные в п. 1 Предписания нарушения требований пожарной безопасности могут быть выполнены именно в заявленный истцом срок (30.12.2025 года) суду также не представлены.
При этом материалами дела подтверждается, что указанные в п. 1 Предписания нарушения требований пожарной безопасности не являлись впервые выявленными.
Так, на необходимость оборудования противопожарного водопровода для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров в отношении п.Юность (западная часть по условной линии от ул. Шушенская д. 1 до ул. Линейной <***> на территории г. Сургута Администрации было указано еще в предписаниях об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 22/1/1 от 15.03.2018 года (срок устранения нарушений - 01.10.2020 года) и N 161/1/1 от 18.11.2020 года (срок устранения нарушений - 01.11.2021 года).
Указанные предписания Администрацией не были обжалованы, в т.ч. в части установленных сроков устранения нарушений, т.е. Администрация согласилась с их разумностью и исполнимостью.
Из материалов дела следует, что за истекшее время указанные в Предписании нарушения требований пожарной безопасности Администрацией устранены частично. Применительно к нарушениям, указанным в рассматриваемом п. 1 Предписания, Администрация указывает, что на территории п.Юность осталось 13 жилых домов, признанных аварийными, ветхими, непригодными для проживания, их полный снос планируется до конца 2023 года. Таким образом, указанные действия возможно осуществить в установленный п. 1 Предписания срок.
При этом представляется очевидным, что жилые дома, признанные аварийными, ветхими, непригодными для проживания, имеют низкую противопожарную устойчивость, поэтому чрезмерное увеличение срока устранения нарушений требований пожарной безопасности в отношении территории, на которой они расположены, создает реальную повышенную угрозу жизни, здоровью и имуществу проживающих в них граждан.
Как следует из приведенных выше правовых норм, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной лишь при выполнении в полном объеме соответствующих требований пожарной безопасности.
Представленными в материалы дела доказательствами, при их надлежащей оценке по правилам
ст. 84 КАС РФ, с достоверностью не подтверждается, что оставшиеся нарушения требований пожарной безопасности, из числа указанных в п. 1 Предписания, не могут быть выполнены Администрацией в установленный срок.
С учетом даты выявления рассматриваемых нарушений требований пожарной безопасности (в марте 2018 года), неоднократно установленных сроков для их устранения, само по себе несвоевременная организация и проведение Администрацией необходимых мероприятий, находящихся в ее компетенции, для выполнения требований п. 1 Предписания в полном объеме (в т.ч. в отношении иных указанных в Предписании территорий) о незаконности Предписания в оспариваемой части не свидетельствует.
Таким образом, решение суда первой инстанции по существу является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы жалобы правильность выводов суда по существу спора не опровергают, на наличие оснований для отмены либо изменения решения суда не указывают, поэтому подлежат отклонению.
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Г.СИМОНОВИЧ
Судьи коллегии
А.Е.ВОЛКОВ
М.В.НАЗАРУК