Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 07.08.2017 по делу N 33-12643/2017
Требование: О признании бездействия незаконным, оспаривании решения органа юстиции, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 07.08.2017 по делу N 33-12643/2017
Требование: О признании бездействия незаконным, оспаривании решения органа юстиции, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2017 г. по делу N 33-12643/2017
Судья Малкова Я.В.
Учет N 118 г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Моисеевой Н.Н. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России Х.Г. на решение Вахитовского районного суда
г. Казани от 29 мая 2017 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФСИН РФ, выразившееся в несвоевременном принятии решения о постановке П.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать отказ комиссии ФСИН РФ по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 1.11.2016 г. в постановке П.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
Признать за П.Е. право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты и обязать Федеральную службу исполнения наказаний РФ поставить П.Е. с составом ее семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5.05.2014 г.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ФСИН России Х.Д., поддержавшего доводы жалобы, заслушав объяснения П.Е., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
П.Е. обратилась к ФСИН России, УФСИН России по Республике Татарстан с иском о признании бездействия незаконным, оспаривании решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата), признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты. В обоснование требований указано, что истица является сотрудником УФСИН России по Республике Татарстан, ее выслуга превышает 10 лет.
05 мая 2014 года истица обратилась с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Татарстан и подведомственных учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Республике Татарстан, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в УФСИН России по Республике Татарстан, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - территориальная подкомиссия).
Решением территориальной подкомиссии от 23 мая 2014 года документы истицы были направлены для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России).
В нарушение установленных сроков решением Комиссии ФСИН России от 01 ноября 2016 года истице было отказано в удовлетворении заявления в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Истица полагала названное решение Комиссии ФСИН России незаконным, указывая, что она с супругом и дочерью проживает в жилом помещении по адресу <адрес>; общая площадь квартиры составляет 44 кв. м. Истица является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру; в квартире также проживают мать истицы и ее брат, которым принадлежат по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру. Супруг истицы П.С. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 49,8 кв. м, расположенную по адресу <адрес>. Сособственником 3/4 долей в указанной квартире является его мать П.Н.А., при этом они проживают раздельно, общее хозяйство не ведут, в связи с чем П.Н.А. не может быть признана членом семьи истицы. После уточнения требований истица просила признать незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в несвоевременном принятии решения о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты; признать незаконным действие ФСИН России, выразившееся в принятии решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты; признать за истицей право на получение единовременной социальной выплаты; возложить на ФСИН России обязанность принять ее на соответствующий учет с момента обращения, т.е. с 05 мая 2014 года.
Истица П.Е. в суде первой инстанции иск поддержала.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан Х.Г. в суде первой инстанции иск не признала.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В жалобе повторяются доводы представителя ответчика о том, что обеспеченность истицы и членов ее семьи общей площадью жилого помещения превышает 15 кв. м.
Представитель ответчика УФСИН России по Республике Татарстан в суд не явился, извещен надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим частичной отмене.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под сотрудниками применительно к положениям названного закона понимаются в том числе лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу положений ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 4 того же Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По делу установлено, что истица П.Е. является сотрудником УФСИН России по Республике Татарстан; на 01 мая 2014 года общая продолжительность ее службы в календарном исчислении превышала 10 лет.
05 мая 2014 года истица обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением территориальной подкомиссии от 23 мая 2014 года документы, представленные П.Е., были направлены в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке ее на учет для получения единовременной выплаты.
Решением Комиссии ФСИН России от 01 ноября 2016 года П.Е. было отказано в удовлетворении заявления в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более 15 кв. м.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность истицы общей площадью жилых помещений составляет менее 15 кв. м на одного члена семьи.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу положений ч. 6 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно положениям п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из буквального толкования содержания положений пункта 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях определения права на постановку на учет для предоставления единовременной социальный выплаты должна учитываться общая площадь жилых помещений, занимаемых сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности.
Из материалов дела следует, что истица П.Е. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Сособственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на ту же квартиру являются мать истицы О.И. и брат О.П. Общая площадь квартиры составляет 44 кв. м.
Из выписки домовой книги от 19 апреля 2014 года следует, что по указанному адресу на момент подачи рапорта были зарегистрированы истица, ее мать, брат, дочь, а также ее супруг, имевший временную регистрацию до 16 октября 2014 года.
Супругу истицы П.С. на момент обращения истицы с рапортом принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Собственником 3/4 долей в праве общей долевой собственности на то же жилое помещение являлась П.Н.А. - мать супруга истицы. Общая площадь указанной квартиры составляет 49,80 кв. м.
Согласно выписке из домовой книги от 16 апреля 2014 года в указанной квартире постоянно зарегистрированы П.С. и П.Н.И.
Таким образом, суммарная площадь всех жилых помещений, находящихся в пользовании истицы и членов ее семьи, составляет (44 кв. м + 49,8 кв. м) = 93,8 кв. м. В указанных квартирах зарегистрированы и проживают 6 человек; следовательно, обеспеченность истицы и членов ее семьи общей площадью жилых помещений составляет (93,8 кв. м / 6) = 15,6 кв. м, что превышает установленную законом учетную норму.
При таких обстоятельствах Комиссией ФСИН России принято по существу верное решение об отказе в постановке истицы на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия также отмечает, что истица просила признать незаконным бездействие ФСИН России, которое выразилось в несвоевременном принятии решения о постановке ее на учет на получение единовременной социальной выплаты.
В силу положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку решение Комиссии ФСИН России об отказе в принятии истицы на указанный учет является по существу верным, то названное требование также удовлетворению не подлежит. Судебная коллегия отмечает, что в рамках настоящего дела истица не оспаривала бездействие Комиссии ФСИН России, которое выразилось в несвоевременном рассмотрении ее заявления.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене в части удовлетворения заявленных к ФСИН России требований с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение суда является верным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 29 мая 2017 года по данному делу отменить в части удовлетворения иска, заявленного П.Е. к Федеральной службе исполнения наказаний России, в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.