Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.06.2016 по делу N 33-12236/2016
Требование: Об обязании устранить нарушение требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.06.2016 по делу N 33-12236/2016
Требование: Об обязании устранить нарушение требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N 33-12236/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Анфиловой Т.Л. Гибадуллиной Л.Г.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре С.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., выслушав объяснения заведующей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 284 комбинированного вида" Ленинского района городского округа г. Уфа С.В., представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан А., судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 284" Ленинского района городского округа г. Уфа (далее по тексту - Детский сад N 284) о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района с привлечением Управления гражданской защиты по Ленинскому району городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и государственного инспектора отдела надзорной деятельности г. Уфы проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства и противопожарной безопасности в Детском саду N 284, расположенном по адресу: адрес. В ходе проверки выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности. Несоблюдение требований пожарной безопасности может повлечь возникновение пожара в Детском саду N 284, что создает реальную угрозу жизни и здоровью детей, персонала учреждения.
Прокурор просил обязать Детский сад N 284 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно на лестничной площадке со второго этажа на пути эвакуации и на первом этаже в ясельной группе, в тамбуре эвакуационного выхода разместить радиаторы отопления, не выступающие из плоскости стен; на втором этаже в средней группе оборудовать запасной выход; ширину прохода в группе N 7 привести в соответствие нормативным требованиям; на первом этаже в группах N 2, 3, 4, в музыкальном классе и медблоке установить двери эвакуационного выхода, открывающиеся по ходу эвакуации; обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования прокурора Ленинского района г. Уфы удовлетворены частично. Суд обязал Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 284" Ленинского района городского округа г. Уфа устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: на лестничной клетке со второго этажа на пути эвакуации и на первом этаже в ясельной группе в тамбуре эвакуационного выхода разместить радиаторы отопления, не выступающие из плоскости стен; на втором этаже в средней группе оборудовать запасной выход; ширину прохода в группе N 7 привести в соответствие с нормативными требованиями; на первом этаже в группах N 2, 3, 4, в музыкальном классе и медблоке установить двери эвакуационного выхода, открывающиеся по ходу эвакуации в срок до дата.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе указывает на то, что акт прокурорского реагирования не поступал в учреждение, отдел надзорной деятельности с требованиями о принудительном исполнении предписания в судебные органы не обращались. В данном случае только Государственный инспектор отдела надзорной деятельности г. Уфы Республики Башкортостан является заинтересованным органом, специализирующимся в сфере пожарной безопасности. Однако к участию в деле ни Управление гражданской защиты Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан, ни представитель отдела надзорной деятельности г. Уфы Республики Башкортостан судом в качестве заинтересованных лиц привлечены не были. Кроме того, при подаче иска прокуратурой не представлено доказательств того, что родители (законные представители) воспитанников детского сада не в состоянии самостоятельно обратиться в суд в защиту законных интересов или интересов детей. Также отмечается, что введение в действие...* распространение действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровью людей. Сам факт изменения СНиП, которые обновляются каждые 5 лет, не является обстоятельством, влекущим за собой возникновение недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. Производство работ по расширению проемов повлечет закрытие детского сада, что негативно скажется на социальной стороне вопроса.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Статьями 37 и 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч. 7 ст. 28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Часть 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г. Уфы совместно с начальником Управления гражданской защиты по Ленинскому району городского округа г. Уфы и государственного инспектора Отдела надзорной деятельности г. Уфы проведена проверка требований действующего антитеррористического законодательства МБДОУ "Детский сад N 284" Ленинского района городского округа г. Уфы, в ходе которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно на лестничной площадке со второго этажа на пути эвакуации и на первом этаже в ясельной группе, в тамбуре эвакуационного выхода размещены радиаторы отопления, выступающие из плоскости стен (нарушение пункта ...... "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Минстроя РФ от дата N ...); на втором этаже в средней группе отсутствует запасный выход (нарушение п. ... ширина прохода в группе N 7 не соответствует нормативным требованиям (нарушение пункта ...); в нарушение пункта 34 Правил противопожарного режима, на 1 этаже в группах N 2, 3, 4, в музыкальном классе и медблоке двери эвакуационного выхода открываются не по ходу эвакуации; работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленное в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в части размещения на лестничной клетке со второго этажа на пути эвакуации и на первом этаже в ясельной группе в тамбуре эвакуационного выхода радиаторов отопления, не выступающие из плоскости стен, оборудование на втором этаже в средней группе запасного выхода, приведение ширины прохода в группе N 7 в соответствие с нормативными требованиями, установлении на первом этаже в группах N 2, 3, 4, в музыкальном классе и медблоке двери эвакуационного выхода, открывающиеся по ходу эвакуации являются необходимыми, поскольку свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в эксплуатируемом здании детского сада. Не устранение администрацией образовательного учреждения выявленного нарушения является опасным для жизни и здоровья работников детского сада и воспитанников.
При этом судебная коллегия исходит из того, что в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы представителя администрации судебной коллегией признаются несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права. В целях обеспечения пожарной безопасности неопределенного круга лиц, сохранности имущества ответчики обязаны независимо от того, что помещение детского сада соответствовало ранее действующему законодательству, при дальнейшей его эксплуатации соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные в правилах пожарной безопасности, технических регламентах, СНиПах, ГОСТах даже если они претерпевали изменения.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам апелляционной жалобы исковое заявление подано прокурором Ленинского района г. Уфы в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (обучающихся, воспитанников, работников дошкольного образовательного учреждения, а также лиц, которые могут находиться в названном общественном месте).
Кроме того, проверка антитеррористического законодательства проводилась совместно с начальником Управления гражданской защиты по Ленинскому району городского округа г. Уфы и государственным инспектором Отдела надзорной деятельности г. Уфы.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии законных оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Я.ТУРУМТАЕВА
Судьи
Т.Л.АНФИЛОВА
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА