Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Кировского областного суда от 24.01.2012 по делу N 33-191
Заявление об обязании МВД РФ привести изолятор временного содержания отделения полиции в соответствие с требованиями санитарных и противопожарных норм удовлетворено правомерно, так как суд установил, что указанный изолятор не соответствует требованиям законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к изоляторам временного содержания.


Апелляционное определение Кировского областного суда от 24.01.2012 по делу N 33-191
Заявление об обязании МВД РФ привести изолятор временного содержания отделения полиции в соответствие с требованиями санитарных и противопожарных норм удовлетворено правомерно, так как суд установил, что указанный изолятор не соответствует требованиям законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к изоляторам временного содержания.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. по делу N 33-191
Судья Кокоулин В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Погудиной Т.С.
судей Кощеева А.В., Стексова В.И.
при секретаре Б.
с участием прокурора Новикова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя УМВД России по Кировской области Т. на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 18 ноября 2011 года по заявлению прокурора Подосиновского района в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел РФ "Лузский", Управлению Министерства внутренних дел РФ по Кировской области, Министерству внутренних дел РФ об обязании ответчиков привести изолятор временного содержания отделения полиции "Подосиновское" в соответствие с требованиями санитарных и противопожарных норм, приказами Министерства внутренних дел, обязании Министерства внутренних дел РФ и Управления Министерства внутренних дел РФ по Кировской области произвести материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения требований закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в отношении изолятора временного содержания при отделении полиции "Подосиновское", которым постановлено:
Заявление прокурора удовлетворить.
Обязать межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ "Лузский", Управление Министерства внутренних дел РФ по Кировской области в срок до 31 декабря 2012 года оборудовать изолятор временного содержания отделения полиции "Подосиновское" в пос. Подосиновец Кировской области санитарными узлами с соблюдением требований приватности, водопроводными кранами, приточной (вытяжной) вентиляцией, кнопками для вызова дежурного, заменить покрытие пола изолятора на материалы, соответствующие требованиям Правил пожарной безопасности, оборудовать прогулочный дворик системой промышленного телевидения, системой автоматической противопожарной защиты с внутренним пожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, установить проволочную сетку на металлической решетке верхних конструкций прогулочного дворика, оштукатурить стены прогулочного дворика, оборудовать прогулочный дворик навесами от дождя.
Обязать Министерство внутренних дел РФ, Управление Министерства внутренних дел РФ по Кировской области осуществить мероприятия по материально-техническому и финансовому обеспечению мероприятий по приведению к установленному сроку - 31 декабря 2012 года - изолятора временного содержания отделения полиции "Подосиновское" в пос. Подосиновец Кировской области в соответствие с требованиями статей 17 и 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", приказами Министерства внутренних дел РФ, правилами и нормами пожарной безопасности в части обустройства и эксплуатации изоляторов временного содержания.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кощеева А.В., выступление представителя УМВД М., поддержавшего доводы жалобы, возражение прокурора Новиковой И.В., полагавшей в жалобе отказать, судебная коллегия
установила:
Прокурор Подосиновского района обратился в суд с исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел РФ "Лузский", Управлению Министерства внутренних дел РФ по Кировской области, в котором указал, что в ходе проверки соблюдения законности и условий содержания лиц, содержащихся под стражей в изоляторе временного содержания отделения полиции "Подосиновское", прокуратурой выявлены нарушения норм Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Установлено, что прогулочный дворик изолятора не имеет системы промышленного телевидения, не оборудован скамейками, навесами от дождя, системами пожаротушения, камеры изолятора не оборудованы вешалками для верхней одежды, кнопками вызова дежурного, радиовещательными приборами, водопроводными кранами и санитарными узлами. В нарушение противопожарных правил и норм места размещения средств пожаротушения не обозначены знаками пожарной безопасности, на путях эвакуации и эвакуационных выходах отсутствуют знаки пожарной безопасности, покрытие пола изолятора выполнено материалами с неисследованными характеристиками их пожарной опасности. Просит обязать МО МВД РФ "Лузский" оборудовать изолятор временного содержания отделения полиции "Подосиновское" санитарными узлами, водопроводными кранами, вытяжной вентиляцией, радиодинамиками, вешалками для верхней одежды, кнопками вызова дежурного, устранить нарушения Правил пожарной безопасности в помещении изолятора, оборудовать прогулочный дворик системой промышленного телевидения, системой автоматической противопожарной защиты, оборудовать на металлической решетке проволочную сетку верхней части ограждения прогулочного дворика, оштукатурить стены прогулочного дворика, оборудовать его скамейками для сидения и навесами от дождя, Управление МВД России по Кировской области обеспечить материально-техническое и финансовое исполнение требований Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в отношении изолятора временного содержания отделения полиции "Подосиновское".
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел РФ.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе представитель УМВД Т. просит решение суда отменить и отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что прокурор не полномочен предъявлять в суд данное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, а в силу Закона "О прокуратуре" должен был внести представление об устранении нарушений закона. Решением суда МО МВД России "Лузский" обязано привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствие с установленными нормативными актами требованиями. Осуществление названных мероприятий не входит в компетенцию МО МВД России "Лузский". Отдел является бюджетным учреждением и выполняет установленные законодательством функции исходя из целевого характера и объема ассигнований, предусмотренных сметой. УМВД России по Кировской области является казенным учреждением. Следовательно, это государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.
От прокурора Подосиновского района поступили возражения на кассационную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель УМВД М., поддержал доводы кассационной жалобы, прокурор Новикова И.В. полагала необходимым оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему:
Как следует из положения ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В этой связи суд обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае прокурор наделен правом обращения в суд с иском, поскольку действительно факт изоляции гражданина от общества в условиях нахождения его под стражей существенно ограничивает право лица на получение квалифицированной, в том числе возмездной, юридической помощи для обращения в суд. Помимо того, иск касается интересов лиц, которые будут помещены в изолятор впоследствии, т.е. их круг не определен. В этой связи довод кассатора об отсутствии права на обращения прокурора в суд несостоятелен.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Помимо довода от отсутствии права прокурора на подачу иска решение суда обжалуется так же по мотиву того, что МО МВД России "Лузский" является бюджетным учреждением, УМВД - казенным учреждением и выполняют свои функции исходя из объема финансирования, которое не осуществлено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что указанный довод не имеет правового значения для разрешения заявленного иска.
Обязанность органов внутренних дел по надлежащему оборудованию и эксплуатации изоляторов временного содержания, с соблюдением установленных законами, иными нормативными актами правил и норм в отношении изоляторов вытекает из положений ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона "О полиции" и п. 14 ч. 1 ст. 12 того же Закона, которая возлагает на органы полиции обязанности по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно нормам указанного Закона
- местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ч. 1 ст. 7),
- изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч. 3 ст. 9),
- подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, право пользоваться ежедневной прогулкой (ст. 17),
- подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием (ч. 1 и ч. 3 ст. 23).
Согласно Приказу МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" изоляторы должны быть оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, водопроводными кранами, радиодинамиками, вентиляцией, вешалками для верхней одежды, кнопками вызова дежурного (п. 45 Правил). П. 132 Правил устанавливает, что прогулка подозреваемых, обвиняемых проводится на территории прогулочных дворов, при этом прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Приказом МВД РФ от 07 марта 2006 года N 140дсп "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" установлено, что изоляторы временного содержания должны быть оборудованы системами телевидения (видеокамерами), системами автоматической противопожарной защиты с внутренним пожарным водопроводом, автоматическими установками пожаротушения, прогулочные дворики оборудуются проволочными сетками на металлической решетке, стены дворика должны быть оштукатурены, не иметь щелей (п. 404 и п. 419 Приказа).
Правила пожарной безопасности, действующие на территории РФ на основании приказа Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, применимы и в отношении изоляторов временного содержания органов внутренних дел. Указанные Правила обязывают обозначать места размещения средств пожаротушения, пути эвакуации и эвакуационные выходы соответствующими знаками, запрещают применять для отделки помещений материалы с неисследованными характеристиками их пожарной опасности (п. 3, 53 Правил, п. 27 НПБ 160-97).
Перечень мероприятий, которые должны произвести ответчики указанные в иске и решении суда и сроки их исполнения не оспариваются, решение в данной части не обжалуется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изолятор временного содержания отделения полиции "Подосиновское" не отвечает требованиям, установленным Законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", приказам Министерства внутренних дел РФ, требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к изоляторам временного содержания органов внутренних дел.
Коллегия так же находит верным вывод суда о том, что исходя из положений Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ч. 3 ст. 9), Закона "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", установившего перечень распорядителей средств федерального бюджета для Управления МВД по Кировской области в лице Министерства внутренних дел РФ, ответчики, а именно МО МВД "Лузский" должно оборудовать помещение изолятора в соответствии с требованиями закона, а УМВД по Кировской области и МВД РФ осуществить мероприятия по материально-техническому и финансовому обеспечению по надлежащему оборудованию и содержанию ИВС отделения полиции "Подосиновское".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Подосиновского районного суда Кировской области от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УМВД России по Кировской области Т. - без удовлетворения.