Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.01.2015 по делу N 33-1369/2015
Требование: О признании отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом совместно проживающих членов семьи, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истице отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.01.2015 по делу N 33-1369/2015
Требование: О признании отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом совместно проживающих членов семьи, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истице отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. по делу N 33-1369/2015
Судья Зыбунова Е.В.
учет N 22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Садыковой Э.И., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
представителя Федеральной службы исполнения наказаний России - ФИО8 на решение Вахитовского районного суда г. Казани от
10 ноября 2014 года, которым иск ФИО1 удовлетворен частично, постановлено:
Признать незаконным отказ Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от <дата> в принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить ФИО1 в составе семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан от гражданско-правовой ответственности освободить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний - ФИО13, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО1 - адвоката ФИО14, возражавшей доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - УФСИН по Республике Татарстан) о признании решения комиссии незаконным. В обоснование требований указано, что истица является сотрудником ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан, имеет общую продолжительность службы более 12 лет. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", <дата> истица подала заявление с приложенными документами в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно протоколу.... от <дата> Территориальной подкомиссией УФСИН России по Республике Татарстан принято решение о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты истице с семьей в составе четырех человек: супруга - ФИО9, сына - ФИО10, <дата> года рождения, дочери - ФИО11, <дата> года рождения. Согласно протоколу.... от <дата> заседания Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истице отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. По мнению комиссии ФСИН России в действиях истицы прослеживается намеренное ухудшение жилищных условий в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Истица просила признать отказ Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от <дата> в принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным; признать ее имеющей право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом совместно проживающих членов семьи: супруга - ФИО9, сына - ФИО10, дочери - ФИО11; обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>.
Судом первой инстанции в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России).
В суде первой инстанции представитель истицы заявленные требования поддержал.
Представитель ответчиков - ФИО12 иск не признала.
Судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. При этом указано, что суд необоснованно указал, что истица не является членом семьи своих родителей. До <дата> она проживала совместно с ними. Площадь дома, в котором истице принадлежит на праве собственности 1/6 доли в праве собственности, составляет 126,5 кв. м, зарегистрированных в доме пять человек, то есть на каждого члена семьи приходится 25,3 кв. м, что больше учетной нормы для постановки на учет. ФИО1 снялась с регистрационного учета из указанного дома вместе со своими несовершеннолетними детьми <дата>, тем самым совершила действия намеренно ухудшившие ее жилищные условия. Истица имеет право быть принятой на учет после <дата>.
В суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России - ФИО13 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ФИО1 - адвокат ФИО14 возражала доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Во исполнение вышеуказанной статьи Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5 данных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении на основании представленного им в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявления.
Согласно статье 4 вышеуказанного Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 8 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Положениями пункта 12 вышеуказанных Правил предусмотрено, что сотрудник, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в том числе связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей), обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим его выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, а также связанные с выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.
Исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудниками совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является сотрудником ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан, имеет общую продолжительность службы более 12 лет.
<дата> истица обратилась в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно протоколу.... от <дата> Территориальной подкомиссией УФСИН России по Республике Татарстан принято решение о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты истице с семьей в составе четырех человек: супруга - ФИО9, сына - ФИО10, <дата> года рождения, дочери - ФИО11, <дата> года рождения (л.д. 8).
Согласно протоколу.... от <дата> заседания Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истице отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, поскольку в действиях ФИО1 прослеживается намеренное ухудшение жилищных условий в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 11-12).
При этом Комиссия ФСИН России указала, что с <дата> ФИО1 и члены ее семьи зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире общей площадью 71,9 кв. м по адресу: <адрес>. Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности доли в праве 1/6 супругу истицы, родителям супруга, двум его сестрам и племяннику. До <дата> ФИО1 с детьми были постоянно зарегистрированы и проживали в качестве членов семьи собственников в частном доме общей площадью 126,5 кв. м по адресу: <адрес>, <адрес>. Кроме них на данной площади постоянно проживали отец и мать сотрудника. Жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности сотруднику (доля в праве 1/6) и матери сотрудника (доля в праве 10/12). Обеспеченность составляла 25,3 кв. м общей площади.
Принимая решение об удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация истицы по месту жительства супруга в <адрес> не является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку супругу ФИО9 принадлежит 1/6 доля вышеуказанной квартиры, что составляет 11,98 кв. м. До вступления в брак на членов семьи истицы, самой истицы и ее двоих несовершеннолетних детей приходилось по 7,027 кв. м общей площади, исходя из принадлежащей ей 1/6 доли общей площади жилого дома <адрес> (21,08 / 3 = 7,027 кв. м). При этом, учитывая, что истица не является членом семьи своих родителей, общая площадь жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи истицы, составляет 8,265 кв. м ((21,08 + 11,98) / 4 = 8,265 кв. м). Тем самым регистрация истицы в приватизированной квартире супруга не привела к ухудшению жилищных условий.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, считает их правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Отказывая ФИО1 в постановке на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты со ссылкой на пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, ФСИН России вменил истице совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в том, что до <дата> она вместе с детьми проживала и имела регистрацию по адресу: <адрес>, <адрес>, где собственником указанного жилого помещения является сама истица (доля в праве 1/6) и ее мать (доля в праве 10/12).
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что истица с 2006 года жила в гражданском браке с ФИО9, с 2010 года по настоящее время проживает у ФИО9 с сыном от первого брака ФИО10 и дочерью ФИО11, <дата> года рождения, у его родителей в <адрес>Г по <адрес>. После заключения брака <дата> истица вместе с несовершеннолетними детьми - сыном ФИО10 и дочерью ФИО11 снялась с регистрационного учета по прежнему месту регистрации: <адрес>, <адрес> зарегистрировалась по своему фактическому месту жительства, в трехкомнатной приватизированной квартире общей площадью 71,9 кв. м, по адресу: <адрес>.
Тем самым регистрация ФИО1 в квартире по месту фактического проживания, где ее супругу на праве собственности принадлежит 1/6 доли в праве собственности, не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий, потому оснований для отказа ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы. Ссылки в апелляционной жалобе на то, что истица являлась членом семьи своих родителей, когда до <дата> проживала и была зарегистрирована в <адрес>, где ей на праве собственности принадлежит 1/6 доли в праве собственности, в силу вышеизложенных обстоятельств не влияют на обоснованность выводов суда о неправомерном отказе истице в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.