Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.12.2015 по делу N 33-20562/2015
Требование: О защите жилищных прав, признании незаконными действий, обязании включить в список на получение ГЖС.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу аттестованным сотрудником в противопожарных органах, с момента поступления на службу до настоящего времени проживает с семьей в служебном помещении на условиях найма, в собственности жилья не имеет, в период службы принят на учет как нуждающийся.
Решение: В удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе во включении в список в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр отказано, так как, принимая решение о незаконности решения, суд первой инстанции не учел, что такого решения в материалы дела не представлено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.12.2015 по делу N 33-20562/2015
Требование: О защите жилищных прав, признании незаконными действий, обязании включить в список на получение ГЖС.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу аттестованным сотрудником в противопожарных органах, с момента поступления на службу до настоящего времени проживает с семьей в служебном помещении на условиях найма, в собственности жилья не имеет, в период службы принят на учет как нуждающийся.
Решение: В удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе во включении в список в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр отказано, так как, принимая решение о незаконности решения, суд первой инстанции не учел, что такого решения в материалы дела не представлено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-20562/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Демяненко О.В. Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Р. ФИО13 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его структурам и должностным лицам в сфере учета, жилищного обеспечения, о защите жилищных прав, признании незаконными действий, обязании включения заявителя в список на получение ГЖС в дата с отменой решения ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от дата протокол N..., по апелляционным жалобам Главного управления МЧС России по адрес, К.Р. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., выслушав объяснения представителя К.Р. - К.А., представителя Приволжского регионального центра МЧС России Б., представителя Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан Д., проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
установила:
К.Р. обратился в суд с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его структурам и должностным лицам в сфере учета, жилищного обеспечения о защите жилищных прав.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проходил службу аттестованным сотрудником Государственной противопожарной службы в период с дата подразделении самостоятельной военизированной пожарной части N...... в качестве аттестованного сотрудника - водителя (последняя должность - старший инспектор по вождению пожарной машины - водитель) и уволен в соответствии с пунктом "3" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья), с момента поступления на службу до настоящего времени проживает с семьей на условиях найма служебного помещения в виде комнаты площадью... кв. м в общежитии при пожарной части N.... Жилье ведомственное, наймодателем является в качестве правопреемника ФГКУ "22 ОФПС по РБ". Истец и члены семьи в собственности жилья не имеют. В период службы, как нуждающийся, К.Р. принят на учет при переформатировании Списков в дата по месту службы, включен в Список, в дата собрал и представил в ГУ МЧС России по РБ заявление с документами подтверждения на участие в подпрограмме получения государственного жилищного сертификата. Документы хранятся в ГУ МЧС России по РБ, жилищный сертификат при увольнении не выдан, документы возвращены не были. дата К.Р. направил пакет документов с заявлением в ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (приволжский филиал в адрес), как нуждающийся в жилье, для включения в список на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы дата, о чем ему было рекомендовано в ГУ МЧС России по РБ. Получив официальное решение комиссии ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (приволжский филиал в адрес) от дата (протокол N... от дата), об отказе включения К.Р. в Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством", истец с ним не согласился, обратился в суд и с учетом на дату рассмотрения, просил признать незаконным решение Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан об отказе включения в список (Акт) по состоянию на дата в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр Госэкспертизы МЧС России и ее Приволжский филиал; признать нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по месту прохождения службы с даты дата; признать незаконным решение комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (приволжский филиал) от дата (протокол N... от дата) об отказе включения в Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством"; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (приволжский филиал) включить в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на дата годы для получения государственного жилищного сертификата с учетом подачи заявления дата. Также просил взыскать с ответчика судебные расходы.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования К.Р. ФИО14 к Главному Управлению МЧС России по Республике Башкортостан, Приволжскому региональному центру МЧС России, ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", МЧС России, ФГКУ "22 ОФПС по РБ" - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан об отказе включения в список (Акт) по состоянию на дата К.Р. ФИО15 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр Госэкспертизы МЧС России и ее Приволжский филиал.
Признать К.Р. ФИО16 нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по месту прохождения службы с даты дата.
Признать незаконным решение комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (Приволжский филиал) от дата (протокол N... от дата года) об отказе включения К.Р. ФИО17 в Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством".
Взыскать с Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан в пользу К.Р. ФИО18 расходы по госпошлине в размере... руб.
Взыскать с ФГКУ "22 ОФПС по РБ" в пользу К.Р. ФИО19 расходы по госпошлине в размере... руб.
Взыскать с ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (Приволжский филиал) в пользу К.Р. ФИО20 расходы по госпошлине в размере... руб.
В требовании об обязании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (Приволжский филиал) включить К.Р. ФИО21 в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на дата годы для получения государственного жилищного сертификата с учетом подачи заявления дата, также к ответчику Приволжский региональный центр МЧС России - отказать.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В апелляционной жалобе К.Р. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в обязании ответчиков включить истца в список участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на дата для получения государственного жилищного сертификата с учетом подачи заявления дата.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционных жалоб, как это предусмотрено
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании достаточным количеством доказательств, перечисленных в описательной части решения непосредственно исследованных и проверенных в ходе судебного разбирательства с участием сторон и признанных судом достоверными, нашли подтверждения следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции К.Р. прослужил в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службе МЧС России в ...ой пожарной части ФГКУ "22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" в период времени со дата по дата и имеет выслугу....
Согласно выписке протокола заседания жилищно-бытовой комиссии... МЧС РБ N... от дата К.Р. признан нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий и включен в сводный список... МЧС РБ на улучшение жилищно-бытовых условий (л.д....).
По информации Управления Росреестра по РБ, сведений о регистрации права собственности за К.Р. и членами его семьи не имеется.
Истец с составом семьи 4 человека проживает в жилом помещении по адресу: адрес в общежитии ведомства МЧС России (балансодержатель ФГКУ "22 ОФПС по РБ").
Будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по месту службы в пожарной части, обратился с заявлением в ГУ МЧС России по РБ, ПРЦ МЧС России на предмет сбора документов относительно возможности реализации права на государственную жилищную субсидию.
Согласно выписке из протокола N... от дата К.Р. отказано в признании гражданина участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на дата".
Исследовав и оценив представленные доказательства, а также исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции установил основания для частичного удовлетворения заявленного иска, поскольку истец доказал обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категория граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, которым утверждена федеральная целевая
программа "Жилище" на дата и
подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно разделу... указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до дата были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до дата были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу раздела V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до дата были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе "Жилище" на дата и подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", перечислены в
подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на дата, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые (уволенные) со службы после дата, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным
подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Поскольку К.Р. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил документы, подтверждающие нуждаемость его семьи в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, у ответчика не было правовых оснований для отказа в признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Порядок учета сотрудников внутренних дел нуждающихся в получении жилья был определен Приказом МВД РФ от дата N... "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" (применялся в системе ГПС МЧС России). В силу названного Приказа Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД России: было предписано в т.ч.: производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем; вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте; включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме.
В дата Указом Президента РФ было создано Главное управление МЧС России по РБ.
Согласно Указа Президента РФ от дата N... "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и Приказа МЧС РФ от дата N... "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" Главное управление МЧС России по адрес является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Как следует из копии списка очередников на получение жилых помещений на дата в него включены... фамилий, включая сотрудников... ФПС по РБ (выборочно). Список утвержден ВРиО начальника ГУ МЧС России по РБ ФИО10.
Судом достоверно установлено судом, и сделан обоснованный вывод о том, что содержание данного Списка очередников на жилье противоречит положениям Приказа МВД России N... от дата "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел", поскольку у должностного лица ФИО10 не было правовых оснований утверждать сводный Список по ГУЦ МЧС России по РБ на дату дата без учета лиц, в частности очередника... К.Р., состоящего в подобной очереди по месту службы в пожарной части N....
Проанализировав обстоятельства дела с учетом приведенных выше норм права, суд первой инстанции обоснованно признал К.Р. нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством РФ и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по месту прохождения службы с даты дата.
При этом суд правильно критически отнесся к утверждению ответчиков о том, что все делопроизводства в отношении лиц, нуждающихся в жилье еще в дата актированы и переданы в ФКУ "Управление госэкспертизы" адрес, поскольку по материалам дела ведомство предоставляло недостоверную информацию, что свидетельствует о прямом неисполнении приказа N... от дата, недостоверных списках за подписью ФИО10.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции, исходя из того, что материалами дела не подтверждено нарушение прав истца ответчиками Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (Приволжский филиал), пришел к обоснованному выводу об отказе удовлетворении заявленных К.Р. исковых требований в части обязания Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (Приволжский филиал) включить К.Р. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на дата для получения государственного жилищного сертификата с учетом подачи заявления дата.
В апелляционной жалобе К.Р. содержится ссылка на обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, а именно заявитель просит изменить решение суда в части признании нуждающимся вместо даты дата указать дату дата.
В соответствии со
ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в суде апелляционной инстанции не могут быть изменены основания иска.
Ссылка в апелляционной жалобе на указанные выше обстоятельства является по своей сути изменением оснований исковых требований, что не допускается действующим гражданским процессуальным законодательством, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда.
В то же время судебная коллегия находит выводы суда в части признания незаконным решение Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан об отказе включения в список (Акт) по состоянию на дата К.Р. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр Госэкспертизы МЧС России и ее Приволжский филиал, незаконным.
В силу
ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Принимая же решение о незаконности решение Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан об отказе включения в список (Акт) по состоянию на дата К.Р. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр Госэкспертизы МЧС России и ее Приволжский филиал, суд первой инстанции не учел что такого решения в материалы дела не представлено, в связи с чем судебная коллегия решение суда в данной части считает необходимым отменить и принять новое решение об отказе удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в части признания незаконным решения Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан об отказе включения в список (Акт) по состоянию на дата К.Р. ФИО22 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр Госэкспертизы МЧС России и ее Приволжский филиал, отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении требований К.Р. ФИО23 о признании незаконным решения Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан об отказе включения в список (Акт) по состоянию на дата К.Р. ФИО24 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр Госэкспертизы МЧС России и ее Приволжский филиал, отказать.
В остальной части решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, К.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ГИЗАТУЛЛИН
Судьи
О.В.ДЕМЯНЕНКО
Г.Я.ТУРУМТАЕВА