Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 29.05.2017 N 33-10812/2017
Требование: О признании бездействия, выразившегося в несоблюдении требований законодательства в области пожарной безопасности, незаконным, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: В ходе проведенной истцом проверки выявлен ряд грубых нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, выдано соответствующее предписание, однако до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 29.05.2017 N 33-10812/2017
Требование: О признании бездействия, выразившегося в несоблюдении требований законодательства в области пожарной безопасности, незаконным, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: В ходе проведенной истцом проверки выявлен ряд грубых нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, выдано соответствующее предписание, однако до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Решение: Требование удовлетворено частично.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. N 33-10812/2017
Судья: Ишмухаметова Г.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Субхангулова А.Н.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:
иск Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-<N> УФСИН России по РБ, УФСИН России по РБ, ФСИН России о признании бездействия незаконным, устранении нарушений и финансировании удовлетворить.
Признать бездействие ФКУ ИК-<N> УФСИН России по РБ по несоблюдению требований законодательства в области пожарной безопасности незаконным и обязать устранить в 4-месячный срок с момента выделения финансирования:
обеспечить в полном объеме знаки пожарной безопасности, указывающие нахождение первичных средств пожаротушения, ручных извещателей АУПС, а также указывающие направление пути эвакуации и эвакуационные выходы, выполненные на основе фотолюминесцентного материала, в помещениях: котельной, малой швейной мастерской, участке хозяйственно-эксплуатационной части (столярная мастерская, швейный цех, участках строительной бригады и сантехников, с/х участок), автомобильных боксов;
оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации помещения: хлебопекарни, класса методических занятий столовой, овощного склада, подвальное помещение санпропускника, КПП на промышленную зону, столярной мастерской училища, автосервиса, цеха малой швейной мастерской, столярной мастерской, цеха N 1, цеха распределительного участка, швейного участка N 1, 2, кабельного барабанного цеха, нулевого цеха, котельной, сварочного цеха, участка хозяйственно-эксплуатационной части (столярная мастерская, швейный цех, участках строительной бригады и сантехников, с/х участок), комнаты длительного свидания;
установить противопожарную дверь в складском помещении хозяйственно-эксплуатационной части;
оборудовать место установки контрольно-приемного прибора в помещении штрафного изолятора аварийным освещением;
провести работу по отделке путей эвакуации КПП (лестничный марш), коридоре отряда N 1, 7 (пол), 9 (пол), здание школы и училища (пол), стены и потолок фойе столовой материалами с показателями пожарной опасности согласно п. 6.25 СНиП 21-01-97*;
исправить работу автоматической установки пожарной сигнализации в помещениях пожарного депо, автомобильных боксов.
Обязать ФСИН России и УФСИН России по РБ обеспечить ФКУ ИК-<N> УФСИН России по РБ достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
установила:
Башкирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-<N> УФСИН России по РБ, УФСИН России по РБ, ФСИН России о признании бездействия незаконным, устранении нарушений и финансировании, указывая, что Башкирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с <дата> по <дата> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ИК-<N>, в ходе проведенной спецпрокуратурой проверкой выявлен ряд грубых нарушений требований законодательства, ранее спецпрокуратурой неоднократно проводились проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой в ИК-<N> выявлялись аналогичные нарушения, в том числе в <дата> вносилось представление об устранении нарушений закона, в текущем году в отношении юридического лица ИК-<N> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, внесено представление об устранении нарушений законов, вышеизложенное свидетельствует о том, что ИК-<N> не выполняется предусмотренная законом обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, состояние защищенности личности от пожара, гарантированное законодательством, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены, руководство ИК-<N> мотивирует не устранение нарушений недостаточным финансированием, чем обусловлено привлечение УФСИН России по РБ в качестве ответчика, невыполнение ИК-<N> требований федерального законодательства по соблюдению норм пожарной безопасности ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара, ИК-<N> является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников, осужденных, посетителей), в связи с чем исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, т.к. определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в качестве истцов не представляется возможным, основанием для обращения прокурора с настоящим заявлением в суд послужило осуществление надзорных функций за исполнением федерального законодательства в соответствии со
ст. ст. 1,
21,
32 ФЗ "О прокуратуре РФ".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционных жалобах Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном
статьями 167,
327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан И., С., представителей ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан Б., поддержавших доводы жалоб, прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим
ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения правил пожарной безопасности в ИК-2 не оспаривается, доводы о недостаточности бюджетных средств для устранения нарушений не является основанием для освобождения от исполнения возложенных обязанностей.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Факт нарушения правил пожарной безопасности в исправительной колонии <N> на момент рассмотрения дела судом был установлен, в доводах апелляционной жалобы не оспаривается, следовательно, авторами жалоб признано наличие таких фактических данных, которые свидетельствуют о наличии указанных в решении суда нарушений.
Доводы жалоб о том, что бездействие со стороны ФКУ ИК-<N> УФСИН по Республике Башкортостан отсутствует, они устраняют выявленные нарушения по мере поступления денежных средств из федерального бюджета, не могут служить основанием для отмены решения. Выявленные в ходе проверки прокуратурой нарушения правил противопожарной безопасности в полном объеме не были устранены, при наличии такой возможности, что свидетельствует о бездействии ответчика.
Как следует из материалов дела и было подтверждено в судебном заседании представителями ФКУ ИК-<N> УФСИН по Республике Башкортостан, помимо финансирования из федерального бюджета, учреждение получает денежные средства от иной, приносящей доход, деятельности - швейное производство, деревообработка, за счет которых возможно было устранить нарушения правил противопожарной безопасности, о чем было указано и в письме начальника Управления режима и надзора ФСИН России Ф. <N> от <дата>, адресованного начальнику УФСИН России по Республике Башкортостан (л.д. 118).
Устранение ответчиком части выявленных нарушений после вынесения решения суда, что следует из представленной справки, не является основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку суд обязал устранить те нарушения, которые имели место на момент рассмотрения дела.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части обязания ФСИН России и УФСИН России по Республике Башкортостан обеспечить ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в силу следующего.
Согласно
ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из уточненного искового заявления Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, требование об обязании ФСИН России и УФСИН России по Республике Башкортостан обеспечить ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан достаточным финансированием для выполнения мероприятий по устранению нарушений, не было заявлено (л.д. 100-104).
Помимо этого, учитывая, что ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан является казенным учреждением, финансируемым за счет федерального бюджета, решение суда обязать ФСИН России и УФСИН России по Республике Башкортостан обеспечить ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, повлечет за собой перераспределение бюджетных расходов, что недопустимо.
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от <дата> в части обязания ФСИН России и УФСИН России по Республике Башкортостан обеспечить ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, отменить.
В остальном решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-<N> УФСИН России по Республике Башкортостан, - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН
Судьи
А.Н.СУБХАНГУЛОВ
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА