Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 02.08.2012 по делу N 33-4202/2012
Требования прокурора к органу внутренних дел об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарной безопасности правомерно удовлетворены в части, поскольку в камерах специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, недостаточное освещение; не предусмотрены столы для приема пищи, отсутствует принудительная вытяжная вентиляция; имеется медицинский кабинет, однако отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 02.08.2012 по делу N 33-4202/2012
Требования прокурора к органу внутренних дел об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарной безопасности правомерно удовлетворены в части, поскольку в камерах специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, недостаточное освещение; не предусмотрены столы для приема пищи, отсутствует принудительная вытяжная вентиляция; имеется медицинский кабинет, однако отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2012 г. по делу N 33-4202/2012
Судья: Маслова Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Федотовой Е.В., Судак О.Н.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
рассмотрела 2 августа 2012 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Оренбургу на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 3 мая 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Оренбургу об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя УМВД России по г. Оренбургу П., действующую на основании доверенности от 7 июня 2012 года N 20/5816, просившую решение суда изменить, прокурора Устабаева Е.Т., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с названным иском к УМВД России по г. Оренбургу, указывая, что в Специальном приемнике Центра по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Оренбургу, расположенном по адресу: ***, имеются нарушения требований Федерального
закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях";
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"; п. 17.3, п. 17.16, 18.2 - 18.4, 19.10, 20.2 СП 12-95 "Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России".
Во всех камерах спецприемника, кроме камер N 201 и 203, недостаточное освещение; не предусмотрены столы для приема пищи, отсутствуют шкафчики для хранения средств личной гигиены; отсутствует принудительная вытяжная вентиляция.
Так, внутренняя отделка камер (кроме камер N 201 и N 203) не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства: пол и потолок бетонные без покрытий; стены отделаны под "шубу", что не позволяет проводить должным образом санитарную обработку. В камерах не огорожена зона приватности (кроме камер N 201 и N 203), санпропускник требует косметического ремонта.
Кроме того, в СПЦ по ИАЗ УМВД России по г. Оренбургу отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, чем нарушены требования
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Должностными лицами СПЦ по ИАЗ УМВД России по г. Оренбургу не обеспечено соблюдение обязательных требований к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания, используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, что создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Также имеются многочисленные грубые нарушения требований пожарной безопасности. Так, отделка стен путей эвакуации выполнена из горючего материала. В оконных проемах здания установлены глухие металлические решетки. На двери эвакуационного выхода со второго этажа здания установлен запор, не обеспечивающий людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания изнутри без ключа. Двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания. Электрические лампочки складского помещения не заключены в плафон закрытого исполнения. В электрощитке применяются нестандартные (самодельные) некалиброванные плавкие вставки. Сети внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения не проверены на водоотдачу с составлением акта. В местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором. (ППБ 01-03
п. 37,
40,
52,
53,
60,
89,
91).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 6.12, 6.13 СНиП 21-01-97*, а не СНиП 2.08.02-89*. | |
Двери складского помещения и электрощитовой выполнены с заниженным пределом огнестойкости. Из помещений промзоны отсутствует эвакуационный выход, которые не отделены от помещений гаража глухой противопожарной перегородкой первого типа (СНиП 2.08.02-89*
п. 1.82,
п. 6.12;
п. 6.13).
Имеющиеся нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, содержащихся в спецприемнике, а также обслуживающего персонала.
В связи с этим прокурор просил обязать УМВД России по г. Оренбургу в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить перечисленные выше нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности при эксплуатации помещений СПЦ по ИАЗ УМВД России по г. Оренбургу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель УМВД по г. Оренбургу Л. иск не признала возражала против его удовлетворения.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 3 мая 2012 года иск прокурора удовлетворен частично, и УМВД России по г. Оренбургу обязано в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании помещений СПЦ по ИАЗ УМВД России по городу Оренбургу, расположенных на первом и втором этажах здания по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская, 54, а именно: обеспечить в камерах спецприемника надлежащее освещение в соответствии п. 20.2 СП 12-95; установить столы для приема пищи, шкафчики для хранения средств личной гигиены в соответствии с п. 17.3 СП 12-95; установить принудительную вытяжную вентиляцию в соответствии с п. 19.1 СП 12-95; выполнить внутреннюю отделку камер в соответствии с
п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 и п. п. 18.2, 18.3 СП 12-95; огородить в камерах зону приватности в соответствии с требованиями п. 17.1 СП 12-95); провести ремонт санпропускника в соответствии с требованиями п. 18.4 СП 12-95; получить лицензию на медицинскую деятельность; отделку стен путей эвакуации выполнить из негорючего материала в соответствии с ППБ 01-03
п. 53; в оконных проемах здания предусмотреть распашные металлические решетки в соответствии с ППБ 01-03
п. 40; на двери эвакуационного выхода со второго этажа здания установить запор, обеспечивающий людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания изнутри без ключа в соответствии с ППБ 01-03
п. 52; обустроить двери эвакуационных выходов, открывающиеся по направлению выхода из здания в соответствии с ППБ 01-03
п. 52; дверь складского помещения выполнить с нормативным пределом огнестойкости в соответствии с требованиями ППБ 01-03
п. 3, СНиП 21-01-97*
п. 7.4; дверь электрощитовой выполнить с нормативным пределом огнестойкости в соответствии с требованиями ППБ 01-03
п. 3, СНиП 21-01-97*
п. 7.4; электрические лампочки складского помещения заключить в плафоны закрытого исполнения в соответствии с ППБ-01-03
п. 60; в электрощитке применять стандартные плавкие вставки в соответствии с ППБ-01-03
п. 60; из помещений промзоны обустроить эвакуационный выход (СНиП 21-01-97*
п. 6.12;
п. 6.13); сети внутреннего противопожарного водоснабжения проверить на водоотдачу с составлением акта (ППБ-01-03
п. 91); сети наружного противопожарного водоснабжения проверить на водоотдачу (ППБ-01-03
п. 89); в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями отверстия и зазоры заделать строительным раствором в соответствии с ППБ-01-03
п. 37.
С таким решением суда не согласно УМВД России по г. Оренбургу, которое в своей апелляционной жалобе просит его изменить.
Судебная коллегия с доводами апелляционной жалобы не соглашается и оснований для изменения решения суда не усматривает.
Согласно
ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу
ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с
п. 18 "Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке", утвержденных Приказом МВД РФ от 6 июня 2000 года N 605дсп, камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
На основании
п. 45 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Согласно п. 17.3 СП 12.95 Свода правил по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России в камерах ИВС специальных приемников и палат приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, необходимо предусматривать следующее оборудование: одноярусные или двухъярусные кровати с габаритными размерами 1,9 x 0,7 м; столы и скамейки из расчета периметра столов и длины скамеек по 0,4 пог. м на человека; настенные шкафы и прикроватные тумбочки (одна на 2 человека) для хранения продуктов питания и предметов личной гигиены.
Внутренние поверхности стен камер, карцеров и медицинских изоляторов следует штукатурить гладко и окрашивать клеевой краской (п. 18.2 СП 12-95).
Полы в камерах и карцерах следует устраивать дощатые беспустотные с креплением к трапецевидным лагам, втопленным в бетонное основание. Полы в медицинских изоляторах и палатах медицинских вытрезвителей следует покрывать монолитными водонепроницаемыми материалами (п. 18.3 Правил). В служебных помещениях допускается устройство полов из штучного или щитового паркета. В помещениях с влажным режимом полы следует предусматривать из керамической плитки.
В кухонных помещениях с влажным режимом, а также требующих частой влажной уборки стен и перегородок, в помещениях дезкамер, душевых, процедурных, перевязочных, комнатах для мойки и хранения посуды и других подобных помещениях следует предусматривать облицовку стен и перегородок глазурованной плиткой на высоту 1,8 м от пола. В душевых потолки, стены и перегородки выше панели окрашиваются масляной краской. В гардеробных, умывальнях и шлюзах санузлов, в местах установки умывальников следует предусматривать панель из глазурованной плитки на 150 мм от пола и на 600 мм над прибором (п. 18.4 СП 12-95).
Согласно пункту 20.2 СП 12-95 для общего освещения служебных помещений специализированных учреждений милиции следует, как правило, предусматривать люминесцентные лампы. Камеры, карцеры, изоляторы и палаты должны освещаться лампами накаливания. Освещенность помещений на уровне стола камер, медицинских изоляторов для больных, изоляторов для вновь поступивших и палат специализированных учреждений милиции должна быть 50 лк.
Кроме того, в силу п. 19.10 СП 12-95 в помещениях специализированных учреждений милиции, как правило, следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением.
Судом установлено, что на основании приказа УВД по г. Оренбургу от 22 декабря 2010 года N 424 Специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД по МО г. Оренбург, расположенный по адресу: ***, реорганизован в форме присоединения к УВД по г. Оренбургу.
В связи с этим в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности данного юридического лица, и оно было снято с учета в налоговом органе на территории РФ.
Ввиду реорганизации системы МВД РФ и вступлением в действие Федерального
закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", УВД по г. Оренбургу реорганизовано в УМВД России по г. Оренбургу.
На основании акта от 19 марта 2012 года врача-эпидемиолога ЦГСЭН ФКУЗ "МЧС МВД России по Оренбургской области" судом установлено, что во всех камерах в Специальном приемнике Центра по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Оренбургу, кроме камер N 201 и N 203, недостаточное освещение; не предусмотрены столы для приема пищи, отсутствуют шкафчики для хранения средств личной гигиены, отсутствует принудительная вытяжная вентиляция. Внутренняя отделка камер не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства: пол и потолок - бетонные плиты без покрытий, стены отделаны под "шубу", что не позволяет проводить должным образом санитарную обработку. В камерах не огорожена зона приватности, санпропускник требует косметического ремонта.
Кроме того, в Специальном приемнике имеется две должности медицинских работников, функции которого исполняют дипломированные специалисты. Медицинский кабинет отдельно выделен и укомплектован необходимым оборудованием. Однако лицензия на медицинскую деятельность отсутствует, хотя
п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года N 58, установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ввиду то, что в Специальном приемнике требования названных выше нормативных актов не соблюдаются, и не обеспечивается соблюдение обязательных требований к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания, а также того, что начальник Специального приемника Центра по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Оренбург В., допрошенный в качестве свидетеля, не отрицал наличие выявленных нарушений, то решение суда о возложении на УМВД России по г. Оренбург обязанности по их устранению, действующему законодательству соответствует.
Доводы апелляционной жалобы УМВД по г. Оренбургу об отсутствии необходимости в получении лицензии на медицинскую деятельность основаны на неверном толковании норм материального права и не подлежат удовлетворению. Более того, исполнение медицинскими работниками, входящими в штат Спецприемника, своих должностных обязанностей непосредственно связано с осуществлением ими медицинской деятельности, которая подлежит лицензированию в установленном законом порядке.
Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на руководителей организаций, в том числе государственных органов, также возлагаются обязанности соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
п. 37 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
Согласно
пункту 44 указанных Правил в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (
п. 52 ППБ 01-03).
В силу
п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий 5 степени огнестойкости).
Электрические лампочки складского помещения должны быть заключены в плафон закрытого исполнения. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии, в условиях не отвечающих требованиям инструкций изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, использовать некалиброванные плавкие вставки и другие самодельные аппараты защиты от перегрузки (ППБ 01-03
п. 60).
Согласно
п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (
п. 91 ППБ 01-03).
Согласно
п. 6.12,
6.13 СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденные Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года, промпомещения Спецприемника должны быть оборудованы как минимум двумя эвакуационными выходами.
Противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек при обрушении конструкций здания со стороны очага пожара (
п. 7.16 СНиП 21-01-97*).
На основании предписания N 125/1/125 от 20 марта 2012 года старшего инспектора ОНД по Ленинскому району г. Оренбурга Л., установлено, что в Специальном приемнике также имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: отделка стен путей эвакуации выполнена из горючего материала; в оконных проемах здания установлены глухие металлические решетки; на двери эвакуационного выхода со второго этажа здания установлен запор, не обеспечивающий людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания изнутри без ключа; двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания; дверь складского помещения выполнена с заниженным пределом огнестойкости,; дверь электрощитовой также выполнена не противопожарной, с заниженным пределом огнестойкости, электрические лампочки складского помещения не заключены в плафон закрытого исполнения; в электрощитке применяются нестандартные (самодельные) некалиброванные плавкие вставки; из помещений промзоны отсутствует эвакуационный выход; помещения промзоны не отделены от помещений гаража глухой противопожарной перегородкой первого типа в нарушение; сети внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения не проверены на водоотдачу; в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающие конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным растворов.
Между тем, отделение промзоны от помещения гаража глухой противопожарной перегородкой первого типа относятся к мероприятиям капитального характера и могут быть устранены только при проведении реконструкции здания.
Поскольку доказательств технической возможности установки капитальной стены, а также разрешения управления архитектуры и градостроительства г. Оренбурга в соответствии со
ст. 51 Градостроительного кодекса РФ суду представлено не было, то в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности устранить данное нарушение отказано.
С учетом того, что остальные нарушения, выявленные 20 марта 2012 года, ответчиком до настоящего времени устранены не были, что не отрицал начальник Специального приемника Центра по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Оренбург В., то решением ссуда на УМВД по г. Оренбургу обоснованно возложена такая обязанность.
Не подлежат удовлетворению доводы апелляционной жалобы УМВД по г. Оренбургу, основанные на п. 412 "Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", утвержденного Приказом МВД от 7 марта 2006 года N 140, поскольку в Специальных приемниках содержаться лица в порядке административного законодательства, и деятельность по пресечению их побега может быть достигнута иными мерами и способами.
Доводы апелляционной жалобы УМВД по г. Оренбургу об отсутствии достаточного финансирования для устранения в полном объеме всех нарушений закона, обстоятельством имеющим значение для разрешения дела не являются, и правильное решение суда не может быть отменено по указанному основанию.
Также не подлежат удовлетворению доводы апелляционной жалобы УМВД по г. Оренбургу о том, что сжатые сроки устранения недостатков могут привести к нарушению строительных норм, существует риск провести некачественный ремонт, а также имеется угроза жизни и здоровью лиц, содержащихся в Спецприемнике, являются предположением, не подкрепленным никакими доказательствами.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 3 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Оренбургу - без удовлетворения.