Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 05.10.2023 по делу N 33-2608/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Курганского областного суда от 05.10.2023 по делу N 33-2608/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.


Содержание


КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2023 г. по делу N 33-2608/2023
Судья Бабкина Л.В.
Дело N 2-503/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,
судей Резепиной Е.С., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 октября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области, Государственному казенному учреждению "Противопожарная служба Курганской области" о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда <адрес> от <...>.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее -ОСФР по Курганской области), Государственному казенному учреждению "Противопожарная служба Курганской области" (далее - ГКУ "Противопожарная служба Курганской области") с учетом измененных исковых требований, принятых судом к рассмотрению в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что решением ответчика от <...> N ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (требуется 25 лет, имеется 8 лет 3 месяца 21 день). С решением ОСФР по <адрес> от <...> ФИО1 не согласился. Полагал, что периоды работы с <...> по <...> в должности водителя пожарного автомобиля в Звериноголовской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД <адрес>, с <...> по <...> в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N по охране <адрес> в Едином дежурно-диспетчерском центре управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> (далее - ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГО ЧС Курганской области") подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в указанные периоды времени он работал в тяжелых условиях труда на условиях полной занятости. Из представленных документов: свидетельства N N от <...> и карты N от <...> специальной оценки условий труда работников и карты оценки условий труда за 2017 г. следует, что подкласс условий труда - 3,2, класс условий труда - вредный. За период с 2014 г. условия труда ФИО1 не менялись.
Просил суд обязать ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" передать в ОСФР по <адрес> перечни рабочих мест, профессий, должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в отношении застрахованного лица ФИО1 за период с <...> по <...>, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета, отражающие особые условия труда за период с <...> по <...> в соответствии со статьей 8.11 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", внести в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> за ФИО1 взносы по дополнительному тарифу за период с <...> по <...> за 2013 г. в размере 2% в связи с выполнением работ во вредных условиях труда, за 2014 г. в размере 4%, с 2015 г. до <...> в размере 6% в связи с выполнением работ во вредных условиях труда, за период с <...> по <...> в размере 2% в связи с выполнением работ во вредных условиях труда, за период с <...> в размере 4% в связи с выполнением работ во вредных условиях труда; обязать ОСФР по <адрес> принять от ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" перечни рабочих мест, профессий, должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в отношении застрахованного лица ФИО1 за период с <...> по <...>, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета, отражающие особые условия труда за период с <...> по <...> в соответствии со статьей 8.11 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; обязать ОСФР по <адрес> включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии по старости, следующие период работы: с <...> по <...> в качестве водителя пожарного автомобиля в Звериноголовской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД <адрес>, с <...> по <...> в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N по охране <адрес> в ГКУ "Противопожарная служба <адрес>"; обязать ОСФР по <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с <...>
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО7 на измененных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> по доверенности ФИО5, в судебном заседании с исковыми требования не согласилась, представила письменный отзыв, полагала, что решение принято законно и обоснованно, права на назначение досрочной пенсии не имеется.
Представитель ответчика ГКУ "Противопожарная служба <адрес>" по доверенности ФИО6 с исковыми требованиями не согласился, дополнительно пояснил, что оплата по дополнительным тарифам будет произведена работодателем после возникновения у истца права на пенсию.
Представитель третьего лица УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором требования истца оставил на усмотрение суда.
Решением Курганского городского суда <адрес> от <...> исковые требования удовлетворены частично. На ОСФР по <адрес> возложена обязанность по включению ФИО1 периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии: с <...> по <...> в должности водителя пожарного автомобиля в Звериноголовской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД <адрес>. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С таким решением не согласился ФИО1, им подана апелляционная жалоба.
В обосновании доводов жалобы указывает, что <...> ФИО1 принят на работу на должность пожарного в Звериноголовскую РПЧ. <...> был переведен с должности пожарного на должность водителя пожарного автомобиля, в которой работает по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой копии приказа о приеме на работу, копией личной карточки работника.
Из представленных в судебном заседании документов (свидетельство серии N N от <...> и карты N от <...> специальной оценки условий труда работников и карты оценки условий труда за 2017 г.) следует, что подкласс условий труда - 3,2, класс условий труда - вредный. За период с 2014 г. условия труда ФИО1 не менялись. ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" с <...> по настоящее время не предоставляет в ОСФР по Курганской области сведения, отражающие особые условия труда в соответствии со статьей 8.11 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", с <...> не уплачивает взносы по дополнительному тарифу в связи с выполнением работ во вредных условиях труда в соответствии со статьей 58.3 Федерального закона от <...> "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации", Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и в соответствии со статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указывает, что противопожарная служба Курганской области является частью государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца, суд не применил нормы закона, подлежащего применению. Просил решение суда первой инстанции изменить, удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО7 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции изменить в части включения периодов работы в стаж, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Курганской области ФИО5 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
На основании положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку апеллянт выразил несогласие с решением суда лишь в части отказа ему во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с <...> по <...>, назначении досрочной страховой пенсии по старости, то законность и обоснованность решения в остальной части судебной коллегией в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется. Обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права для проверки решения суда в полном объеме, судебная коллегия не усматривает.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от <...> N 400-ФЗ), вступившего в силу с <...>, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован "водитель (шофер) автомобиля (пожарного) (код в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - 11442).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Согласно статьям 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, <...> года рождения, <...> обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 октября 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от <...> N ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (требуется 25 лет, в наличии 8 лет 3 месяца 21 день).
В специальный стаж ФИО1 пенсионный орган не засчитал периоды его работы: с <...> по <...> в должности пожарного в Звериноголовской межхозяйственной пожарной команде, так как документально не подтвержден факт работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что предусмотрено пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ; с <...> по <...> в должности водителя пожарного автомобиля в Звериноголовской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД <адрес>), так как стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ; с <...> по <...> в должности пожарного автомобиля пожарной части N по охране <адрес> в ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГО ЧС Курганской области", так как документально не подтвержден факт работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что предусмотрено пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ, стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ.
Из трудовой книжки истца следует, что помимо иных периодов работы ФИО1 с <...> принят на работу в Звериноголовскую МПК в качестве пожарного (приказ N от <...>), <...> уволен по собственному желанию (приказ N от <...>), <...> принят шофером в Звериноголовский колхоз (приказ N от <...>), <...> уволен по собственному желанию (приказ N А от <...>), <...> принят на работу на должность пожарного в Звериноголовскую РПЧ (приказ N от <...>), <...> переведен с должности пожарного на должность водителя пожарного автомобиля 3 класса (приказ N от <...>), <...> продолжить трудовые отношения по статье 75 Трудового кодекса Российской Федерации назначив водителем пожарного автомобиля 2 класса пожарной части N по охране <адрес> Государственного учреждения "ЕДДЦ УГПС ГУГОЧС Курганской области" с оплатой труда по 6 разряду ЕТС (приказ N от <...>, архивная справка о переименовании прилагается), <...> ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУГОЧС Курганской области <...> переименована в Государственное учреждение "Противопожарная служба <адрес>" (приказ N от <...>), <...> Государственное учреждение "Противопожарная служба <адрес>" переименовано в Государственное казенное учреждение "Противопожарная служба <адрес>" (приказ N от <...>).
Из архивной справки от <...> N следует, что в документах архивного фонда Управления государственной противопожарной службы УВД <адрес>, в лицевых счетах по заработной плате работников З. с декабря 1993 г. по декабрь 2003 г., значится ФИО1: декабрь 1993 г. - апрель 1994 г. - пожарный 4 разряда; май 1994 г. - декабрь 2003 г. - водитель II класса. Основание: Ф.Л.-440, Лицевые счета по заработной плате. Сведений о периодах, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, не имеется. Приказы по личному составу, личные карточки в архив на хранение не поступали.
Из справки от <...> выданной ГКУ "ППС Курганской области" следует, что ФИО1, <...> года рождения, с <...> работает в пожарной части <адрес>.
С <...> истец работает в пожарной части N по охране <адрес> Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба <адрес>" в должности водителя пожарного автомобиля.
С 2009 г. ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГО ЧС Курганской области" переименовано в Государственное учреждение "Противопожарная служба Курганской области", которое в 2011 г. переименовано в Государственное казенное учреждение "Противопожарная служба <адрес>" (трудовая книжка АТ-VI N).
Согласно архивной справке от <...> Отдел пожарной охраны УВД Курганского облисполкома (ОПО УВД), с июня 1991 года переименован в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД <адрес> (ПАСС УВД). Основание: приказ УВД N от <...>
Противопожарная аварийно-спасательная служба УВД <адрес> (ПАСС УВД), с февраля 1993 г. переименована в управление Государственной противопожарной службы УВД <адрес> (УГПС УВД) Основание: приказ УВД N от <...>
Государственная противопожарная служба (ГПС) МВД РФ преобразована в ГПС МЧС РФ. Управление Государственной противопожарной службы УВД <адрес> (УГПС), с <...> переподчинено Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> (ГУ ГОЧС). Основание: Указ Президента РФ N от <...>
Звериноголовская пожарная часть ГУ ГОЧС <адрес>, с <...> реорганизована в пожарную часть N по охране <адрес> Государственного учреждения "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>" (ГУ ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС) Основание: распоряжение Администрации (Правительства) <адрес> от <...> N-р.
Подчиненные подразделения пожарной охраны в связи с реформированием переименовывались: районная профессиональная пожарная часть (РППЧ), городская пожарная часть (ГПЧ), военизированная пожарная часть (ВПЧ), самостоятельная военизированная пожарная часть (СВПЧ), подчиненная военизированная пожарная часть (ПВПЧ), пожарно-спасательный отряд (ПСО), пожарная часть (ПЧ), объектовая пожарная часть (ОПЧ), отряд государственной противопожарной службы (ОГПС).
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которой включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца о включении в стаж периодов работ с <...> по <...> подлежат удовлетворению, поскольку в спорный период финансирование Звериноголовской пожарной части Управления Государственной противопожарной службы УВД <адрес> осуществлялось за счет средств федерального бюджета и относилось к структуре МВД России, в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с постановленным решением и отмечает следующее.
Частями 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N, в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N (далее - Список от <...> N).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом о пожарной безопасности (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <...> N (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <...> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от <...> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. N 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
Из представленных по запросу судебной коллегии Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>, утвержденного <...>, Уставов Государственного учреждения "Противопожарная служба <адрес>" 2009 г., Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба <адрес>" 2011 г., следует, что учредителем учреждения является <адрес>, функции и полномочия учредителя осуществляет управление реабилитации территорий и защиты населения <адрес>, финансируется за счет средств областного бюджета.
Таким образом, доказательств того, что ГУ "Противопожарная служба <адрес>", ГКУ "Противопожарная служба <адрес>" входило в структуру федеральной противопожарной службы материалы дела не содержат.
Из положений статьи 3 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о соответствующих видах обязательного социального страхования, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (абз. 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 14 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе, стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу положений вышеуказанного Федерального закона подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <...>
Согласно справкам ГКУ "ППС <адрес>", периоды работы ФИО1 с <...> пол <...> в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N по охране <адрес> Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба <адрес>" в должности водителя пожарного автомобиля, подлежат пенсионному обеспечению на общих основаниях, в силу отсутствия занятости работника на выполнении работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
В установленном порядке содержание перечисленных выше уточняющих справок, не признано не соответствующим действительности.
Сведений об особенностях работы пожарной части N по охране <адрес> Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба <адрес>" либо их структурных подразделений, в которых осуществлялась трудовая деятельность ФИО1 в спорные периоды, определяющих характер такой работы истца и влияющих на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, материалы дела не содержат.
Факт льготного характера работы истца на условиях полной занятости в спорные периоды трудовой деятельности, имевшие место в пожарной части N по охране <адрес> Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба <адрес>" работодателем, несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты пенсии по старости по сведениям индивидуального персонифицированного учета, не подтвержден. Спорные периоды трудовой деятельности отражены работодателем по данным указанного учета без указания кода особых условий труда.
В отсутствие иных письменных доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы истца в спорные периоды, предоставление работодателями в пенсионный орган сведений о характере осуществляемой работником трудовой деятельности без указания на соответствующий код, не может свидетельствовать о недостоверности таких сведений.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателями либо соответствующими государственными (муниципальными) органами подтверждающие, что истец в спорные периоды, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Поскольку работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пункте 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда либо специальной оценки условий труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начислению не подлежат.
Вышеизложенные доводы апеллянта не опровергают правильности выводов суда и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения, которое не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и (или) процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Курганского городского суда <адрес> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <...>