Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Кировского областного суда от 06.09.2012 по делу N 33-2966
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, обязании устранить нарушения отказано, так как ответчик не является ни собственником, ни учредителем учреждения, на объектах которого выявлены нарушения Правил пожарной безопасности.
Апелляционное определение Кировского областного суда от 06.09.2012 по делу N 33-2966
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, обязании устранить нарушения отказано, так как ответчик не является ни собственником, ни учредителем учреждения, на объектах которого выявлены нарушения Правил пожарной безопасности.
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2012 г. по делу N 33-2966
Судья Анисимов Д.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.,
судей Сидоркина И.Л., Черниковой О.Ф.,
с участием прокурора Новиковой И.В.
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе и.о. директора Департамента государственной собственности Кировской области П. на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 03 июля 2012 г., которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента государственной собственности Кировской области и КОГБУЗ "ЦГБ" по не устранению выявленных нарушений
Правил пожарной безопасности.
Обязать Департамент государственной собственности Кировской области и КОГБУЗ "ЦГБ" устранить выявленные по состоянию на г. нарушения законодательства о пожарной безопасности:
обеспечить учреждение прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации здание инфекционного отделения, помещения стоматологической поликлиники, помещения филиала поликлиники больницы, обеспечить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здание инфекционного отделения, помещения стоматологической поликлиники и помещения филиала поликлиники больницы, проверить состояние и провести повторную огнезащитную обработку (пропитку) конструкций крыш здания больницы, обработать огнезащитным составом драпировки и шторы в физиотерапевтическом кабинете, оборудовать уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания все двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов, проемов, соединяющих корпуса зданий, установить распашные металлические решетки в оконных проемах помещений здания больницы, обеспечить возможность свободного открывания запоров дверей эвакуационных выходов из здания больницы и дверей на путях эвакуации (двери из отделений в лестничные клетки) изнутри без ключа, обеспечить лестничную клетку в стационаре основного корпуса выходом наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверьми, выполнить двери помещений хранилищ, кладовых для хранения документов и горючих материалов, электрощитовых с пределом огнестойкости не менее Е1 30, установить в выходах на чердак противопожарные двери (люки) 2-го типа с пределом огнестойкости менее Е1 30, установить на светильники в здании больницы колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников, оборудовать здания (сооружения) больницы молниезащитой, соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей электросети выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов, устранить в подвальном этаже основного корпуса склад горючих материалов, мастерские и иные хозяйственные помещения в здании основного корпуса, инфекционного отделения перегородки, разделяющие помещения и отделяющие помещения от коридоров, выполнить с пределом огнестойкости менее 0,25 часа, отделку, облицовку стен и потолков на путях эвакуации в здании основного корпуса, в стоматологической поликлинике выполнить негорючими материалами, реконструировать внутренний противопожарный водопровод в здании основного корпуса для обеспечения требуемого расхода воды на пожаротушение, установить пожарные гидранты на водопроводной сети, обеспечивающие пожаротушение зданий наркологического отделения, кожно-венерического отделения, туберкулезного отделения, в количестве не менее двух с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием, изготовить пожарные шкафы пожарных кранов из негорючих материалов, установить приспособления на соединительные головки пожарных кранов, обеспечивающие возможность подсоединять к ним пожарные рукава, используемые в подразделениях пожарной охраны, реконструировать эвакуационные выходы и пути эвакуации в здании наркологического отделения до ширины 1,2 м, установить в лестничных клетках на путях эвакуации знаки пожарной безопасности, оборудовать здания пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы, подвергнуть эксплуатационным испытаниям ограждения на крыше здания, в том числе путем принятия мер по финансированию противопожарной деятельности.
Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., судебная коллегия Кировского областного суда
установила:
Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в порядке
ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "центральная городская больница" и Департаменту здравоохранения Кировской области о признании незаконным бездействия ответчиков по не устранению выявленных нарушений
Правил пожарной безопасности и обязании ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности. В обосновании иска указал, что проведенной прокуратурой Вятскополянского района проверкой исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "центральная городская больница" (далее - КОГБУЗ "ЦГБ") выявлены нарушения пожарно-технического состояния зданий и сооружений КОГБУЗ "ЦГБ", создающие угрозу пожарной безопасности неопределенного круга лиц.
По информации Отдела надзорной деятельности района от года, эксплуатация зданий КОГБУЗ "ЦГБ" осуществляется с грубейшими нарушениями требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
В ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности Отделом государственного пожарного надзора района в года было выявлено 25 нарушений
Правил пожарной безопасности на объектах КОГБУЗ "ЦГБ".
При изучении материалов плановых и внеплановых проверок, проведенных в КОГБУЗ "ЦГБ" сотрудниками отдела государственного пожарного надзора Вятскополянского района в годах установлены факты неоднократного неисполнения предписаний МЛПУ из-за недостаточного финансирования.
По информации КОГБУЗ "ЦГБ", в году из местного бюджета на устранение нарушений законодательства по вопросам пожарной безопасности выделено руб., в году - руб. однако данных денежных средств недостаточно, нарушения
Правил пожарной безопасности не устранены, а выделенные денежные средства потрачены не на устранение нарушений, указанных в предписании от, а на поддержание минимально необходимых требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлен факт бездействия по устранению нарушений пожарной безопасности со стороны должностных лиц учреждения КОГБУЗ "ЦГБ" и Департамента здравоохранения Кировской области.
Нарушение
Правил пожарной безопасности противоречит интересам неопределенного круга лиц, проходящих амбулаторное и стационарное лечение в КОГБУЗ "ЦГБ", пациентов поликлиники КОГБУЗ "ЦГБ", работников учреждения, создает угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения пожара.
В ходе производства по делу судом по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика-Департамента здравоохранения Кировской области на надлежащего ответчика Департамент государственной собственности Кировской области.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Департамента государственной собственности Кировской области и КОГБУЗ "ЦГБ" по не устранению выявленных нарушений
Правил пожарной безопасности, обязать Департамент государственной собственности Кировской области и КОГБУЗ "ЦГБ" устранить выявленные по состоянию на г. нарушения законодательства о пожарной безопасности, в том числе путем принятия мер по финансированию противопожарной деятельности.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе и.о. директора Департамента государственной собственности Кировской области П., ссылаясь на нарушение норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований в части признания незаконным бездействия Департамента государственной собственности Кировской области по неустранению выявленных нарушений ППБ КОГБУЗ "ЦГБ" и обязании устранить выявленные нарушения. В обоснование жалобы указывает, что комплекс зданий, входящих в КОГБУЗ "ЦГБ" закреплен за данным учреждением на праве оперативного управления, в связи с чем, КОГБУЗ "ЦГБ" несет ответственность на сохранность, использование и эксплуатацию государственного имущества области. Указывает, что собственником спорного имущества является субъект РФ - Кировская область. В соответствии со ст. 9 Закона Кировской области "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области" в компетенцию органа по управлению государственной собственностью не входит содержание и эксплуатация имущества области. В соответствии с
п. 10 ст. 158 БК РФ, п. п. 3.1.2.8 и п. 3.1 "Положения о департаменте здравоохранения Кировской области" главным распорядителем бюджета Кировской области в отношении КОГБУЗ "ЦГБ" по подведомственности является Департамент здравоохранения Кировской области.
В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор Вятскополянской межрайонной прокуратуры приводит доводы о законности оспариваемого судебного акта и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители департамента государственной собственности Кировской области М. и А. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, настаивают на ее удовлетворении.
Прокурор Новикова И.В. просит решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 03.07.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
От КОГБУЗ "ЦГБ" и Департамента здравоохранения в Кировской области поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Представитель отдела государственного пожарного надзора Вятскополянского района, извещенный надлежащим образом и своевременно о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием не просил, что в соответствии со
ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69 руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки прокуратурой исполнения требований законодательства о пожарной безопасности КОГБУЗ "ЦГБ" выявлены 25 нарушений, предусмотренных положениями
п. 3,
36,
39,
40,
42,
51,
52,
53,
57,
60,
89,
184 ППБ 01-03 (в настоящее время данные нарушения предусмотрены
п. 9,
21,
22,
24,
26,
33,
35,
42,
55,
136 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390),
пп. 4.1,
5.1,
п. 14 НПБ 110-03, п. 2.2.22, 2.2.5, 2.2.6 ППБО 07-91, п. п. 2.2.1, 2.2.12 ППБД 07-91, п. 6.9, 6.16, 6.18, 6.27, 6.34*, 8.4 СНиП 21-01-97, п. 1.82, 3.54 СНиП 2.08.02-89*,
п. п. 2.8.1,
2.8.2 ПТЭЭП,
п. 2.1.21 ПУЭ, п. 6.1 СНиП 2.04.01-85, п. п. 8.16, 930 СНиП 2.04.02-84,
НПБ 160-97,
ст. 93,
106,
107 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности, судом установлен и подтверждается материалами дела, представитель КОГБУЗ "ЦГБ" в ходе рассмотрения дела признал наличие выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах суд обосновано признал незаконным бездействие КОГБУЗ "ЦГБ" по не устранению выявленных нарушений
Правил противопожарного режима и обязал устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности, поскольку невыполнение данных требований создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении ответственности за данные нарушения и обязанности по их устранению на Департамент государственной собственности Кировской области в силу следующего.
В силу
ч. 1 ст. 38 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
В соответствии с п. 1.3 и п. 1.5 Устава КОГБУЗ "ЦГБ", данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения, его учредителем и собственником является Кировская область. Функции и полномочия учредителя КОГБУЗ "ЦГБ" выполняет департамент здравоохранения Кировской области.
На основании п. 3.1.2.8 Положения о департаменте здравоохранения Кировской области, утвержденного постановлением Правительства области от 09.12.2008 N 155/488, функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета в отношении подведомственных учреждений в соответствии с установленными бюджетными полномочиями выполняет департамент здравоохранения Кировской области.
Поскольку из материалов дела и приведенных выше положений следует, что Департамент государственной собственности Кировской области не является ни собственником, ни учредителем КОГБУЗ "ЦГБ", вывод суда об удовлетворении требований прокурора к указанному ответчику нельзя признать обоснованным.
Ссылку в решении суда на п. 1.6 Устава КОГБУЗ "ЦГБ" нельзя признать состоятельной, поскольку указанным пунктом предусмотрено делегирование органу по управлению государственной собственностью Кировской области лишь функций и полномочий собственника имущества в отношении КОГБУЗ "ЦГБ", но не возложена ответственность.
С учетом изложенного решение суда в данной части подлежит отмене, требования прокурора к Департаменту государственной собственности Кировской области о признании незаконным бездействия по не устранению выявленных нарушений
Правил пожарной безопасности и обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности являются необоснованными и подлежат оставлению без удовлетворения.
определила:
Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 03 июля 2012 года в части удовлетворения иска Вятскополянского межрайонного прокурора к Департаменту государственной собственности Кировской области отменить.
В удовлетворении исковых требований Вятскополянскому межрайонному прокурору к Департаменту государственной собственности Кировской области о признании незаконным бездействия по не устранению выявленных нарушений
Правил пожарной безопасности и обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения.