Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18.09.2017 по делу N 33-15287/2017
Требование: О признании решения комиссии незаконным, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в удовлетворении его заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с ухудшением жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18.09.2017 по делу N 33-15287/2017
Требование: О признании решения комиссии незаконным, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в удовлетворении его заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с ухудшением жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено частично.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N 33-15287/2017
Судья Зыбунова Е.В.
Учет N 088г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Моисеевой Н.Н., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан - К. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 июля 2017 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 09.08.2016 г. N 59 в принятии В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить В.В. в составе семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан от гражданско-правовой ответственности освободить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
В.В. обратился с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по РТ (далее - УФСИН России по РТ) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании решения комиссии незаконным, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указано, что истец проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, имеет выслугу более 10 лет (на 11.02.2014 г. - 19 лет 02 мес. 23 дня). 06.03.2014 г. истец обратился к ответчикам с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 09.08.2016 г., истцу было отказано в удовлетворении его заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 г. Истец считает данное решение незаконным, указывая на то, что он и члены его семьи (супруга и двое несовершеннолетних детей) зарегистрированы и проживают в квартире N...., общей площадью 44,5 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Площадь обеспеченности на одного члена семьи составляет 8,9 кв. м, что меньше площади, предусмотренной законом на одного человека.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным решение Комиссии ФСИН России от 09.08.2016 г., обязать ответчиков поставить его с составом семьи из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением от 06.03.2014 г.
Суд иск удовлетворил частично, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по РТ, ФСИН России - К. просит отменить решение суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность, и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указано, что 25.12.2012 г. супруга истца произвела отчуждение квартиры, что по смыслу положений
ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является намеренным ухудшением жилищных условий.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить, истец и его представитель просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу
части 3 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
Согласно
пункту 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 8 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из
пункта 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (ред. от 28.03.2017), следует, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из материалов дела видно, что с 1989 г. по 2002 г. истец В.В. проходил службу в Вооруженных силах РФ, на 11.02.2014 г. общая продолжительность его службы в календарном исчислении превышала 10 лет (19 лет 02 мес. 23 дня).
06.03.2014 г. истец В.В. в составе из четырех человек: супруги - В.Т., сына - В.А., <дата>.р., дочери - В.М., <дата>.р., обратился в Комиссию УФСИН России по Республике Татарстан с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из выписки из протокола Комиссии ФСИН России от 09.08.2016 г. следует, что В.В. отказано в удовлетворении заявления в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 г. В обоснование отказа в удовлетворении заявления Комиссия сослалась на намеренное ухудшение В.В. своих жилищных условий, которое выразилось в том, что супруга истца имела ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру N...., общей площадью 45,7 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, при этом право на ? долю в праве общей долевой собственности зарегистрировано и прекращено 25.12.2012 г., что подпадает под одно из оснований, предусмотренных
частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции принял во внимание, что из системного анализа приведенных вышеуказанных норм права следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
При этом судом указано, что обладание супругой истца ? долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> не привело к отсутствию нуждаемости семьи истца в улучшении жилищных условий, поскольку с учетом ее доли на каждого члена семьи приходилось по 11,75 кв. м, то есть менее 15 кв. м, предусмотренных
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве критерия нуждаемости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении иска, поскольку отчуждение указанной доли нельзя отнести к умышленным действиям с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могли привести к нуждаемости в жилом помещении.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете, противоречит материалам дела и не может служить основанием к отмене оспариваемого решения.
Иных оснований для отказа В.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в решении комиссии УФСИН России по Республике Татарстан не содержится и ответчиком не указано.
При таких обстоятельствах, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь
статьями 199,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 июля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан - К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.