Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 21.10.2014 по делу N 33-1838
Требование: Об оспаривании решения по возвращению заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Документы были возвращены без рассмотрения, поскольку должны представляться лично секретарю территориальной комиссии.
Решение: Требование удовлетворено, так как законом не предусмотрена возможность отказа в принятии документов в случае направления его с прилагаемыми документами посредством почтовой связи, документы возвращаются только в случае выявления в них недостатков, в частности, в случае представления незаверенных копий без оригиналов.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 21.10.2014 по делу N 33-1838
Требование: Об оспаривании решения по возвращению заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Документы были возвращены без рассмотрения, поскольку должны представляться лично секретарю территориальной комиссии.
Решение: Требование удовлетворено, так как законом не предусмотрена возможность отказа в принятии документов в случае направления его с прилагаемыми документами посредством почтовой связи, документы возвращаются только в случае выявления в них недостатков, в частности, в случае представления незаверенных копий без оригиналов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N 33-1838
Судья: Володина О.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Петровой О.А.,
при секретаре Я.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2014 г., по которому постановлено:
признать незаконным решение УФСИН России по Республике Марий Эл от 27 мая 2014 г. по возвращению С.Р. заявления и приложенных документов о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без рассмотрения;
обязать УФСИН России по Республике Марий Эл принять и рассмотреть по существу заявление С.Р. от 23 апреля 2014 г. с приложенными документами о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и выдать соответствующую справку о получении указанных документов с даты первичного обращения.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
установила:
С.Р. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. 23 апреля 2014 г. С.Р. подал в УФСИН России по Республике Марий Эл заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложил к заявлению необходимые документы. Поскольку ответчик не принимал документы лично у заявителя ввиду отсутствия секретаря комиссии, заявление и документы были направлены С.Р. по почте. Письмом от 27 мая 2014 г. заявление и документы были возвращены без рассмотрения по тому основанию, что документы должны представляться лично секретарю территориальной комиссии. По мнению заявителя, указанные действия являются незаконными.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Марий Эл в лице начальника С.М. просит решение отменить, как вынесенное судом с неправильным применением норм материального права. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Как указывается в жалобе, в соответствии с утвержденным Порядком формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения документы на получение единовременной выплаты должны представляться сотрудником секретарю подкомиссии лично, но не иным способом. В жалобе также отмечается, что решение суда не исполнимо.
Согласно ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Марий Эл Ш., поддержавшей жалобу, объяснения С.Р., его представителя Д., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление С.Р. подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны подробные ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и это подтверждается материалами дела, что 23 апреля 2014 г. С.Р. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложил к рапорту документы в количестве 23 единиц. Рапорт и документы были направлены по почте, получены заинтересованным лицом 2 мая 2014 г. Письмом от 27 мая 2014 г. за подписью заместителя начальника УФСИН России по Республике Марий Эл заявление и документы возвращены С.Р. без рассмотрения по тому основанию, что документы должны предоставляться лично секретарю территориальной комиссии.
Всесторонне проверив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к правильному выводу о незаконном характере оспариваемых решения (действий) органа государственной власти.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы утверждается Федеральной службой исполнения наказаний.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно п. п. 6, 7 названных Правил копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с Порядком формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказания РФ от 29 августа 2013 г. N 496 (п. п. 10, 10.1, 10.2), территориальные подкомиссии и подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты. В целях выполнения возложенных на них функций регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений; проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Вышеуказанными нормативными документами не предусматривается возможность отказа в принятии рапорта, а равно возвращения рапорта сотруднику в случае направления его с прилагаемыми документами посредством почтовой связи. Документы возвращаются сотрудникам только в случае выявления в них недостатков, в частности, в случае представления незаверенных копий без оригиналов.
Положения п. 6 названного Порядка, согласно которому о дате приема рапорта и документов сотруднику выдается справка, п. 17 названного Порядка, согласно которому секретари комиссий ведут протоколы заседаний комиссий, их оформление, прием документов для получения единовременной выплаты, п. 15 названного Порядка, согласно которому члены комиссий участвуют в их работе лично, в любом их истолковании не могут рассматриваться, как нормы, обязывающие сотрудника лично представить секретарю территориальной подкомиссии рапорт и документы, необходимые для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Ссылка в жалобе на письмо ФСИН России от 20 марта 2014 г. N исх-04-11321, в котором разъяснено, что все заявления (рапорта) пишутся на директора ФСИН России, при этом рекомендуется, чтобы дата в заявлении (рапорте) совпадала с датой принятия документов секретарем подкомиссии, является несостоятельной, поскольку воспроизведенные положения имеют именно рекомендательный характер.
Доводы жалобы о неисполнимости решения суда в связи с тем, что отсутствует определенность, предоставит ли С.Р. именно тот пакет документов, который был возвращен ему, являются предположительными и в силу этого несостоятельными, поскольку в настоящее время отсутствуют основания полагать, что С.Р., будучи заинтересованным лицом, документы не предоставит.
Требование о возложении на УФСИН России по Республике Марий Эл обязанности принять и рассмотреть по существу заявление С.Р. от 23 апреля 2014 г. с приложенными документами о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было предъявлено С.Р. в заявлении в суд, в его окончательно сформулированном виде. Удовлетворение этого требования направлено на восстановление нарушенного права заявителя, что по смыслу ст. 258 ГПК РФ является задачей суда при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий, бездействия властных органов и должностных лиц.
Указание в резолютивной части решения на обязанность комиссии рассмотреть заявление С.Р. по существу имеет отношение к осуществлению комиссией УФСИН России по Республике Марий Эл своих полномочий, установленных действующим законодательством, применительно к тому, что первоначально заявление С.Р. возвращено без рассмотрения, а не к рассмотрению и разрешению вопроса о принятии его на учет.
Выводы суда, изложенные в решении, являются достаточно мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Их оценка подробно изложена в решении, является правильной. Оснований считать решение суда в указанной части ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение должно быть оставлено без изменения, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.ПОПОВ
Судьи
В.В.БРАТУХИН
О.А.ПЕТРОВА