Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Кировского областного суда от 24.07.2012 по делу N 33-2286
Заявление об обязании ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, удовлетворено правомерно, так как действующим законодательством обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации.
Апелляционное определение Кировского областного суда от 24.07.2012 по делу N 33-2286
Заявление об обязании ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, удовлетворено правомерно, так как действующим законодательством обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации.
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. по делу N 33-2286
Судья Смирнов В.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Стексова В.И.
судей
Кощеева А.В., Сметаниной О.Н.
С участием прокурора
Шибановой Н.Е.
при секретаре
Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Стимул" на решение Советского районного суда Кировской области от 15 мая 2012 года по иску прокурора Советского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Стимул" об устранении нарушений пожарной безопасности, которым постановлено:
Заявление прокурора Советского района Кировской области удовлетворить.
Обязать ООО "Стимул" устранить нарушения требования пожарной безопасности в доме по адресу: <...>:
- устранить разрушение труб отопительных печей,
- увеличить высоту асбоцементной трубы в пристрое выше общей крыши,
- в местах общего пользования (коридоры) соединения электропроводов выполнить в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов,
- устранить хранение строительных материалов на путях эвакуации,
- устранить заклеивание обоями проводов в местах общего пользования (коридоре),
- оборудовать предтопочный лист у печи, расположенной в коридоре, размерами 50 на 70 см,
- оборудовать светильник в коридоре защитным стеклянным плафоном, предусмотренным конструкцией.
В доме по адресу: <...>:
- оборудовать светильник в коридоре защитным стеклянным плафоном, предусмотренным конструкцией,
- в местах общего пользования (коридоры) соединения электропроводов выполнить в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов,
- устранить разрушение защитного слоя штукатурки в местах общего пользования для восстановления степени огнестойкости.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кощеева А.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района Кировской области обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Стимул", в котором просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки в жилом секторе на территории Советского района Кировской области, которые указаны в информационном письме ОГПН Советского района ГУ МЧС России по Кировской области. Мотивировал обращение тем, что нарушения требований пожарной безопасности ответчиком не устранены, имеющимися нарушениями могут быть постановлены под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просил обязать ответчика привести противопожарное состояние домов по адресам: в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а именно: в доме по адресу: <...>: устранить разрушение труб отопительных печей, увеличить высоту асбоцементной трубы в пристрое выше общей крыши, в местах общего пользования (коридоры) соединения электропроводов выполнить в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов, устранить хранение строительных материалов на путях эвакуации, устранить заклеивание обоями проводов в местах общего пользования (коридоре), оборудовать предтопочный лист у печи, расположенной в коридоре, размерами 50 на 70 см, оборудовать светильник в коридоре защитным стеклянным плафоном, предусмотренным конструкцией. В доме по адресу: <...>: оборудовать светильник в коридоре защитным стеклянным плафоном, предусмотренным конструкцией, в местах общего пользования (коридоры) соединения электропроводов выполнить в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов, устранить разрушение защитного слоя штукатурки в местах общего пользования для восстановления степени огнестойкости.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласно ООО "Стимул". В апелляционной жалобе ставят требование о его отмене. Указали, что судом при принятии решения не учтены положения п. п. 2.1 - 2.6, а также п. п. 3.1, 3.1.1, 3.1.2 договора управления, согласно которым собственники жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: с ООО "Стимул" в нарушение
ст. 161 ч. 5 ЖК РФ, а также договора на управление многоквартирным домом от года, - договор на управление многоквартирным домом не заключили, плату за жилье не вносили, услуги, предоставляемые ООО "Стимул" в рамках договора (вывоз ТБО) не оплачивали, с заявками на проведение вышеуказанных работ не обращались. Доказательств, опровергающих доводы ООО "Стимул" истцом суду представлено не было. Также договором управления многоквартирными домами между администрацией муниципального образования Советское городское поселение и ООО "Стимул", предусмотрено, что управляющая организация приступает к исполнению своих обязательств не позднее, чем тридцать дней со дня его подписания таким количеством собственников, которым принадлежит не менее 25% общего имущества данного многоквартирного дома. Площадь дома N составляет кв. м. Площадь жилого помещения N, с собственником которого заключен договор управления, составляет кв. м, что составляет менее 25% общего имущества этого дома, что также не было учтено судом. В силу изложенного считают, что ООО "Стимул" не должно было исполнять какие-либо обязательства по управлению данными многоквартирными домами.
Представитель ООО "Стимул" Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Прокурор Шибанова Н.Е. в судебном заседании полагала, что решение является законным и обоснованным, а жалоба не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав прокурора, представителя ООО "Стимул" Г., судебная коллегия приходит к следующему:
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со
ст. 330 ГПК РФ являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с
частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании установлено, что года по поручению прокуратуры Советского района заместителем начальника отдела, заместителем главного государственного инспектора Советского района по пожарному надзору ФИО10 совместно с помощником прокурора ФИО11 произведен осмотр территорий и мест общего пользования жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>. В ходе осмотра территорий и зданий установлены нарушения требований
Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), а именно: на ул. имеется разрушение труб отопительных печей, асбоцементная труба в пристрое ниже коня общей крыши, в местах общего пользования (коридоры) соединения электропроводов выполнены скруткой, в местах общего пользования допускается курение, на путях эвакуации допускается хранение строительных материалов, в местах общего пользования (коридоре) допускается заклеивание обоями проводов, у печи, расположенной в коридоре, предтопочный лист размером менее 50 x 70 см, в коридоре светильник не имеет защитного стеклянного плафона, предусмотренного конструкцией; на в коридоре светильник не имеет защитного стеклянного плафона, предусмотренного конструкцией, в местах общего пользования (коридоры) соединения электропроводов выполнены скруткой, в местах общего пользования имеется разрушение защитного слоя штукатурки.
Согласно
ст. 1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011 года) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В силу
п. 1 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со
ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Установлено, что дома, в которых выявлены нарушения, являются многоквартирными.
В соответствии с
ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с
п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
П. 1.1 указанной статьи говорит о том, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности
В соответствии с
п. 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно
п. 11 данных правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу
п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с
п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пункт 4 ст. 161 ЖК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В судебном заседании установлено, что года между администрацией муниципального образования Советское городское поселение и ООО "Стимул" заключен договор управления многоквартирными домами, в том числе и домами, расположенными по адресам: <...>.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действующим законодательством обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома лежит на управляющей организации, соответственно, и обязанность по устранению указанных нарушений возложена на управляющие организации, - и удовлетворил в полном объеме заявленные требования.
Ссылки жалобы на то, что по настоящее время отсутствуют договоры с собственниками помещений по спорным адресам, поэтому у ООО "Стимул" отсутствует обязанность по управлению данными домами, несостоятельны.
Действительно положения
пункта 5 ст. 161 ЖК РФ предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного
частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном
статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако, из смысла
ст. 161 по взаимосвязи со
ст. 445 ГК РФ, которая говорит о том, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим
Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, - следует, что неисполнение собственниками помещений обязанности по заключению договора с управляющей организацией, не влечет недействительность заключенного между управляющей организацией и муниципальным образованием по правилам
пункта 4 ст. 161 ЖК РФ договора, а лишь предоставляет право требовать заключения такого договора с собственниками в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, т.к. выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "Стимул" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со
ст. 333.19 НК РФ,
ч. 4 ст. 329 ГПК РФ, с ООО "Стимул" подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования "Советский район" в сумме рублей.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, коллегия
определила:
Решение Советского районного суда Кировской области от 15 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Стимул" государственную пошлину в размере рублей в доход бюджета муниципального образования "Советский район".