Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 30.05.2013 по делу N 33-4114/2013
Иск о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара удовлетворен правомерно, так как освобождение проездов по существу заключается в перемещении незаконно установленных объектов в иное место, исключающее как препятствия для проезда пожарной техники, так и для реализации иных прав и свобод гражданами и юридическими лицами.


Апелляционное определение Самарского областного суда от 30.05.2013 по делу N 33-4114/2013
Иск о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара удовлетворен правомерно, так как освобождение проездов по существу заключается в перемещении незаконно установленных объектов в иное место, исключающее как препятствия для проезда пожарной техники, так и для реализации иных прав и свобод гражданами и юридическими лицами.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. по делу N 33-4114/2013
Судья: Булыгин Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Калинниковой О.А.,
Судей - Черкуновой Л.В., Захарова С.В.,
с участием прокурора Смирновой М.Ю.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора <адрес> на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления прокурора г.о. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.о. Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В обоснование требований указано, что целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. В соответствии с ч. 4 статьи 6 Закона пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Статья 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относит финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования к расходным обязательством муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов определены ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности".
Во исполнение распоряжения начальника отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности г.о. Самара в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Администрации городского округа Самара. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Главе городского округа Самара ФИО1 выдано предписание N по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Согласно п. 7 указанного предписания необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения в части не обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на объектах, расположенных в границах городского округа Самара. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности г.о. Самара проведена проверка в отношении Администрации городского округа Самара, в ходе которой выявлены факты невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на объектах, расположенных в границах городского округа Самара:
- проезды около домов по адресам <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> - от бетонных и железобетонных блоков, изделий и конструкций;
- проезды к жилым домам по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> - от металлических и иных шлагбаумов;
проезды к жилым домам по адресу <адрес> - от металлических ограждений (столбов);
проезд к жилому дому по адресу <адрес>, <адрес> - от резинотехнических изделий;
проезды к жилым домам по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес> - от металлических ворот;
- проезды к жилому дому по адресу <адрес> - от железобетонных блоков и шлагбаумов.
ДД.ММ.ГГГГ Главой городского округа Самара принято постановление N "Об обеспечении свободного проезда и установки пожарной и специальной техники возле жилых домов и других зданий и сооружений городского округа Самара в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций". При этом, конкретный порядок организации и реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, данным постановлением не установлен.
Отсутствие возможности беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на вышеуказанных объектах подтверждаются фото-таблицами выявленных нарушений требований пожарной безопасности, являющимися приложениями к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ Отсутствие беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на вышеуказанных объектах (многоквартирных жилых домах) нарушает установленные статьей 34 ФЗ "О пожарной безопасности" права граждан в области пожарной безопасности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор <адрес> просил суд обязать Администрацию городского округа Самара обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара на объектах, расположенных по указанным выше адресам, освободив проезды от бетонных и железобетонных блоков, изделий и конструкций; металлических и иных шлагбаумов; металлических ограждений (столбов); резинотехнических изделий; металлических ворот.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционном представлении прокурор <адрес> просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В заседание суда апелляционной инстанции помощник прокурора <адрес> С. поддержала доводы апелляционного представления. Пояснила, что к настоящему моменту устранены препятствия в виде железобетонных блоков по адресам: <адрес>. Наличие заграждений по иным адресам, препятствует проезду пожарной техники, обеспечение которого законом возложено на Администрацию г.о. Самара. Наличие препятствий создает угрозу жизни и здоровью граждан в случае пожара и должно быть обеспечено заблаговременно.
Представитель отдела по надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> Б.Ю. просил удовлетворить апелляционное представление, поскольку предписание, направленное в адрес Администрации г.о. Самара не исполняется длительное время.
Представитель Администрации г.о. Самара Б.Ж. просила оставить решение суд без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части, как постановленное при неправильном толковании судом норм материального права.
Из материалов дела следует, что во исполнение распоряжения начальника отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности г.о. Самара в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Администрации городского округа Самара.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> выдано предписание N по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Согласно п. 7 указанного предписания необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения в части не обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на объектах, расположенных в границах <адрес>, перечисленных в предписании.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности <адрес> проведена проверка, в ходе которой выявлены факты невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара на объектах, расположенных в границах городского округа Самара:
- проезды около домов по адресам <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> - перекрыты бетонных и железобетонными блоками, изделиями и конструкциями;
- проезды к жилым домам по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> - перекрыты шлагбаумами;
проезды к жилым домам по адресу <адрес> - перекрыты металлическими ограждениями (столбами);
проезд к жилому дому по адресу <адрес> - перекрыт резинотехническими изделиями;
проезды к жилым домам по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес> - перекрыты металлическими воротами;
- проезды к жилому дому по адресу <адрес> - перекрыты железобетонными блоками и шлагбаумом.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что лица, установившие указанные препятствия, их собственники и (или) владельцы в ходе проверки не устанавливались; доказательств того, что выявленные препятствия для проезда пожарной техники (ворота, шлагбаумы, бетонные блоки и т.д.) возникли в результате какой-либо деятельности Администрации г.о. Самара прокурором не представлено; часть препятствий созданы иными лицами либо находятся на территории, ответственность за содержание которой несут иные лица.
Кроме того суд указал, что ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не относит к вопросам местного значения обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара путем освобождения проездов от препятствий, которые органами местного самоуправления не устанавливались. Конкретные установленные законом меры, посредством которых орган местного самоуправления может исполнить решение суда и демонтировать имущество, не являющееся муниципальным и принадлежащее иным лицам, прокурором не указаны. Удовлетворение требований прокурора, по мнению суда первой инстанции, повлечет нарушение права собственности неустановленных лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее Закон N 131-ФЗ) и п. 10 ст. 7 Устава городского округа <адрес>, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) данный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
В силу п. 4 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.
Пунктом 6 статьи 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Дороги, проезды и подъезды, используемые в установленных законом случаях в качестве пожарных проездов, в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются территориями общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Следовательно, именно Администрация городского округа Самара, уполномоченная управлять данными объектами должна обеспечить на них исполнение требований предписания и ст. 63 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии со статьей 34 Закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Выявленные нарушения непосредственно влияют на возможность тушения пожара в случае его возникновения в начальной стадии, его дальнейшее распространение, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.
К тому же в период внесения предписания в адрес Администрации <адрес> действовали Правила пожарной безопасности 01-03, пунктом 23 которых было установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, строениям, сооружениям, открытым складам, водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии.
Согласно ст. 37 и 38 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
При этом в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности как в подведомственных организациях, так и на соответствующих территориях.
Из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории <адрес> проездов, улиц в состоянии, обеспечивающем беспрепятственный проезд пожарной техники к месту тушения пожаров является публично-правовой обязанностью соответствующего органа местного самоуправления, а поэтому ссылки суда на частно - правовые интересы иных лиц - владельцев либо собственников возведенных заграждений, в данном случае нельзя признать правильными.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах <адрес> является непосредственной обязанностью Администрации <адрес>, равно как ее приоритетной задачей - защита жизни, здоровья и имущества граждан в случае пожара, обеспечение условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме, нельзя признать правильными.
Поскольку наличие на проезжей части (проездах к жилым домам) бетонных и железобетонных конструкций, резинотехнических изделий, а также вбитых в асфальтовое покрытие металлических столбов, в случае пожара, создаст серьезные препятствия к проезду пожарной техники к месту тушения пожара, что поставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в домах граждан, учитывая, что данные препятствия не могут быть демонтированы без специальных усилий и значительных затрат времени непосредственно при возникновении пожара, судебная коллегия полагает обоснованными требования прокурора о возложении на Администрацию городского округа Самара обязанности по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники путем освобождения проездов на объектах, расположенных в границах городского округа Самара: около домов по адресам <адрес>: <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> - от бетонных и железобетонных блоков, изделий и конструкций; к жилым домам по адресу <адрес> - от металлических ограждений (столбов); к жилому дому по адресу <адрес> - от резинотехнических изделий.
В связи с изложенным, решение суда в указанной части подлежит отмене. Судебная коллегия считает необходимым постановить в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
При этом судебная коллегия учитывает, что проезды к жилым домам по адресу <адрес>, к моменту рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, от установленных там ранее железобетонных блоков освобождены, что подтверждено данными об обследовании территории, представленными прокурором.
Удовлетворяя требования прокурора, судебная коллегия исходит также из того, что освобождение проездов от вышеназванных заграждений, не предполагает причинение вреда (ущерба) имуществу каких либо лиц, поскольку исполнение возложенной обязанности по существу заключается в перемещении незаконно установленных объектов, в иное место, исключающее как препятствия для проезда пожарной техники, так и для реализации иных прав и свобод гражданами и юридическими лицами.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности установлено законом и не лишает указанный орган права требовать от собственника либо иного владельца имущества возмещения расходов, понесенных в связи с осуществлением действий по приведению мест общего пользования (проездов к жилым домам и улиц) в состояние, обеспечивающее свободный проезд пожарной техники к месту тушения пожара.
Вместе с тем, прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что наличие металлических ворот и шлагбаумов по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, создает препятствия и не обеспечивает проезд пожарной техники. Данных о том, что на воротах и шлагбаумах установлены запорные устройства, не позволяющие беспрепятственно и своевременно открыть их для проезда пожарной техники в случае пожара, а также об отсутствии лиц, в чьи обязанности это входит, суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Администрацию <адрес> освободить проезды к жилым домам по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> - от шлагбаумов; к жилым домам по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес> - от металлических ворот, и удовлетворения апелляционного представления прокурора в данной части, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к Администрации городского округа Самара обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара на объектах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> - отменить и постановить в указанной части новое решение, которым исковые требования прокурора <адрес> к Администрации <адрес> удовлетворить, обязав Администрацию <адрес> обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к местам пожара на следующих объектах, освободив:
проезд около дома по адресу <адрес> - от бетонных блоков;
проезд к жилому дому по адресу <адрес> от железобетонных конструкций;
проезд к жилому дому по адресу <адрес> - от металлических ограждений (столбов);
проезд к жилому дому по адресу <адрес> - от железобетонных изделий и блоков;
проезд к жилому дому по адресу <адрес> - от резинотехнических изделий;
проезд к жилому дому по адресу <адрес> - от металлических ограждений (столбов);
проезд к жилым домам по адресу <адрес>- от железобетонных блоков;
проезд во дворе жилого дома по адресу <адрес> - от железобетонных изделий;
проезд около дома по адресу <адрес> - от железобетонного блока;
- проезд около дома по адресу <адрес> - от железобетонных изделий.
В остальной части решение суда оставить без изменения, частично удовлетворив апелляционное представление прокурора <адрес>.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.