Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.10.2015 по делу N 33-14128/2015
Требование: О признании незаконной и запрете деятельности по эксплуатации торгового комплекса.
Обстоятельства: По результатам проверки соблюдения требований федерального законодательства о градостроительстве и пожарной безопасности выявлен факт реконструкции эксплуатируемого организациями торгового комплекса в отсутствие соответствующего разрешения.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку реконструкция произведена с нарушением требований пожарной безопасности, что создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.10.2015 по делу N 33-14128/2015
Требование: О признании незаконной и запрете деятельности по эксплуатации торгового комплекса.
Обстоятельства: По результатам проверки соблюдения требований федерального законодательства о градостроительстве и пожарной безопасности выявлен факт реконструкции эксплуатируемого организациями торгового комплекса в отсутствие соответствующего разрешения.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку реконструкция произведена с нарушением требований пожарной безопасности, что создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2015 г. по делу N 33-14128/2015
Судья Ю.А. Старшая
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Э.Р. Сайдашевой, Р.Р. Фатхутдинова,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай", общества с ограниченной ответственностью "Гуд Сэил" на решение Приволжского районного суда города Казани от 16 июля 2015 года, которым постановлено:
заявление прокурора Приволжского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Гуд Сэил", обществу с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай" о признании деятельности незаконной, запрете деятельности удовлетворить частично.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай" и обществу с ограниченной ответственностью "Гуд Сэил" незаконную эксплуатацию торгово-выставочного зала "ЦДМ-2", расположенного по адресу: <адрес> не отвечающего требованиям градостроительного законодательства и пожарной безопасности до устранения следующих нарушений:
отсутствует разрешение Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на реконструкцию и на ввод в эксплуатацию реконструированного торгово-выставочного зала "Центральный дом мебели-2", расположенного по адресу: <адрес>;
в здании торгово-выставочного зала отсутствует автоматическая установка пожаротушения;
в пожарных кранах торгово-выставочного зала отсутствуют кнопки пуска насосов повысителей;
не обеспечивается исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также не обеспечивается исправность и проверка работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования;
не обеспечивается исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организуется проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. При проверке работоспособности пожарных кранов на требуемую водоотдачу в системе отсутствует нормативное давление воды, предназначенное для нужд пожаротушения. Источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные на территории общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "КАРАМАЙ", находятся в неисправном состоянии;
4-й этаж здания: высота горизонтальных участков путей эвакуации лестничной клетки второго эвакуационного выхода составляет менее 2 м;
3-й этаж здания: высота горизонтальных участков путей эвакуации лестничной клетки второго эвакуационного выхода составляет менее 2 м;
2-й этаж здания: на лестничной клетке второго эвакуационного выхода между 1-м и 2-м этажами здания допускается изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается или уменьшается зона действия системы дымоудаления, а именно на лестничной клетке второго эвакуационного выхода окно заделано перегородкой;
1-й этаж здания: части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно насосная станция не выгорожена противопожарной дверью от помещений другого назначения с нормируемым пределом огнестойкости EI 45.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора А.Д. Исхакова, представителя Муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" М., возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Приволжского района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Гуд Сэил", ООО "Внешнеторговое научно-производственное объединение (далее - ВТ НПО) "Карамай" о признании деятельности незаконной, запрете деятельности.
В обоснование требований указал, что сотрудниками прокуратуры и специалистами Муниципального казенного учреждения (далее - МКУ) "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", отдела надзорной деятельности по Приволжскому району города Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о градостроительстве и о пожарной безопасности в торговом комплексе Центральный дом мебели - 2 (далее - ЦДМ-2), расположенном по адресу: <адрес>.
Данный торговый комплекс на праве собственности принадлежит ООО ВТ НПО "Карамай", которое по договору аренды от 1 января 2015 года передало помещения этого комплекса в пользование ООО "Гуд Сэил".
В ходе указанной выше проверки было установлено, что здание реконструировано - к нему возведен пристрой на 4 этажа, в котором размещен лестничный марш и шахта лифта. При этом Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани разрешение на строительство вышеуказанного пристроя ООО ВТ НПО "Карамай" не выдавалось, как и разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного здания.
Кроме того, были установлены и нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: отсутствуют знаки пожарной безопасности, а имеющиеся не соответствуют ГОСТ Р.12.143.2009 (указатели огнетушителей, номера пожарных кранов, кнопки ручного включения автоматической пожарной сигнализации, а также знаки обозначающие направление путей эвакуации); в здании торгового комплекса отсутствует автоматическая установка пожаротушения; в пожарных кранах торгового комплекса отсутствуют кнопки пуска насосов повысителей; не обеспечивается исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также не обеспечивается исправность и проверка работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования; не обеспечивается исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организуется проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; при проверке работоспособности пожарных кранов на требуемую водоотдачу в системе отсутствует нормативное давление воды, предназначенное для нужд пожаротушения. Источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные на территории ООО "ВТНПО "Карамай", находятся в неисправном состоянии; не обеспечивается содержание ограждения на кровле в исправном состоянии, не проводится не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждения на кровле с составлением соответствующего протокола испытаний; частично отсутствует ограждение на кровле здания; не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки несущих металлических конструкций (лестницы, балки, соединения и др. металлические конструкции) с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки не реже 1 раза в год; не организуется проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями в здания торгового комплекса; запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа по всему зданию; не представлены акты ежеквартальной проверки систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, системы дымоудаления); не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации; не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год; не представлена исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта; огнетушитель установленный на этажах не имеют порядкового номера; 5-й этаж здания (техническое помещение): отсутствуют перила на лестнице, ведущей на технический этаж; технический этаж не оборудован автоматической пожарной сигнализацией; на техническом этаже допускается хранение различных горючих материалов, предметов; 4-й этаж здания: допускается загромождение на путях эвакуации второго эвакуационного выхода с этажа различными предметами и материалами; допускается временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров в торговых залах и на путях эвакуации; высота горизонтальных участков путей эвакуации лестничной клетки второго эвакуационного выхода составляет менее 2 м; отсутствует световое табло "Выход" на путях эвакуации второго эвакуационного выхода; на внешней стороне дверок пожарных шкафов отсутствует номер пожарного крана красного сигнального цвета. Пожарный рукав не присоединен к пожарному стволу; не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно на этаже пожарный извещатель находится в неисправном состоянии; на этаже здания не обеспечивается исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, а именно срезан трубопровод для нужд пожаротушения; на этаже допускается эксплуатация розетки с повреждением; 3-й этаж здания: на этаже здания не обеспечивается исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, а именно срезан трубопровод для нужд пожаротушения; допускается размещение (складирование) у электрощитов горючие материалы; пожарный ствол не присоединен к пожарному рукаву; отсутствует световое табло "Выход" на путях эвакуации второго эвакуационного выхода; над вторым эвакуационным выходом допускается использование временной проводки, не предназначенной по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов; высота горизонтальных участков путей эвакуации лестничной клетки второго эвакуационного выхода составляет менее 2 м; на лестнице между 2-м и 3-м этажами здания допускается загромождение предметами и хранение мебели; 2-й этаж здания: на этаже здания не обеспечивается исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, а именно срезан трубопровод для нужд пожаротушения; допускается изменение объемно-планировочных решений (гипсокартонные перегородки в окнах) и размещение мебели возле окон, в результате которых ограничивается или уменьшается зона действия системы дымоудаления. Окна второго этажа заделаны гипсокартоном и заставлены мебелью; эвакуационные пути и проходы в торговом зале заставлены мебелью и не обеспечивают возможность эвакуации в случае пожара; пожарный ствол не присоединен к пожарному рукаву; отсутствует световое табло "Выход" на путях эвакуации второго эвакуационного выхода; не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно при проведении проверки работоспособности пожарной сигнализации и системы оповещения не сработал извещатель пожарной сигнализации; на лестничной клетке второго эвакуационного выхода между 1-м и 2-м этажами здания допускается изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается или уменьшается зона действия системы дымоудаления, а именно на лестничной клетке второго эвакуационного выхода окно заделано перегородкой. 1-й этаж здания: отсутствует световое табло "Выход" на путях эвакуации второго эвакуационного выхода; не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно при проведении проверки работоспособности пожарной сигнализации не сработали на открывание электронные замки на путях эвакуации; эвакуационные пути и проходы в торговом зале заставлены мебелью и не обеспечивают возможность эвакуации в случае пожара; допускается изменение объемно-планировочных решений (гипсокартонные перегородки в окнах) и размещение мебели возле окон в результате которого ограничивается или уменьшается зона действия системы дымоудаления; на этаже здания не обеспечивается исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, а именно срезан трубопровод для нужд пожаротушения; допускается хранение различных предметов под лестничным маршем между первым и вторым этажом здания; допускается изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается или уменьшается зона действия системы оповещения, а именно световое табло "Выход" закрыто шторой. Насосная станция: не обеспечивается помещение насосной станции схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На задвижке и насосном пожарном агрегате нет информации о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей; помещение станций не оборудовано прямой телефонной связью с помещением пожарного поста; трубопроводы для нужд пожаротушения выполнены не из металла (полипропилен) диаметр трубопровода на нужды пожаротушения не соответствует нормативному значению; части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно насосная станция не выгорожена противопожарной дверью от помещений другого назначения с нормируемым пределом огнестойкости EI 45; насосные станции не имеют отдельный выход наружу.
Прокурор приводил доводы о том, что эксплуатация вышеуказанного торгового комплекса при наличии нарушений требований градостроительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как данный комплекс является местом их массового пребывания.
Уточнив требования в ходе рассмотрения дела ввиду частичного устранения ответчиками выявленных нарушений пожарной безопасности, прокурор просил признать незаконной и запретить ООО ВТ НПО "Карамай", ООО "Гуд Сэил" эксплуатацию торгового комплекса "ЦДМ-2" до устранения следующих нарушений: отсутствует разрешение Исполнительного комитета города Казани на реконструкцию и на ввод в эксплуатацию реконструированного торгового комплекса ЦДМ-2; в здании торгово-выставочного зала отсутствует автоматическая установка пожаротушения; в пожарных кранах торгово-выставочного зала отсутствуют кнопки пуска насосов повысителей; не обеспечивается исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также не обеспечивается исправность и проверка работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования; не обеспечивается исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организуется проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. При проверке работоспособности пожарных кранов на требуемую водоотдачу в системе отсутствует нормативное давление воды, предназначенное для нужд пожаротушения. Источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные на территории ООО ВТ НПО "Карамай", находятся в неисправном состоянии; 4-й этаж здания: высота горизонтальных участков путей эвакуации лестничной клетки второго эвакуационного выхода составляет менее 2 м; 3-й этаж здания: высота горизонтальных участков путей эвакуации лестничной клетки второго эвакуационного выхода составляет менее 2 м; 2-й этаж здания: на лестничной клетке второго эвакуационного выхода между 1-м и 2-м этажами здания допускается изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается или уменьшается зона действия системы дымоудаления, а именно на лестничной клетке второго эвакуационного выхода окно заделано перегородкой; 1-й этаж здания: части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно насосная станция не выгорожена противопожарной дверью от помещений другого назначения с нормируемым пределом огнестойкости EI 45.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представители ООО ВТ НПО "КараМай", ООО "Гуд Сэил" с заявлением не согласились.
Представители третьих лиц - МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", отдела надзорной деятельности по Приволжскому району города Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан с требованиями прокурора согласились.
Суд принял решение о частичном удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ООО ВТ НПО "Карамай" и ООО "Гуд Сэил" просят об отмене решения, полагая, что судом не приняты во внимание следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Так, лестнично-лифтовой пристрой является объектом вспомогательного назначения, для возведения которого не требуется разрешение на строительство, он имеет самостоятельный фундамент, не затрагивает несущие конструкции основного здания и не изменяет его внутреннюю конфигурацию.
В материалы дела были представлены отчеты специалистов по результатам обследования здания на соответствие требованиям технических регламентов и проектной документации, из которых следует, что пристрой соответствует всем этим требованиям и требованиям пожарной безопасности, его эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью людей.
Ссылаются на то, что Приволжским районным судом города Казани 27 июля 2015 года было вынесено решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО ВТ НПО "Карамай" В., привлеченного к ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Также приводят доводы о том, что органом пожарного надзора ООО ВТ НПО "Карамай" выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности с установлением срока до 15 сентября 2015 года, а не о запрете эксплуатации здания, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не причиняют угрозу жизни и здоровью людей.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из положений статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (части 1, 2) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО ВТ НПО "Карамай" на праве собственности принадлежит нежилое здание - торгово-выставочный зал, кадастровый номер...., этажность - 4, расположенное по адресу: <адрес>.
Прокуратурой с привлечением специалистов МКУ "Управление градостроительных разрешений муниципального образования города Казани", отдела надзорной деятельности по Приволжскому району города Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о градостроительстве и о пожарной безопасности в этом торговом комплексе.
При осмотре указанного здания было установлено, что к зданию возведен пристрой на 4 этажа, в котором размещен лестничный марш и шахта лифта.
В техническом паспорте торгово-выставочного зала, составленным РГУП БТИ МСАиЖКХ Республики Татарстан по состоянию на 1 июня 2015 года, указано, что общая площадь здания составляет 2 909, 7 кв. м, увеличение общей площади на 176,2 кв. м произошло, в том числе, за счет возведения к зданию нового пристроя. В настоящее время торгово-выставочный зал по улице Братьев П-вых, дом 5 представляет собой единое здание, с одним адресом, за счет пристроя произошло увеличение площади здания, что законодатель относит именно к реконструкции объекта капитального строительства.
Таким образом, фактически произведена реконструкция объекта капитального строительства, на которую разрешение ООО ВТ НПО "Карамай" получено не было.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Из части 3 указанной статьи следует, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможна только при установлении факта соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов, проектной документации, техническим условиям, энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Заявление предъявлено прокурором по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, не являющихся участниками предпринимательской или иной экономической деятельности, и направлено на предотвращение возможных негативных последствий от эксплуатации объекта капитального строительства без получения разрешения на строительство и на его ввод в эксплуатацию,
Вышеприведенными положениями не только не предусмотрено, но и исключается возможность эксплуатации объекта капитального строительства без проведения проверки уполномоченным государственным органом на соответствие этого объекта техническим регламентам, проектной документации, а также проверки готовности организации к эксплуатации с получением соответствующего разрешения.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эксплуатация объекта, не введенного в эксплуатацию в нарушение указанных норм, создает угрозу нарушения конституционного права граждан.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в материалы дела были представлены отчеты специалистов по результатам обследования здания на соответствие требованиям технических регламентов и проектной документации, из которых следует, что пристрой соответствует всем этим требованиям и требованиям пожарной безопасности, его эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью людей, не могут повлечь отмену решения суда в этой части, поскольку с учетом положений части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, единственным допустимым доказательством по данному делу, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что лестнично-лифтовой пристрой является объектом вспомогательного назначения, для возведения которого не требуется разрешение на строительство, несостоятельны в силу следующего.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, в том числе при строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (подпункт 3).
Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определение понятия "объект вспомогательного использования". Для этих целей используется пункт 10 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", который к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относит здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.
Как видно из технического паспорта на здание "Торгово-выставочный зал", составленного РГУП БТИ МСАиЖКХ Республики Татарстан по состоянию на 1 июня 2015 года, его параметры изменились в связи с пристроенным к нему помещением, увеличенная единая площадь здания (<данные изъяты> кв. м) оборудована отоплением, электроснабжением, централизованным горячим водоснабжением, водопроводом, канализацией. Лестничная клетка и лифт по каждому этажу включены в экспликацию общей площади помещений здания.
Кроме того, само назначение лестницы и лифта как возможности сообщения разных помещений единого здания, выхода из здания, расположенных в пристрое, свидетельствует о его неотъемлемой части основного здания.
При этом никаких доказательств того, что пристроенная часть здания может быть отнесена к строению вспомогательного назначения, не представлено.
Наоборот, из вышеприведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует однозначный вывод о проведенной реконструкции здания путем возведения к нему пристроя.
При этом ссылка в апелляционной жалобе на решение по делу об административном правонарушении от 27 июля 2015 года не может являться по настоящему делу преюдициально установленным фактом того, что пристрой является объектом вспомогательного назначения, поскольку в силу прямого указания части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Кроме нарушений градостроительного законодательства в ходе названной выше проверки были установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статья 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" требует от руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Нарушение требований пожарной безопасности свидетельствует о незащищенности личности, имущества от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.
Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности организацией, как безусловная опасность причинения вреда в будущем, может в силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Проверкой установлено нарушение обязательных требований как Федерального закона "О пожарной безопасности", так и иных нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, в связи с чем судебная коллегия признает правильным решение суда о запрете эксплуатации торгово-выставочного зала "ЦДМ-2" до их полного устранения.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь его отмену по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани от 16 июля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай", общества с ограниченной ответственностью "Гуд Сэил" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.