Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.08.2017 по делу N 33-13044/2017
Требование: О признании решения незаконным, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в принятии на учет для получения единой социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.08.2017 по делу N 33-13044/2017
Требование: О признании решения незаконным, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в принятии на учет для получения единой социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. по делу N 33-13044/2017
Судья Галиуллин А.Р.
учет N 088г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания К.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 01 июня 2017 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, изложенное в протоколе.... от <дата> в части, касающейся отказа И.Д.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить И.Д.А. в составе семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>.
В удовлетворении требований И.Д.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан - К.А.С., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
И.Д.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан) о признании незаконным бездействия ФСИН России в части непринятия в установленный законом срок решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от <дата> об отказе в постановке И.Д.А. на учет для получения единой социальной выплаты; о признании права на постановку на указанный учет и возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет с <дата>.
В обоснование исковых требований И.Д.А. указал, что проходил службу в УФСИН России по Республике Татарстан, выслуга составляет 12 лет. <дата> он обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о принятии его на учет для получения единой социальной выплаты. Территориальная подкомиссия УФСИН по Республике Татарстан приняла документы, проверила их и направила в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет. Однако в нарушение действующих правил и установленных сроков комиссия ФСИН России приняла решение только через 2 года - <дата>, которым ему было отказано в принятии на учет для получения единой социальной выплаты по мотиву ухудшения жилищных условий в <дата>, а именно: в связи отчуждением <дата> принадлежащей истцу 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 43,3 кв. м. Поскольку с момента ухудшения жилищных условий в <дата> до настоящего времени прошло более пяти лет, по мнению истца, указанные действия не могли являться основанием для отказа.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчиков - ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан иск не признал.
Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда. Отмечено, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку на дату принятия оспариваемого решения не прошло пяти лет после совершения И.Д.А. действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции И.Д.А. не явился, направил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом, И.Д.А. проходил службу в УФСИН России по Республике Татарстан и имеет выслугу более 12 лет.
<дата> И.Д.А. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о постановке его на учет для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Татарстан от <дата>...., документы, представленные И.Д.А., рассмотрены, принято решение направить их в комиссию ФСИН России для принятия соответствующего решения.
Решением комиссии ФСИН России от <дата> И.Д.А. отказано в принятии на учет для получения единой социальной выплаты в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и п. 12 Правил в связи с ухудшением жилищных условий в <дата>.
Удовлетворяя заявленные И.Д.А. исковые требования частично и признавая оспариваемое решение незаконным, суд исходил из того, что с момента ухудшения жилищных условий в <дата> до момента разрешения настоящего спора прошло более пяти лет, в связи с чем действия истца по отчуждению доли в квартире не являются основанием для отказа в иске.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда и отмечает, что предметом судебного разбирательства суда являлась проверка законности решения комиссии ФСИН России от <дата>, а не разрешение вопроса о постановке И.Д.А. на учет для получения единой социальной выплаты с <дата>.
Из материалов дела следует, что И.Д.А. на момент обращения с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан был зарегистрирован с супругой И.Д.В. и сыном Р., <дата> рождения, на основании договора социального найма в квартире общей площадью 36,3 кв. м по адресу: <адрес>. Кроме них в указанном жилом помещении был также зарегистрирован Ш.
Постановлением администрации городского округа "Город Волжск" от <дата>.... указанный дом признан непригодным для проживания.
В настоящее время семья И-вых, а также Ш. и Ш.К. проживают постоянно и состоят на регистрационном учете с <дата> также на основании договора социального найма в квартире общей площадью 41,90 кв. м по адресу: <адрес>.
Супруга заявителя до <дата> проживала в квартире общей площадью 48,0 кв. м по адресу: <адрес>, в которой ей принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности, соответственно, на долю истицы в данном жилом помещении приходится 16 кв. м общей площади (48 : 3).
До <дата> И.Д.А. вместе с матерью И.З. проживал в квартире общей площадью 43,3 кв. м по адресу: <адрес>. Квартира принадлежала истцу на праве общей долевой собственности, размер его доли составлял 1/3 доли. С учетом зарегистрированных в данной квартире лиц на истца приходилось 21,65 кв. м общей площади жилого помещения (43,3 : 2).
На основании договора купли-продажи <дата> И.Д.А. произвел отчуждение своей доли в квартире. Переход права собственности зарегистрирован <дата>.
Таким образом, за 2 года до обращения в комиссию, И.Д.А. произвел отчуждение принадлежащей ему собственности.
Указанное обстоятельство не могло быть не учтено при принятии решения комиссией ФСИН России <дата>, поскольку с момента отчуждения принадлежащей истцу доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение до принятия обжалуемого решения пятилетний срок не истек, в связи с чем у ответчика имелись основания для отказа в постановке И.Д.А. на учет для получения единой социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в случае, если бы истец не произвел отчуждение части жилого помещения, он был бы обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м ((43,3 : 2) + (36,3 : 4) + (48 : 3) = 46,72 : 3 = 15,57).
Таким образом, при принятии решения суд не учел имеющие правовое значение для дела обстоятельства, и, как следствие, допустил ошибку в применении норм материального закона.
В связи с изложенным решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 01 июня 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска И.Д.А. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о признании решения от <дата> незаконным, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.