Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.10.2015 по делу N 33А-14044/2015
Требование: О признании незаконной и запрещении деятельности ООО по использованию лесных участков в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без договора аренды и без проекта освоения лесов.
Обстоятельства: В ходе проведенной проверки соблюдения лесного законодательства и законодательства об охоте были выявлены нарушения в деятельности ООО.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.10.2015 по делу N 33А-14044/2015
Требование: О признании незаконной и запрещении деятельности ООО по использованию лесных участков в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без договора аренды и без проекта освоения лесов.
Обстоятельства: В ходе проведенной проверки соблюдения лесного законодательства и законодательства об охоте были выявлены нарушения в деятельности ООО.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. по делу N 33-14044/2015
Судья: Билалов Э.З.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сайдашевой Э.Р., Мочаловой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Охрана природы "Ак Барс" на решение Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2015 года, которым удовлетворено заявление прокурора Муслюмовского района Республики Татарстан о признании незаконной и запрещении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Охрана природы в Республике Татарстан" по использованию лесных участков в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без договора аренды и без проекта освоения лесов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Охрана природы "Ак Барс" Г., представителя ООО "Охрана природы "Ак Барс" Т. в ее поддержку, прокурора Хисамутдинову Д.Ф., возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
прокурор Муслюмовского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Охрана природы "Ак Барс" (далее - ООО "Охрана природы "Ак Барс") о признании незаконной деятельности по использованию лесных участков без договора аренды и проекта освоения лесов и о запрете использования этих лесных участков.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой Муслюмовского района Республики Татарстан в ходе проведенной проверки соблюдения лесного законодательства и законодательства об охоте были выявлены нарушения в деятельности ООО "Охрана природы "Ак Барс". Указанная организация осуществляет пользование объектами животного мира на основании договора от 20 октября 2009 года N 20-ОХ на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям территорий, акваторий, необходимых для пользования животным миром, и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира N 0000016. Границы территорий, предоставленных организации в пользование, определены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 октября 2009 года N 1306-р. Закрепленные за деятельности ООО "Охрана природы "Ак Барс" охотничьи угодья расположены на землях лесного фонда, а именно в кварталах Усинского участкового лесничества N 2,3, с 65 по 103; Калиниского участкового лесничества с 55-96; Муслюмовского участкового лесничества с 45-94, 97-100 Мензелинского лесничества Республики Татарстан. При этом отсутствует договор аренды и проект освоения лесов.
Прокурор просил признать незаконной деятельность ООО "Охрана природы "Ак Барс" по использованию лесных участков, расположенных на землях лесного фонда а именно в кварталах Усинского участкового лесничества N 2,3, с 65 по 103; Калиниского участкового лесничества с 55-96; Муслюмовского участкового лесничества с 45-94, 97-100 Мензелинского лесничества Республики Татарстан без договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и без проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы; запретить ООО "Охрана природы "Ак Барс" использовать лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, а именно в кварталах Усинского участкового лесничества N 2,3, с 65 по 103; Калиниского участкового лесничества с 55-96; Муслюмовского участкового лесничества с 45-94, 97-100 Мензелинского лесничества Республики Татарстан, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без договора аренды лесных участков и без проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы до заключения договора аренды лесного участка, разработки проекта освоения лесов и получения положительного заключения государственной экспертизы.
В судебном заседании представитель прокуратуры Муслюмовского района Республики Татарстан заявленные требования поддержал.
Представитель ООО "Охрана природы "Ак Барс" с заявленными требованиями не согласился.
Представитель государственного казенного учреждения "Мензелинское лесничество" считал заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Суд заявленные требования удовлетворил.
С решением суда ООО "Охрана природы "Ак Барс" не согласилось, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, при этом указывает, что данная организация осуществляет пользование объектами животного мира на основании распоряжения Кабинета Министров от 19 октября 2009 года N 1360-р, долгосрочной лицензии, а также договора N 20-ОХ от 20 октября 2009 года, являющимися достаточным основанием для использования земель. Заключение договора аренды лесных участков не предусматривалось.
По мнению апеллянта, сам факт возведения на территории охотхозяйства кормушек, является планом биотехнических мероприятий, как указано в условиях долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.
В суде апелляционной инстанции генеральный директор ООО "Охрана природы "Ак Барс" Г. и представитель ООО "Охрана природы "Ак Барс" Т. доводы жалобы поддержали.
Прокурор доводам апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений
части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичная норма содержится в
статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
статье 36 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со
статьей 11 настоящего Кодекса. 5. Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Статьями 88,
89 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
Частью 4 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Татарстан от 22 мая 2008 года N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан" леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотохозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Статьей 14 Закона, помимо иных обязанностей лиц, осуществляющих использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, закреплено ведение охотничье хозяйства в строгом соответствии с проектом освоения лесов.
Из материалов дела следует, что ООО "Охрана природы "Ак Барс" осуществляет пользование объектами животного мира на основании договора от 20 октября 2009 года N 20-ОХ на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям территорий, акваторий, необходимых для пользования животным миром, и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира N 0000016. Границы территорий, предоставленных организации в пользование, определены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 октября 2009 года N 1306-р. Закрепленные за деятельности ООО "Охрана природы "Ак Барс" охотничьи угодья расположены на землях лесного фонда, а именно в кварталах Усинского участкового лесничества N 2, 3, с 65 по 103; Калиниского участкового лесничества с 55-96; Муслюмовского участкового лесничества с 45-94, 97-100 Мензелинского лесничества Республики Татарстан.
В ответе на запрос прокуратуры Муслюмовского района Республики Татарстан N 15-8672 от 9 декабря 2014 года Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан указано, что договор аренды с ООО "Охрана природы "Ак Барс" не заключался.
В ходе проведенной прокуратурой Муслюмовского района Республики Татарстан проверки исполнения лесного законодательства и законодательства об охоте были выявлены нарушения. В частности, установлены обстоятельства пользования ООО "Охрана природы "Ак Барс" объектами животного мира только на основании договора N 20-ОХ от 20 октября 2009 года о предоставлении для пользования животным миром и при отсутствии требуемых разрешительных документов и без проекта освоения лесов.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции руководствовался тем, что ООО "Охрана природы "Ак Барс" осуществляет свою деятельность по пользованию выделенными лесными участками без договора аренды и проекта освоения лесов, что является нарушением действующего законодательства. В этой связи суд пришел к выводу о том, что непринятием мер по разработке проекта освоения лесов было нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное
статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами соглашается, поскольку они основаны на нормах применимого законодательства и подтверждаются материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Охрана природы Ак Барс" пользуется участком на основании соответствующего распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан, договора пользования объектами животного мира, лицензии, не опровергает вышеприведенных выводов суда первой инстанции, не оспаривается сторонами, поэтому не может быть основанием к отмене решения.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права и в связи с этим отмену обжалуемого судебного постановления также повлечь не могут.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 177,
309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общественной организации "Охрана природы Ак Барс" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.