Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 по делу N 88-13329/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 25.04.2023 N 11-5701/2023 (УИД 74RS0002-01-2022-007839-39)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании единовременного пособия в связи с повреждением здоровья, полученного в период прохождения службы.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в органах внутренних дел, был уволен на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе. Истцу направлен отказ в выплате единовременного пособия в связи с повреждением здоровья, полученного в период прохождения службы, однако его заболевание получено в период военной службы и исключает возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 25.04.2023 N 11-5701/2023 (УИД 74RS0002-01-2022-007839-39)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании единовременного пособия в связи с повреждением здоровья, полученного в период прохождения службы.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в органах внутренних дел, был уволен на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе. Истцу направлен отказ в выплате единовременного пособия в связи с повреждением здоровья, полученного в период прохождения службы, однако его заболевание получено в период военной службы и исключает возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
Решение: Отказано.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2023 г. N 11-5701/2023
Дело N 2-864/2023 УИД 74RS0002-01-2022-007839-39
Судья Шваб Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Федосеевой Л.В., Манкевич Н.И.,
при секретаре судебного заседания А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области о признании права на получение единовременного пособия, взыскании единовременного пособия,
по апелляционной жалобе ФИО10 на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 февраля 2023 года, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области о признании права на выплату единовременного пособия в размере 2 000 000 руб., взыскании с УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области единовременного пособия в размере 2 000 000 руб. (с учетом уточнений).
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел РФ в должности <данные изъяты> "<данные изъяты>" УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из органов внутренних дел по
пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе. Выслуга лет по состоянию на 03 августа 2022 для назначения пенсии составила 23 года 01 месяц 14 дней. 02 сентября 2022 ему направлен отказ в выплате единовременного пособия в связи с повреждением здоровья, полученного в период прохождения службы. Данное решение считает незаконным, поскольку его заболевание получено в период военной службы и исключает возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
Истец ФИО1 в судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении ФИО1 отказать. Представила возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика УМВД по г. Магнитогорску Челябинской области ФИО7, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 07 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норма материального и процессуального права. Согласно выписке из приказа УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области N л/с от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из органов внутренних дел в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. Заболевание было получено в период прохождения службы. В силу
ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие.
Истец, представители истца и ответчиков не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании
части 2.1 статьи 113,
статей 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституционным Судом Российской Федерации в
постановлении от 06 июня 1995 года N 7-П разъяснено, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным
законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным
законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (
ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Пунктом 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Федеральным
законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") установлены гарантии социальной защиты сотрудников полиции. В частности, в
статье 43 названного закона предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с
частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в числе которых единовременное пособие.
В соответствии с
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определено, что правила выплаты единовременного пособия, указанного в
части 4 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел, определен
Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года N 590.
Пунктом 22 названной Инструкции установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о выплате единовременного пособия, среди которых указаны копии материалов и заключение проверки, а также копия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в органах внутренних дел сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Согласно
пункту 94 "а" Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" выносится в случае, если увечье получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Если увечье, заболевание получено в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевание возникло в период прохождения военной службы (приравненной службы) либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу (приравненную службу), а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), военно-врачебной комиссией выносится заключение с формулировкой "заболевание получено в период военной службы".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел РФ в должности <данные изъяты>" УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлен диагноз и причинная связь увечья: <данные изъяты>).
Заболевание получено в период военной службы. Категория годности к службе (военной) службе, годности к службе в должности (по военно-учетной специальности) "Д" - не годен к службе в органах внутренних дел РФ. Необходимо представить освобождение от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава ОВД.
ФИО1 на основании приказа N л/с от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>" УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области, ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы по пункту 1 ч. 3 ст. 82 (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел).
На заявление ФИО1 в ГУ МВД России по Челябинской области о выплате единовременного пособия в связи с повреждением здоровья, полученного в период прохождения службы в размере 2 000 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ врио начальника Управления по работе с личным составом ФИО8 дан ответ об отсутствии оснований для выплаты единовременного пособия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 43 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции",
пунктом 22 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года N 590,
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, исходил из того, что право на получение единовременного пособия, предусмотренного
частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции", возникает при получении сотрудником органов внутренних дел увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей в формулировке "военная травма", а в заключении военно-врачебной комиссии N N от <адрес> года такой формулировки не содержится.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно
пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
На военно-врачебную комиссию возлагаются: проведение медицинского освидетельствования, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с
Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (
пп. "а",
"г" пункта 3 Положения).
В соответствии с
пунктом 94 указанного Положения военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания, увечья в результате несчастного случая является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой "заболевание получено в период военной службы".
Под формулировку "военная травма" подпадает увечье, заболевание, если оно получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (
абзац первый подпункта "а" пункта 94 Положения).
По смыслу
пп. "б" пункта 94 данного Положения формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Таким образом, в силу приведенного выше правового регулирования, основанием для выплаты сотруднику органов внутренних дел единовременного пособия, предусмотренного
ч. 5 ст. 43 Федерального закона "О полиции", является получение сотрудником увечья или иного повреждения здоровья (наличие заболевания) в связи с выполнением служебных обязанностей, что должно быть подтверждено заключением военно-врачебной комиссией о негодности к службе с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Поскольку согласно свидетельству о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ, которое истцом в установленном законом порядке (на основании
абз. 1 п. 8 Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд) не оспорено и незаконным не признано, ФИО1 признан не годным к службе в органах внутренних дел с указанием причинной связи заболевания в иной формулировке - "заболевание получено в период прохождения военной службы", право на получение единовременного пособия, предусмотренного
ч. 5 ст. 43 Федерального закона "О полиции", у истца отсутствует, соответственно, отказ ответчика - ГУ МВД России по Челябинской области, в выплате указанного пособия, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ, является правомерным.
Таким образом, доводы истца в апелляционной жалобе о том, что полученное заболевание исключает возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, в связи с чем, он имеет право на выплату единовременного пособия в размере 2 000 000 рублей, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку право сотрудника на получение единовременного пособия в указанном размере возникает при наличии определенных обязательных условий, к которым относится не только невозможность продолжения сотрудником службы, но и получение сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей, в формулировке "военная травма". Возникновение заболеваний, указанных в свидетельстве о болезни, в период прохождения службы не может быть отнесено к военной травме.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь
статьями 327 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 мая 2023 года.