Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 30.08.2012 по делу N 33-4721/2012
Иск об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства удовлетворен, поскольку факт нарушения законодательства подтвержден, при этом выявленные нарушения ответчиком до настоящего времени в полном объеме не устранены.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 30.08.2012 по делу N 33-4721/2012
Иск об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства удовлетворен, поскольку факт нарушения законодательства подтвержден, при этом выявленные нарушения ответчиком до настоящего времени в полном объеме не устранены.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу N 33-4721/2012
Судья: Синельникова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Жуковой Н.В., Ившиной Т.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрела 30 августа 2012 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Оренбургу на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Оренбургу об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя УМВД России по г. Оренбургу Л., действующую на основании доверенности от 23 июля 2012 года N 20/7258, просившую решение суда изменить, прокурора Трофимова А.А.., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к УМВД России по г. Оренбургу, указывая, что в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Оренбургу, расположенном по адресу: ***, имеются нарушения требований Федерального
закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях";
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"; СП 12-95 "Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России".
Во всех камерах изолятора временного содержания (ИВС), кроме камер NN 4 и 6, полы бетонные; зона приватности недостаточно организована, отсутствуют дверки; недостаточно тумбочек для хранения средств личной гигиены. (СП 12-95 п. 17.3, 17.16, 18.3).
Кроме того, в ИВС отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, чем нарушены требования
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Должностными лицами ИВС УМВД России по г. Оренбургу не обеспечено соблюдение обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, что создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения различных заболеваний.
Также в ИВС имеются многочисленные грубые нарушения требований пожарной безопасности. Так, помещение изолятора не обеспечено требуемым количеством эвакуационных выходов (СНиП 21-01-97*
п. 5.18 п. 6.9*;
п. 6.13).
Кроме того, не повышен предел огнестойкости металлических конструкций лестничного марша (косоуры). Внутренний противопожарный водопровод не проверен на работоспособность. На окнах установлены глухие металлические решетки. Покрытие стен на путях эвакуации выполнено из горючего материала. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания. Здание не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, а также наружным противопожарным водоснабжением. Не определена категория складского помещения по взрывопожарной и пожарной опасности. Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы (ППБ 01-03
п. 33,
39,
41,
52,
53,
89).
Имеющиеся нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, содержащихся в спецприемнике, а также обслуживающего персонала.
В связи с этим прокурор просил обязать УМВД России по г. Оренбургу в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить перечисленные выше нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации помещения ИВС УМВД России по г. Оренбургу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель УМВД по г. Оренбургу П., действующая на основании доверенности от 7 июня 2012 года N 20/5816, иск не признала.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2012 года иск прокурора удовлетворен, и УМВД России по г. Оренбургу обязано в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в помещении ИВС УМВД России по городу Оренбургу, а именно:
провести ремонт камер в соответствии с требованиями п. 18.3 СП 12-95;
в зоне приватности установить дверки в соответствии с п. 17.16 СП 12-95;
в камерах установить достаточное число тумбочек для хранения средств личной гигиены в соответствии с п. 17.3 СП 12-95;
получить лицензию на осуществление медицинской деятельности;
обеспечить здание требуемым количеством эвакуационных выходов в соответствии с
п. 6.9*,
п. 6.13 СНиП 21-01-97*;
металлические конструкции лестничного марша (косоуры) выполнить с нормативным пределом огнестойкости (
п. 5.18 СНиП 21-01-97*);
проверить внутренний противопожарный водопровод на работоспособность (
п. 89 ППБ 01-03);
в оконных проемах здания (за исключением камер, карцеров, служебных и вспомогательных помещений) предусмотреть распашные металлические решетки (
п. 40 ППБ 01-03);
отделку стен путей эвакуации выполнить из негорючего материала (
п. 53 ППБ 01-03);
обустроить двери эвакуационных выходов, открывающиеся по направлению выхода из здания (
п. 52 ППБ 01-03);
обеспечить здание прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (
п. 39 ППБ 01-03);
обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением (
п. 2.11* СНиП 2.04-84*);
определить категорию складского помещения по взрывопожарной и пожарной опасности (
п. 33 ППБ 01-03);
провести эвакуационное испытание наружной пожарной лестницы (
п. 41 ППБ 01-03).
С таким решением суда не согласно УМВД России по г. Оренбургу, которое в своей апелляционной жалобе просит его изменить.
Судебная коллегия с доводами апелляционной жалобы не соглашается и оснований для изменения решения суда не усматривает.
Согласно
ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу
ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с
п. 18 "Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке", утвержденных Приказом МВД РФ от 6 июня 2000 года N 605дсп, камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
На основании
п. 45 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950, камеры ИВС оборудуются, в том числе, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
Согласно п. 17.3 СП 12.95 Свода правил по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России в камерах ИВС специальных приемников и палат приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, необходимо предусматривать следующее оборудование: одноярусные или двухъярусные кровати с габаритными размерами 1,9x0,7 м; столы и скамейки из расчета периметра столов и длины скамеек по 0,4 пог.м на человека; настенные шкафы и прикроватные тумбочки (одна на 2 человека) для хранения продуктов питания и предметов личной гигиены.
Внутренние поверхности стен камер, карцеров и медицинских изоляторов следует штукатурить гладко и окрашивать клеевой краской (п. 18.2 СП 12-95).
Полы в камерах и карцерах следует устраивать дощатые беспустотные с креплением к трапецевидным лагам, втопленным в бетонное основание. Полы в медицинских изоляторах и палатах медицинских вытрезвителей следует покрывать монолитными водонепроницаемыми материалами (п. 18.3 Правил).В служебных помещениях допускается устройство полов из штучного или щитового паркета. В помещениях с влажным режимом полы следует предусматривать из керамической плитки.
Судом установлено, что изолятор временного содержания, расположенный по адресу: ***, является структурным подразделением УМВД России по г. Оренбургу.
На основании акта от 3 мая 2012 года врача-эпидемиолога ЦГСЭН ФКУЗ "МЧС МВД России по Оренбургской области" установлено, что во всех камерах ИВС, кроме камер NN 4 и 6, полы бетонные; зона приватности недостаточно организована, отсутствуют дверки; недостаточно тумбочек для хранения средств личной гигиены.
Кроме того, в изоляторе временного содержания имеется должность фельдшера, т.е. медицинского работника, функции которого исполняет дипломированный специалист. Однако лицензия на медицинскую деятельность отсутствует, хотя
п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года N 58, установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ввиду того, что в ИВС УМВД России по г. Оренбургу требования названных выше нормативных актов не соблюдаются, и не обеспечивается соблюдение обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, что представитель ответчика в судебном заседании не отрицала наличие выявленных нарушений, то решение суда о возложении на УМВД России по г. Оренбург обязанности по их устранению, соответствует действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы УМВД по г. Оренбургу об отсутствии необходимости в получении лицензии на медицинскую деятельность основаны на неверном толковании норм материального права и не подлежат удовлетворению. Более того, исполнение медицинскими работниками, входящими в штат изолятора временного содержания, своих должностных обязанностей непосредственно связано с осуществлением ими медицинской деятельности, которая подлежит лицензированию в установленном законом порядке.
Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на руководителей организаций, в том числе государственных органов, возлагаются обязанности соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
п. 37 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
Согласно
пункту 44 указанных Правил в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (
п. 52 ППБ 01-03).
В силу
п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно
п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (
п. 91 ППБ 01-03).
В соответствии с
п. 2.11 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года N 123, для целей наружного пожаротушения устанавливается противопожарное водоснабжение.
Согласно
п. 6.12,
6.13 СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных
Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года, промышленные помещения спецприемника должны быть оборудованы как минимум двумя эвакуационными выходами.
Противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек при обрушении конструкций здания со стороны очага пожара (
п. 7.16 СНиП 21-01-97*).
На основании сообщения Отдела надзорной деятельности ГУ МЧС по Оренбургской области от 2 мая 2012 года N 906-2-7-11, установлено, что в изоляторе временного содержания также имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: здание не обеспечено требуемым количеством эвакуационных выходов; не повышен предел огнестойкости металлических конструкций лестничного марша (косоуры). Внутренний противопожарный водопровод не проверен на работоспособность. На окнах установлены глухие металлические решетки. Покрытие стен на путях эвакуации выполнено из горючего материала. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания. Здание не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, а также наружным противопожарным водоснабжением. Не определена категория складского помещения по взрывопожарной и пожарной опасности. Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы.
С учетом того, что выявленные нарушения ответчиком до настоящего времени в полном объеме не устранены, что представителем УМВД по г. Оренбургу не отрицалось, то решением суда на ответчика обоснованно возложена такая обязанность.
Являются необоснованными доводы апелляционной жалобы УМВД по г. Оренбургу, основанные на п. 412 "Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", утвержденного Приказом МВД от 7 марта 2006 года N 140, поскольку в изоляторе временного содержания лица содержаться непродолжительное время, и деятельность по пресечению их побега может быть достигнута иными мерами и способами. При этом условия их пребывания в ИВС должны быть безопасными и не подвержены какой-либо опасности.
Доводы апелляционной жалобы УМВД по г. Оренбургу об отсутствии достаточного финансирования для устранения в полном объеме всех нарушений закона, обстоятельством имеющим значение для разрешения дела не являются, и правильное решение суда не может быть отменено по указанному основанию.
Также являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что устранение недостатков в сжатые сроки может привести к нарушению строительных норм, и существует риск провести некачественный ремонт, поскольку они являются только предположением, а все работы по устранению недостатков должны быть выполнены качественно и в срок.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УМВД по г. Оренбургу Л. просила изменить решение суда путем увеличения до 1 года срока исполнения решения суда.
Судебная коллегия с такими доводами не соглашается, поскольку увеличение срока исполнения решения суда будет противоречить интересам лиц, находящихся или прибывающих в изоляторе временного содержания. При наличии законных оснований ответчик вправе просить отсрочить исполнение решения суда в порядке
статьи 203 ГПК РФ.
Решение суда основано на нормах действующего законодательства, регулирующих отношения в области санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, обстоятельства дела судом установлены в полном объеме и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Оренбургу - без удовлетворения.