Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2023 по делу N 88-8958/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17.01.2023 N 11-752/2023 (УИД 74RS0003-01-2021-002940-20)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании утратившим право пользования служебным помещением, выселении; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчики занимают спорное помещение без законных на то оснований.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17.01.2023 N 11-752/2023 (УИД 74RS0003-01-2021-002940-20)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании утратившим право пользования служебным помещением, выселении; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчики занимают спорное помещение без законных на то оснований.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2023 г. N 11-752/2023
Судья Долгов А.Ю. Дело N 2-88/2022
| 74RS0003-01-2021-002940-20 Дело N 2-88/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Мицкевич А.Э.,
судей Белоусовой О.М., Беломестновой Ж.Н.,
при секретаре ФИО6,
с участием прокурора ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 23 сентября 2022 года по иску ФКУ "Управление военизированных горноспасательных частей" к ФИО2, ФИО1 о признании утратившим право пользования служебным помещением, выселении, снятии с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Белоусовой О.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения ответчиков ФИО2, ФИО10, представителя истца ФКУ "Управление военизированных горноспасательных частей" - ФИО8, заключение прокурора, полагавшей необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
установила:
ФКУ "Управление военизированных горноспасательных частей" обратилось в суд с уточненным иском к ФИО2, ФИО1 о признании ФИО2 утратившим право пользования служебным помещением, расположенным в <адрес>, выселении ФИО2 и ФИО1 из указанного помещения, снятии ФИО2 с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.
В обоснование исковых требований истец указал, что служебное помещение является собственностью Российской Федерации, передано истцу на праве оперативного управления. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма служебного помещения между Областным государственным учреждением Противопожарная служба Челябинской области (ОГУ ППС ЧО, учреждение) и ФИО2 последнему предоставлено помещение, состоящее из комнаты площадью 17 кв. м для временного проживания, на основании чего тот был зарегистрирован в служебном помещении. ФИО1 проживает в служебном помещении без регистрации. При этом на ДД.ММ.ГГГГ расположенное в <адрес> здание находилось на хранении у ОГУ ППС ЧО, последнее полномочиями по передаче служебных помещений в какое-либо пользование не располагало.
Представитель истца ФКУ "Управление военизированных горноспасательных частей" в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Ответчики ФИО2, ФИО1 в судебном заседании в суде первой инстанции возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично. Признал ФИО2, утратившим право пользования служебным помещением, расположенным в <адрес>.
Выселил ФИО2, ФИО1 из служебного помещения, расположенного в <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении требования о снятии ФИО2, с регистрационного учета по адресу: <адрес>, отказал.
В апелляционной жалобе ответчики просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в исковых требованиях. Указывают на то, что согласно
ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, на данный момент у ответчиков отсутствует иное жилое помещение в собственности. Кроме того, в материалы дела истцом не представлен устав ФКУ "Управление военизированных горноспасательных частей".
Представитель третьего лица ОГУ Противопожарная служба Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании положений
статей 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет.
Заслушав пояснения ФИО2, ФИО10, представителя ФКУ "Управление военизированных горноспасательных частей" - ФИО8, заключение прокурора ФИО7, полагавшей решение суда подлежащим изменению, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ст. 241 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления (
ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу
п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании положений
ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с
п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с преамбулой Федерального
закона "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно
ст. 2 ФЗ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что нежилое здание, площадью N кв. м, расположенное по адресу: г. <адрес>, в том числе комната N по указанному адресу, находятся в собственности Российской Федерации.
Спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве" ДД.ММ.ГГГГ.
Расположенное в <адрес> здание является пожарным депо, относится к категории нежилых.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (Поклажедатель) и ОГУ ППС ЧО (Хранитель) заключен договор хранения N, согласно которому Поклажедатель передает, а Хранитель принимает на хранение и использовании в соответствии с назначением, в том числе расположенное в <адрес> здание. Согласно договору Хранитель вправе использовать здание для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (п. 2.2.1).
Право Хранителя на предоставление помещений здания для проживания договором не предусмотрено.
В связи с реорганизацией ФГКУ "УВГСЧ в строительстве", в N году военизированный горноспасательный пункт, размещавшийся в этом здании, был ликвидирован.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности командира отделения ПЧ-28 ОГПС -3 УГПС МЧС <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ОГПС-3 УГПС МЧС России переименовано в Управление делам ГО и ЧС г. Челябинска, с ДД.ММ.ГГГГ Управление делам ГО и ЧС <адрес> переименовано в ОГПС N ГУ МЧС России по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ПЧ-28 ОГПС N ГУ МЧС России по Челябинской области реорганизовано в пожарную часть федеральной противопожарной службы N ГУ "Центр управления силами федеральной противопожарной службы <адрес>" и присоединено к ГУ МЧС России по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ прапорщик внутренней службы ФИО2 приказом ОГПС N ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N уволен по
п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению численности штатов) - л.д. 68 том 1.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма служебного помещения между ОГУ ППС ЧО и ФИО2 последнему и членам его семьи предоставлено помещение, расположенное в <адрес>, состоящее из комнаты площадью N кв. м, для временного проживания, на основании чего тот ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в служебном помещении.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 15 июня 2021 года по делу N, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Челябинской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ восстановлении в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ для участия в
программе "Государственные жилищные сертификаты" отказано.
На момент рассмотрения дела в спорном жилом помещении проживают ФИО2 и ФИО1, ФИО2 зарегистрированы по месту жительства, а ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленное ФИО2 помещение, расположенное в <адрес>, состоящее из комнаты площадью N кв. м, жилым не является, предоставлено как служебное помещение ОГУ ППСЧО с превышением полномочий Хранителя, содержащихся в договоре хранения от ДД.ММ.ГГГГ N, не имеющих право безвозмездного пользования, кроме того, ФИО2 не является малоимущим, не состоял и не может состоять на учете нуждающегося в жилых помещениях, что установлено вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем проживание ответчиков в указанном помещении нарушает права истца как собственника данного здания.
Кроме того, указал, что требование о снятии ФИО2 с регистрационного учета из спорного помещения является излишним, так как данное решение о выселении является основанием для снятия ФИО2 с регистрационного учета по спорному адресу.
Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
С 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
В силу
ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с
частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в
статье 49 данного Кодекса категории граждан, являющиеся малоимущими.
Согласно
части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО2 состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту службы либо в администрации, а также имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от N года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доказательств того, что ФИО2 был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма до 01 марта 2005 года по месту службы и снят с учета незаконно, материалы дела не содержат.
Необеспеченность гражданина жилым помещением не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении (
статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Малоимущим ФИО2 в установленном законом порядке органом местного самоуправления также не признан.
Федеральный
закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 396 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" не содержат условий признания сотрудника нуждающимися в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации для постановки на учет сотрудника с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Право ФИО2 на получение единовременной социальной выплаты не свидетельствует о праве гражданина на получение жилого помещения на условиях договора социального найма, а потому не может рассматриваться как обстоятельство, подтверждающее нуждаемость в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение пожарного депо предоставлено ФИО2 третьим лицом по делу - Государственным учреждением "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" в качестве специализированного жилого помещения в связи с трудовыми отношениями.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со
статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно
части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу
части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и
частью 2 настоящей статьи.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судебная коллегия при разрешении спора исходит из того, что спорное помещение является нежилым, в установленном законом порядке в жилое помещение не переводилось, это помещение не могло быть предоставлено в качестве такового по договорам найма (социального или служебного). Ответчиком не представлено решения уполномоченного органа о выделении помещения и ордера на вселение, т.е. в установленном порядке помещение ФИО2 не предоставлялось, ордер на право вселения не выдавался.
Исходя из вышеизложенного и при указанных выше обстоятельствах, решение суда об удовлетворении исковых требований ФКУ "Управление военизированных горноспасательных частей" к ФИО2, ФИО1 о признании ФИО2 утратившим право пользования служебным помещением, расположенным в <адрес>, выселении ФИО2 и ФИО1 из указанного помещения, является законным и обоснованным.
Оснований для удовлетворения требований о снятии ответчиков с регистрационного учета по месту жительства не имеется, поскольку в соответствии со
статьей 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации",
пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, такие действия производятся органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением.
Исходя из пояснений лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, следует, что ответчики занимают помещение N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем, поскольку решение суда должно быть исполнимо, то судебная коллегия считает необходимым идентифицировать спорный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, указав дополнительно номер помещения - N и его площадь - N кв. м.
Доводы жалобы сводятся к переоценке представленных доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности. Оснований к переоценке указанных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 23 сентября 2022 года изменить в части удовлетворения требований.
Признать ФИО2, N года рождения, утратившим право пользования служебным помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью N кв. м.
Выселить, ФИО2, ФИО1 из служебного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью N кв. м, без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 января 2023 года.