Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.05.2015 по делу N 33-6946/2015
Требование: Об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: По мнению руководителя общества, спорное строение расположено на территории лесного участка, арендуемого этим обществом. В ходе обследования спорной территории в непосредственной близости от дома ответчика выявлено строительство объектов, которые среди существующих и проектируемых объектов в проектах общества не указаны.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.05.2015 по делу N 33-6946/2015
Требование: Об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: По мнению руководителя общества, спорное строение расположено на территории лесного участка, арендуемого этим обществом. В ходе обследования спорной территории в непосредственной близости от дома ответчика выявлено строительство объектов, которые среди существующих и проектируемых объектов в проектах общества не указаны.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N 33-6946/2014
Судья: Л.И. Сибатова
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной,
судей А.М. Гильмутдинова, Р.А. Фахрутдиновой,
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И. Сибгатуллиной гражданское дело по апелляционной жалобе Б.И.СА. на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2014 года, которым постановлено:
исковые требования государственного казенного учреждения "Пригородное лесничество" удовлетворить.
Признать беседку размерами 2,55 x 2,55 м, хозяйственную постройку размерами у основания 5,09 x 3,72 м и пристрой к нему размерами 1,15 x 1,10 м, хозяйственную постройку размерами у основания 3,0 x 2,07 м, туалет размерами у основания 1,23 x 1,30 м самовольными постройками.
Обязать Б.И.СА. за свой счет устранить нарушения лесного законодательства, привести в соответствие с действующим законодательством использование лесного участка, расположенного в квартале 20 выделе 14 Матюшинского участкового лесничества: снести беседку из пластмассового сайдинга молочного цвета, на тумбочном фундаменте, размерами у основания 2,55 x 2,55 м, хозяйственную постройку из пластмассового сайдинга молочного цвета, на тумбочном фундаменте, размерами у основания 5,09 x 3,72 м и пристрой к нему размерами 1,15 x 1,10 м, хозяйственную постройку из пластмассового сайдинга молочного цвета, на тумбочном фундаменте, размерами у основания 3,04 x 2,07 м, туалет из пластмассового сайдинга молочного цвета, на тумбочном фундаменте, размерами у основания 1,23 x 1,30 м.
Взыскать с Б.И.СА. в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Б.И.СА., Б.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя государственного казенного учреждения Республики Татарстан "Пригородное лесничество" К., высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы и полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
государственное казенное учреждение (далее по тексту - ГКУ) Республики Татарстан "Пригородное лесничество" обратилось в суд с иском к Б.И.СА. об устранении нарушений лесного законодательства. Требования мотивированы следующим.
30 сентября 2014 года проведено обследование лесного участка, расположенного в квартале 20 выделе 14 Матюшинского участкового лесничества ГКУ Республики Татарстан "Пригородное лесничество", а именно территорий смежных лесных участков, арендуемых обществом с ограниченной ответственностью "Недин" и дачным некоммерческим товариществом (далее по тексту - ДНТ) "База отдыха ветеранов войны и труда N 6". Согласно свидетельству о регистрации права собственности дачный дом N 47а, принадлежащий Б.И.СБ., находится на территории ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6". По мнению руководителя общества с ограниченной ответственностью "Недин", спорное строение расположено на территории лесного участка, арендуемого этим обществом. В ходе обследования спорной территории в непосредственной близости от дома Б.И.СА. выявлено строительство объектов, которые среди существующих и проектируемых объектов в проектах общества с ограниченной ответственностью "Недин" и ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6" не указаны.
Истец просил признать беседку размерами 2,55 м x 2,55 м, хозяйственную постройку размерами у основания 5,09 м x 3,72 м и пристрой к ней размерами 1,15 м x 1,10 м, хозяйственную постройку размерами у основания 3,04 м x 2,07 м, туалет размерами у основания 1,23 м x 1,30 м самовольными постройками, обязать Б.И.СА. за свой счет устранить нарушения лесного законодательства, привести в соответствие с действующим законодательством использование лесного участка, расположенного в квартале 20 выделе 14 Матюшинского участкового лесничества: снести беседку из пластмассового сайдинга молочного цвета на тумбочном фундаменте размерами у основания 2,55 м x 2,55 м, хозяйственную постройку из пластмассового сайдинга молочного цвета на тумбочном фундаменте размерами у основания 5,09 м x 3,72 м и пристрой к ней размерами 1,15 м x 1,10 м, хозяйственную постройку из пластмассового сайдинга молочного цвета на тумбочном фундаменте размерами у основания 3,04 м x 2,07 м, туалет из пластмассового сайдинга молочного цвета на тумбочном фундаменте размерами у основания 1,23 м x 1,30 м.
В судебном заседании представитель ГКУ Республики Татарстан "Пригородное лесничество" К. заявленные требования поддержала.
Ответчик Б.И.СА. иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Недин", дачного некоммерческого товарищества "База отдыха ветеранов войны и труда N 6".
Суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Б.И.СА. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Заявитель апелляционной жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка в государственном лесном реестре и в составе земель лесного фонда.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Недин", ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6" о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены, своих представителей в суд не направили.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан представило в суд апелляционной инстанции отзыв, в котором выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Недин" и ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6".
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно
пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела видно, что между государственным казенным учреждением Республики Татарстан "Пригородное лесничество" и ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6" заключен договор аренды лесного участка N 199 от 29 декабря 2008 года площадью 1,81 га в Матюшинском участковом лесничестве, квартал N 20, выдел 14.
По условиям договора аренды арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации указанного договора, подписания сторонами акта приема-передачи и предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов, обязан не допускать возведения капитальных строений и сооружений. Также предусмотрено, что арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, заготовку произрастающей на данном лесном участке деревьев, кустарников в соответствии со
статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного договора данным некоммерческим товариществом "База отдыха ветеранов войны и труда N 6" разработан проект освоения лесов на лесном участке, переданном ему в аренду, который имеет положительное заключение государственной экспертизы и утвержден приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 8 февраля 2010 года N 60-осн.
Актом обследования лесного участка от 30 сентября 2014 года выявлено, что на территории, прилегающей к дому, ответчик Б.И.СА. возвел объекты, которые не указаны в проектах освоения лесов ООО "Недин" и ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6".
Б.И.СА. является собственником дачного дома N 47а общей площадью 41 кв. м с инвентарным номером 19977, который расположен по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6".
В проекте освоения леса дачного некоммерческого товарищества "База отдыха Ветеранов войны и труда N 6" как существующий объект указан дом N 47а размером 6,5 м x 6 м (л.д. 18).
Тематической лесной картой пространственного размещения существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, определено местоположение спорных объектов (л.д. 22).
Установлено, что спорные строения ответчик перенес на другое место в 2010 году на основании акта - разрешения правления ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6" на строительство беседки, веранды, бани и туалета от 12 сентября 2009 года.
В проект освоения лесов изменения не вносились.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Б.И.СА. осуществил строительство объектов, которые не указаны в проектах освоения лесов ООО "Недин" и ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6", то есть самовольно возвел объекты на лесном участке. С учетом данного обстоятельства суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции находит такой вывод суда правильным.
В соответствии с
пунктом 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей
статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Установлено, что в непосредственной близости от принадлежащего Б.И.СА. на праве собственности дачного дома выявлено строительство следующих объектов:
- беседки из пластмассового сайдинга молочного цвета на тумбочном фундаменте размерами у основания 2,55 м x 2,55 м,
- хозяйственной постройки из пластмассового сайдинга молочного цвета на тумбочном фундаменте размерами у основания 5,09 м x 3,72 м и пристроя к ней из аналогичного строительства материала размерами у основания 1,15 м x 1,10 м,
- хозяйственная постройка из пластмассового сайдинга молочного цвета на тумбочном фундаменте размерами у основания 3,04 м x 2,07 м,
- туалет из пластмассового сайдинга молочного цвета, на тумбочном фундаменте, размерами у основания 1,23 м x 1,30 м.
Указанные объекты среди существующих и проектируемых объектов в проекте освоения лесов, разработанном для ДНТ "База отдыха ветеранов войны и труда N 6", не числятся.
Данное обстоятельство выявлено в ходе обследования лесного участка, расположенного в квартале 20 Матюшинского участкового лесничества (л.д. 6 - 7).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в
постановлении от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рада и имеет специальный правовой режим.
Таким образом, в силу особого статуса леса правовые основания для удовлетворения заявленных требований у суда имелись, а потому его решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств принадлежности спорного земельного участка к лесному фонду основан на неправильном толковании норм материального права и в связи с этим отмену обжалуемого судебного постановления повлечь не может.
Согласно
статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду "пунктами 1 и 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ". | |
В соответствии с
пунктами 1 и
статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
На основании
пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Принадлежность земельного участка к землям лесного фонда подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 декабря 2009 года сери 16-АС N 509432 (л.д. 86).
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 199,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.И.СА. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.