Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 08.10.2015 по делу N 33-14942/2015
Требование: О восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности произвести выплату.
Обстоятельства: Ответчиком принято решение об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 08.10.2015 по делу N 33-14942/2015
Требование: О восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности произвести выплату.
Обстоятельства: Ответчиком принято решение об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. по делу N 33-14942/2015
Судья Хусаенов А.Т.
учет N 52
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Мигуновой О.И. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мигуновой О.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К. на решение Вахитовского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:
в удовлетворении иска К. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя К., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Н., судебная коллегия
установила:
К. обратился к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД по РТ) с иском о восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности произвести выплату.
В обоснование требований указано, что <дата> он принят на учет в МВД по РТ на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент постановки на учет истец проживал вместе со своей семьей (женой Ф., сыном К., <...> года рождения, сыном М., <...> года рождения) в однокомнатной квартире общей площадью 10 кв. м, расположенной в общежитии по адресу: <адрес>В, <адрес>.
<дата> заключением межведомственной комиссии ..../з от <дата> названное помещение признано непригодным для проживания, <дата> право собственности Ф. на данную квартиру прекращено. С <дата> семья из четырех человек стала проживать в принадлежащем истцу индивидуальном жилом доме общей площадью 45,7 кв. м, жилой площадью 33.6 кв. м по адресу: <адрес>.
<дата> центральной жилищной комиссией МВД по РТ принято решение об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на часть 2 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации". Истец считает решение комиссии незаконным и необоснованным, поскольку его сын К. является членом его семьи и постоянно проживает вместе с ним. При расчете обеспеченности жилой площадью членов семьи учитывалась общая площадь жилого дома, а не жилая, которая составляет 33.6 кв. м, что при расчете на трех членов семьи составляет 11.2 кв. м на одного члена семьи, при расчете на четырех членов семьи - 8.4 кв. м.
После уточнения требований истец просил восстановить его на учете в МВД по РТ на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек и обязать ответчика в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек с учетом индексации на дату осуществления выплаты.
Истец К. в суд первой инстанции не явился, его представитель Г. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МВД по РТ Н. иск не признала.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Ссылаясь на разъяснения, данные в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", податель жалобы указывает, что расчет обеспеченности жилой площадью необходимо производить на семью истца из четырех человек. Также в жалобе отмечается, что при расчете обеспеченности жилой площадью членов семьи истца учитывалась общая площадь дома, а не жилая.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 указанного Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
В силу подпункта "б" пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого учитываются основания получения единовременной выплаты.
Из материалов дела следует, что К. <дата> поставлен на учет по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы в ОМВД России по <адрес> с семьей в составе 4-х человек.
Решением центральной жилищной комиссии МВД по РТ от <дата> старшина полиции К. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3-х человек (К., его супруга, сын М.). При этом истец проживал вместе со своей супругой Ф. и двумя сыновьями К., М. в однокомнатной квартире общей площадью 10 кв. м по адресу <адрес>В, <адрес>. Старший сын К. не был признан членом семьи К. в связи с достижением 18-ти лет.
<дата> заключением межведомственной комиссии ..../з от <дата> указанное помещение признано непригодным для проживания и <дата> прекращено право собственности Ф. на данную квартиру.
С <дата> семья истца из четырех человек стала проживать в индивидуальном жилом доме общей площадью 45,70 кв. м по адресу: <адрес> А. Данный дом принадлежит истцу К.
Решением центральной жилищной комиссии МВД по РТ от <дата> в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К. отказано на основании пункта "б" части 19 Правил. При принятии оспариваемого решения ответчик исходил из того, что истец со своей семьей в составе трех человек (он, супруга Ф., сын М. <...> года рождения, учащийся очного отделения государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Мамадышский профессиональный колледж...."), обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на каждого члена семьи (45,7 / 3 = 15,23).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для восстановления на учете и предоставления единовременной социальной выплаты.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права.
Статья 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей с 01 января 2015 года) предусматривает, что граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма или им по их желанию предоставляется единовременная социальная выплата (часть 1). При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).
В ходе судебного разбирательства установлено и сторонами не оспаривалось, что сотрудник органов внутренних дел К. выразил намерение воспользоваться своим правом на улучшение жилищных условий путем предоставления единовременной социальной выплаты и 15 августа 2012 года он был принят на учет на получение этой меры социальной поддержки.
Из приведенных норм закона следует, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчик исходил из того, что на семью из трех человек приходится по 15,23 кв. м общей площади жилого дома. С таким расчетом согласился и суд первой инстанции.
Вместе с тем ответчиком не оспаривается, что истец, его супруга и сыновья проживают и зарегистрированы в жилом доме площадью 45,70 кв. м, это жилье является единственным. Старший сын К. вселен в качестве члена семьи собственника.
Из толкования вышеприведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ и Правил в их совокупности следует, что нуждаемость истца в улучшении жилищных условий должна быть определена с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства на каждого члена семьи истца приходится по 11,42 кв. м (45,7 кв. м / 4 членов семьи), соответственно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет менее уровня обеспеченности в 15 кв. м, установленного частью 3 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах истец подлежит восстановлению на учете в МВД по РТ на получение единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с требованиями истца о восстановлении его на учете с семьей в составе 4-х человек и полагает, что на учете должна быть восстановлена семья в составе трех человек.
Исчисление нуждаемости в улучшении жилищных условий с учетом состава всех совместно проживающих членов семьи истца, как то установлено требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, само по себе не влечет за собой право на социальную выплату, рассчитанную исходя из такого же количества членов семьи.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанная норма права является специальной по сравнению с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и определяет круг лиц, относящихся к членам семьи сотрудника органов внутренних дел и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе в целях определения размера данной выплаты.
Старший сын истца - К. <...> года рождения к членам семьи сотрудника по смыслу приведенной правовой нормы для предоставления единовременной социальной выплаты не относится. Кроме того, в 2012 году К. был поставлен на учет в составе семьи из 3-х человек.
Также судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности немедленно произвести единовременную социальную выплату.
В соответствии с пунктом 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Соответственно, удовлетворение требования о немедленной социальной выплате повлечет за собой нарушение установленной процедуры и правил очередности.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда <адрес> от <дата> по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск К. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату удовлетворить частично.
Восстановить К. на учете в Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе трех человек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.