Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2023 по делу N 88-5880/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 24.11.2022 по делу N 33-3109/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности постановки на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Курганского областного суда от 24.11.2022 по делу N 33-3109/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности постановки на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Отказано.


Содержание


КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2022 г. по делу N 33-3109/2022
Дело N 2-7122/2022
Судья Евтодеева А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 ноября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению К.Ю. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области о признании незаконным решения комиссии в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности постановки на учет
по апелляционной жалобе К.Ю. на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца К.Ю. - Е., судебная коллегия
установила:
К.Ю. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания Управлению по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Курганской области от <...> об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, оформленного протоколом от <...> N; о возложении обязанности поставить его с составом семьи их двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с <...>.
Требования иска основаны на том, что истец является действующим сотрудником, занимает должность заместителя начальника ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области, его выслуга лет составляет более 10 лет. <...> К.Ю. обратился в комиссию УФСИН России по Курганской области (далее - Комиссия) с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на состав семьи два человека: он и несовершеннолетний сын К.А.
<...> по результатам рассмотрения его рапорта Комиссией принято решение об отказе в постановке на учет в связи с отсутствием оригиналов документов (свидетельство о рождении Б., свидетельство о рождении К.А., свидетельства об установлении отцовства), а также в связи с не предоставлением документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (свидетельства о регистрации по месту пребывания на сына К.А., не представлены документы на В.Н., В.К.). Ссылаясь на Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013 "Об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" истец считал, что указанное решение Комиссии является незаконным и подлежит отмене, так как им были представлены все документы, необходимые для принятия решения по рапорту.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца К.Ю. по доверенности Е. на требованиях настаивала.
Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области по доверенности С. в судебном заседании с требованиями не согласился, ссылаясь на отсутствие документов, что не позволило разрешить вопрос о нуждаемости истца в жилом помещении.
В судебное заседание не явилась третье лицо В.Н., о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Ю. к УФСИН России по Курганской области отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции.
Полагает, что В.Н. и В.К. не являются членами его семьи, следовательно, на них не распространяется действие п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012, поскольку членами семьи сотрудника считаются супруг (супруга), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником, а также несовершеннолетние дети. В отношении сына он предоставил сведения о регистрации (справка от 16.09.2021 N 1531). Указывает, что Комиссия проводила проверку его жилищных условий (акт проверки жилищных условий от 13.09.2021), после чего сделала заключение о том, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Данный факт также подтвержден в протоколе судебного заседания от 14.07.2022. Полагает, что его нуждаемость в жилом помещении подтверждена. Действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ни он, ни члены его семьи не совершали.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСИН России по Курганской области С., действующий на основании доверенности, просит оставить решение суда без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца К.Ю. по доверенности Е. настаивает на доводах апелляционной жалобы, указав, что документы были представлены в суд в полном объеме.
От представителя УФСИН России по Курганской области С., действующего на основании доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия, с учетом мнения представителя истца, находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К.Ю. с <...> по <...> проходил службу в уголовно-исполнительной системе.
Приказом начальника УФСИН России по Курганской области от <...> N-лс К.Ю. уволен со службы с должности заместителя начальника ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области с <...> в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
<...> К.Ю. обратился в УФСИН России по Курганской области с заявлением (рапортом) о приеме на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением соответствующих документов.
Решением комиссии УФСИН России по Курганской области, оформленным протоколом от <...> N, К.Ю. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктами 5, 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно: не представлены оригиналы документов (свидетельство о рождении Б., свидетельство о рождении К.А., свидетельство об установлении отцовства), а также не представлены свидетельство о регистрации по месту пребывания К.А. и документы на В.Н., В.К.
Как указано в акте проверки жилищных условий от <...>, составленном комиссией сотрудников ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Курганской, К.Ю. с <...> временно проживает по адресу: <адрес>. Собственниками указанной квартиры являются В.Н. - 2/5 доли, В.К. - 2/5 доли и К.А. - 1/5 доля, которые проживают в ней постоянно.
У К.Ю. имеется сын К.А., <...> года рождения, матерью которого является В.Н. (представлены копии свидетельства о рождении, об установлении отцовства).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от <...> N К.Ю. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на период с <...> по <...>. По данным ЕГРН собственниками указанной трехкомнатной квартиры, общей площадью 58,7 кв. м, являются В.Н. - 2/5 доли, В.К. - 2/5 доли, К.А. - 1/5 доля (представлены выписки из ЕГРН).
По данным ООО УК "Жилищник" по адресу: <адрес> зарегистрированы В.Н., В.К., К.А.
На оплату коммунальных услуг по указанному адресу открыт лицевой счет на имя В.Н. с количеством проживающих - 3 человека.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что поскольку К.Ю. был вселен в квартиру в качестве члена семьи своего сына К.А., с его матерью В.Н. вел совместное хозяйство, то требовалось предоставление в Комиссию документов относительно В.К., В.Н., а также оригиналов документов, приложенных к заявлению или их надлежаще заверенных копий.
Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права и при правильном установлении обстоятельств дела.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 данного закона, далее - Федеральный закон от 31.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 4).
Как предусмотрено в ч. 5 ст. 4 названного Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
В соответствии с п. 4 названных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Между тем, согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (пп. "б" п. 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (пп. "з" п. 5 Правил).
Копии документов, указанных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 названных Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно применил указанные нормативные положения.
Отказывая в удовлетворении заявленных К.Ю. требований, суд принял во внимание, что он проживает и временно зарегистрирован в квартире, которая в 1/5 доле принадлежит его несовершеннолетнему сыну К.А., <...> года рождения, матерью которого является В.Н., обладающая 2/5 долями в праве собственности на данное жилое помещение.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Е. пояснила, что в силу несовершеннолетнего возраста сына вселение К.Ю. произошло по разрешению матери их совместного ребенка. Ведение общего хозяйства с В.Н. истец также не опровергал.
Отсутствие необходимой и предусмотренной Правилами предоставления единовременной социальной выплаты информации обо всех лицах, которые зарегистрированы по фактическому месту жительства истца, не позволили Комиссии установить наличие у К.Ю. оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем в отсутствие предусмотренных Правилами документов не позволило Комиссии сделать вывод относительно нуждаемости истца с целью постановки на такой учет. По этим основаниям доводы апелляционной жалобы со ссылкой на решение жилищно-бытовой комиссии, установившей нуждаемость истца в жилом помещении, несостоятельны, при том, что акт проверки жилищных условий заявителя в отсутствие иных доказательств не свидетельствует безусловно о нуждаемости истца.
Несоблюдение К.Ю. установленных Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, лишило комиссию УФСИН России по Курганской области возможности установить наличие оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения всех необходимых документов, поименованных в п. 5 Правил от 24.04.2013 N 369, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Ю. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 ноября 2022 года