Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 06.10.2015 по делу N 33-1730/2015
Требование: О признании права на получение единовременного пособия, признании незаконными заключения военно-врачебной комиссии, решения об отказе в выплате единовременного пособия, приказа.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия с приложением всех необходимых документов. Письмом ответчик сообщил, что его документы не прошли процедуру утверждения. Комиссия по вопросам выплат отказала ему в выплате единовременного пособия. Считает действия ответчиков незаконными, нарушающими его права.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 06.10.2015 по делу N 33-1730/2015
Требование: О признании права на получение единовременного пособия, признании незаконными заключения военно-врачебной комиссии, решения об отказе в выплате единовременного пособия, приказа.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия с приложением всех необходимых документов. Письмом ответчик сообщил, что его документы не прошли процедуру утверждения. Комиссия по вопросам выплат отказала ему в выплате единовременного пособия. Считает действия ответчиков незаконными, нарушающими его права.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. по делу N 33-1730/2015
Судья: Смирнов Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Лелекова Н.Г., Клюкиной О.В.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования П.Н.А. удовлетворить.
Признать за П.Н.А. право на получение единовременного пособия как сотруднику уголовно-исполнительной системы, получившему в связи с исполнением служебных обязанностей повреждение здоровья, исключающее возможность дальнейшего прохождения службы.
Признать незаконным заключение Военно-Врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 12 Федеральной службы исполнения наказаний" < N > от <дата>, утвержденное <дата> Центральной военно-врачебной комиссией Федерального казенного учреждения здравоохранения "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний".
Признать незаконным решение комиссии по вопросам выплат Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл, оформленное протоколом < N > от <дата>.
Признать незаконным пункт < N > приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл < N > от <дата>, которым внесены изменения в приказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл от <дата> < N > об увольнении подполковника П.Н.А..
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл выплатить П.Н.А. единовременное пособие в связи с получением повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
установила:
П.Н.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республики Марий Эл), Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 12 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России), Центральной военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России) о признании за ним права на получение единовременного пособия, как сотруднику уголовно-исполнительной системы, получившему в связи с исполнением служебных обязанностей повреждение здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы; признании незаконным заключения ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России < N > от <дата>, утвержденного <дата> ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР России, которым П.Н.А. признан годным к военной службе; признании незаконным решения комиссии по вопросам выплат УФСИН России по Республике Марий Эл, оформленного протоколом < N > от <дата>; признании незаконным пункта < N > Приказа < N > от <дата>, которым внесены изменения в приказ УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> < N > об увольнении П.Н.А.; обязании УФСИН по Республике Марий Эл выплатить единовременное пособие, в связи с получением повреждения здоровья при выполнении служебных обязанностей. В обоснование заявленных требований указано, что истец является подполковником внутренней службы. <дата> был уволен из уголовно-исполнительной системы по статье 58 пункта "з" Положения о службе в ОВД РФ, в связи с повреждением здоровья, полученным при выполнении служебных обязанностей, в связи с чем, ему должно быть выплачено единовременное пособие. <дата> истец обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением о выплате единовременного пособия с приложением всех необходимых документов. Письмом от <дата> УФСИН России по Республике Марий Эл сообщило, что документы медицинского освидетельствования истца ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России не прошли процедуру утверждения ЦВВК ФКУЗ "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации ФСИН". На основании заключения ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России < N > от <дата> комиссия по вопросам выплат УФСИН России по Республике Марий Эл отказала истцу в выплате единовременного пособия, а также были внесены изменения в приказ от <дата> < N > об увольнении подполковника П.Н.А., согласно которым он уволен по достижении предельного возраста нахождения на службе. Истец считает действия ответчиков незаконными, нарушающими его права, поэтому он был вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Марий Эл просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылается на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на жалобу П.Н.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения.
Выслушав объяснения представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России С., просившей решение отменить, П.Н.А., просившего решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей решение отменить, жалобу - удовлетворить, проверив доводы жалобы и возражений, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что <дата> П.Н.А. на основании приказа УФСИН России по Республике Марий Эл < N > был уволен из уголовно-исполнительной системы по статье 58 пункта "з" (по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе) Положения о службе в ОВД РФ.
<дата> П.Н.А. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением и документами согласно приложению о выплате единовременного пособия в связи с военной травмой.
<дата> проведено заседание комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл по вопросам выплат, по результатам которого комиссия постановила перенести рассмотрение вопроса о выплате П.Н.А. единовременного пособия в связи с военной травмой до представления в постоянно действующую комиссию УФСИН России по Республике Марий Эл по вопросам выплат справки для оформления документов на выплату единовременного пособия по заявлению П.Н.А., соответствующей действующим нормативно-правовым актам.
<дата> ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России письмом < N > направило в УФСИН России по Республике Марий Эл дубликат справки < N > от <дата> для оформления документов на выплату единовременного пособия П.Н.А. в связи с полученной травмой.
<дата> ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России письмом < N > сообщило УФСИН России по Республике Марий Эл, что документы медицинского освидетельствования ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России П.Н.А. направлены для утверждения в ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России.
<дата> было проведено заседание комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл по вопросам выплат, по результатам которого комиссия постановила рассмотреть вопрос о выплате П.Н.А. единовременного пособия в связи с военной травмой по факту поступления в постоянно действующую комиссию УФСИН России по Республике Марий Эл по вопросам выплат документов медицинского освидетельствования П.Н.А., утвержденных ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России.
Согласно решения комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл по вопросам выплат от <дата>, комиссия постановила отказать П.Н.А. в выплате единовременного пособия. Основанием отказа послужило заключение ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России < N > от <дата>, утвержденное ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России, согласно которому П.Н.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
На основании заключения ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России < N > от <дата> были внесены изменения в приказ от <дата> < N > об увольнении подполковника П.Н.А., согласно которым истец уволен по достижении предельного возраста нахождения на службе.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 млн. рублей.
Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 12 Закона от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3).
Согласно пункту 1 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных Приказом от 05 августа 2013 года N 439 (далее - Правила), в территориальных органах ФСИН России создаются постоянно действующие комиссии по вопросам выплат.
В силу пункта 5 Правил граждане (члены семьи) для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия подают письменное заявление на имя руководителя органа (учреждения), в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность).
Пунктом 17 Правил установлено, что для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае увечья или иного повреждения здоровья сотрудника в комиссию представляются: заявление о выплате единовременного пособия; копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья; копия приказа (выписка из приказа) об увольнении сотрудника со службы по болезни или по ограниченному состоянию здоровья; заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма"; справка ВВК для оформления документов на выплату единовременного пособия.
При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья (военная травма), исключающей возможность дальнейшего прохождения службы, выплата единовременного пособия производится после прекращения им службы в УИС (пункт 18 Правил).
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 26 августа 2003 года N 206 (далее - Инструкция о ВВЭ от 26 августа 2003 года N 206).
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 Инструкции о ВВЭ от 26 августа 2013 года N 206 одними из основных задач военно-врачебной экспертизы являются: определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, граждан, проходивших службу в органах УИС, а также причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти указанных лиц; определение годности граждан к службе в органах УИС, военной службе на момент их увольнения из органов УИС.
Согласно заключению ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России от <дата> < N > П.Н.А. установлен диагноз: "<...>", в соответствии с которым он признан "ограничено годным к военной службе".
Данное заключение было направлено в ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России для согласования и утверждения.
По результатам заседания ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России, оформленного протоколом < N > от <дата>, постановлено: заключение ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России, оформленное свидетельством о болезни от <дата> < N >, не утверждать, свидетельство о болезни от <дата> < N > отменить и вынести новое заключение о категории годности к военной службе на момент увольнения за новой датой и номером.
Согласно новому заключению ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России от <дата> П.Н.А. установлен диагноз: "<...>.
<...>", в соответствии с которым он был признан "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями".
По результатам заседания ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России оформленного протоколом < N > от <дата>, было постановлено: заключение ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России по определению категории годности к военной службе на момент увольнения от <дата> утвердить.
В результате данного заключения ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России от <дата>, утвержденного ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России, УФСИН России по Республике Марий Эл были последовательно приняты решения:
- решение комиссии по вопросам выплат УФСИН России по Республике Марий Эл, оформленное протоколом < N > от <дата>, которым П.Н.А. отказано в выплате единовременного пособия, предусмотренного частью 4 статьи 12 Закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
- приказом УФСИН России по Республике Марий Эл < N > от <дата> внесены изменения в приказ УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> < N > об увольнении П.Н.А., согласно которому изменено основание увольнения: слова "по статье 58 пункт "з" (по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе)" заменены словами "по статье 58 пункт "б" (по достижении предельного возраста, установленного статьей 59)".
Из заключения судебной экспертизы следует, что у П.Н.А. имеются заболевания и сопутствующие нарушения функций, дающие основания для его признания ограниченно годным к военной службе. Категория годности "В" - ограниченно годен к военной службе.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что для выплаты истцу единовременного пособия имеется совокупность условий: получение травмы (иного заболевания) в связи с исполнением обязанностей службы и при условии, если именно это увечье (заболевание) исключает возможность дальнейшего прохождения службы, и пришел к выводу об удовлетворении требований П.Н.А.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, считает необходимым отметить следующее.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с заключением ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России от <дата>, утвержденным решением ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России < N > от <дата>, П.Н.А. признан "годным к военной службе с незначительными ограничениями" (категория годности "Б"), в соответствии с судебной экспертизой имеющаяся у П.Н.В. травма признана военной травмой с категорией годности "В" - ограниченно годен к военной службе.
Однако, данное повреждение здоровья не исключало для истца возможность дальнейшего прохождения службы.
Доказательств обратного суду не представлено. Справка < N > от <дата>, выданная П.Н.А. ВВК ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России для оформления документов на выплату единовременного пособия, не может служить бесспорным доказательством того, что имеющееся у истца повреждение здоровья исключало для него возможность дальнейшего прохождения службы.
Таким образом, обязательные условия для возникновения у П.Н.А. права на получение единовременного пособия на основании части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствовали, следовательно, право на получение единовременного пособия у П.Н.А. не возникло, что не было учтено судом первой инстанции.
В связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований П.Н.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 12 Федеральной службы исполнения наказаний", Центральной военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний" о признании права на получение единовременного пособия, признании незаконными заключения военно-врачебной комиссии, решения об отказе в выплате единовременного пособия, приказа о внесении изменений в приказ об увольнении, возложении обязанности выплатить единовременное пособие в связи с получением повреждения здоровья при выполнении служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.Н.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 12 Федеральной службы исполнения наказаний", Центральной военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний" о признании права на получение единовременного пособия, признании незаконными заключения военно-врачебной комиссии, решения об отказе в выплате единовременного пособия, приказа о внесении изменений в приказ об увольнении, возложении обязанности выплатить единовременное пособие в связи с получением повреждения здоровья при выполнении служебных обязанностей, отказать.
Председательствующий
О.В.ЮРОВА
Судьи
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ
О.В.КЛЮКИНА