Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 09.11.2017 по делу N 33-22542/2017
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа о постановке на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании принять на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, солидарном взыскании расходов на оплату услуг представителя, нотариуса, уплату государственной пошлины.
Обстоятельства: Гражданин поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что им не предоставлена информация о месте регистрации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 09.11.2017 по делу N 33-22542/2017
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа о постановке на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании принять на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, солидарном взыскании расходов на оплату услуг представителя, нотариуса, уплату государственной пошлины.
Обстоятельства: Гражданин поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что им не предоставлена информация о месте регистрации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. по делу N 33-22542/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Анфиловой Т.Л.
судей Коргун Н.В.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Республики Башкортостан С. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июня 2017 года, которым постановлено:
исковые требований М.Э.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний России удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России, оформленное Протоколом N... от дата о постановке М.Э.А. с составом 5 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с дата.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России устранить допущенные нарушения путем принятия решения о постановке М.Э.А. на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи рапорта и необходимых документов - дата.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
М.Э.А. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о признании незаконной постановку на учет с нарушением сроков, возложении на ФСИН России обязанности принять на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с учетом подачи рапорта дата в установленные законом сроки, взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что истец является майором внутренней службы - начальником оперативного отдела ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 14 лет. Истец зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 43,3 кв. м с дата, собственником данной квартиры является мать истца - М.Ф., в квартире зарегистрированы 5 человек: истец, супруга - К. (М.), дочь - М.Э.Э., сын - М.А. Жилых помещений в собственности не имеет, договоры социального найма не заключались. Ранее социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения не предоставлялась.
С целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения истец дата обратился с рапортом в комиссию ГУФСИН России по Республике Башкортостан, которая приняла решение направить документы в Комиссию ФСИН России. Документы соответствовали требованиям пункта 5 Правил, были в достаточном объеме, чтобы принять решение о принятии на учет: копии паспортов, копии свидетельств о рождении, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копия послужного списка, копия свидетельства о заключении брака, справки с места жительства, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет, копия домовой книги, документы, подтверждающие отсутствие в собственности жилых помещений. Документы были надлежащим образом заверены, копии документов в соответствии с пунктом 6 Правил были предоставлены секретарю Комиссии УФСИН России по Республике Башкортостан с предъявлением оригиналов. ФСИН России дата приняло решение о постановке М.Э.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты с дата, в связи с тем, что период регистрации заявителя с дата по дата, дочерей до дата выпадает. Свидетельство о расторжении брака от дата не представлено.
Истец просил признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний России о постановке М.Э.А. на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с дата; возложить на ФСИН России обязанность принять М.Э.А. на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с учетом подачи рапорта дата в установленные законом сроки; взыскать с УФСИН России по Республике Башкортостан и Федеральной службы исполнения наказаний солидарно в равных долях стоимость услуг представителя в размере 12 000 рублей, в равных долях государственную пошлину в размере 300 рублей; за услуги нотариуса в размере 1 300 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Башкортостан С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что комиссия ФСИН России постановила поставить М.Э.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 08.09.2015 г. в связи с тем, что заявителем не предоставлена информация о месте регистрации его самого с дата по дата и его дочерей до дата.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Башкортостан С., Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, М.Э.А. и его представителя Л., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что М.Э.А. является майором внутренней службы, служит в должности начальника оперативного отдела ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 14 лет, что подтверждается надлежаще заверенной копией послужного списка (л.д. 12-13).
Судебной коллегией истребована копия материалов дела по факту обращения М.Э.А. с целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, из которых следует следующее.
М.Э.А. зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 43,3 кв. м с дата.
Собственником указанной квартиры является мать истца - М.Ф., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В квартире зарегистрированы 5 человек: истец, супруга К. (М.) дата года рождения (свидетельство о заключении брака от дата), дочь М.Э.Э. дата года рождения, сын М.А. дата года рождения, что подтверждается выпиской из домовой книги.
М.Э.А. жилых помещений в собственности не имеет, договоры социального найма не заключались. Ранее социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения не представлялась.
С целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения дата М.Э.А. обратился с рапортом в комиссию ГУФСИН России по Республике Башкортостан, которая приняла решение направить документы в Комиссию ФСИН России.
На основании пункта 6 Порядка формирования и работы комиссий секретарем Комиссии истцу была выдана справка, утвержденной формы N 2, о том, что рапорт и документы для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения истцом были поданы и приняты Комиссией УФСИН России по Республики Башкортостан дата.
Согласно выписке из протокола N... заседания Территориальной подкомиссии по рассмотрению заявлений на предоставление единовременной социальной выплаты от датаг., Комиссия УФСИН России по РБ рассмотрела рапорт и прилагаемые документы М.Э.А. и приняла решение об их направлении в Комиссию ФСИН России для принятия на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N... от дата г. заседания комиссии ФСИН России о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты, постановлено поставить М.Э.А. составом семьи 5 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с дата.
Согласно вышеуказанному протоколу, при обращении с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты, М.Э.А. не представлены: выписки из домовой книги, копия ФЛС или заменяющий документ за период с дата по дата по адресу: адрес; копия ФЛС или заменяющий документ за период регистрации заявителя с дата по дата и супруги с дата по дата по адресу: <...> общ.; свидетельство о расторжении брака от дата; период регистрации заявителя с дата по дата и дочерей до дата выпадает.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России в постановке М.Э.А. с дата на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд пришел к выводу о том, ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по порядку приема и рассмотрения документов, не может повлечь ограничения прав истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты, учитывая, что он выполнил обязанности по предоставлению документов.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку они являются необоснованными.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон) было предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Согласно выписке из протокола N... от дата г. заседания комиссии ФСИН России о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты, при обращении с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты, М.Э.А. не представлены: выписки из домовой книги, копия ФЛС или заменяющий документ за период с дата по дата по адресу: адрес; копия ФЛС или заменяющий документ за период регистрации заявителя с дата по дата и супруги с дата по дата по адресу: адрес общ.; свидетельство о расторжении брака от дата; период регистрации заявителя с дата по дата и дочерей до дата выпадает.
Довод истца о том, что указанные документы были представлены в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Республике Башкортостан, о чем свидетельствует выданная ему справка о принятии документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не может быть принят судебной коллегией, поскольку допустимыми доказательствами указанное обстоятельство не подтверждено, описи переданных в территориальную подкомиссию документов не имеется.
Более того, истец пояснил, что в общежитии по адресу РБ, адрес он и члены его семьи были зарегистрированы, но финансовые лицевые счета не велись, в период с дата по дата заявитель, а дети до дата по месту жительства нигде не были зарегистрированы, так как снимали жилое помещение.
Между тем, свидетельство о регистрации по месту пребывания и документы, подтверждающие невозможность получения финансовых лицевых счетов в юридически значимый период в нарушение
п. п. "б" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (в редакции на момент возникновения правоотношений) не предоставлены.
Таким образом, поскольку М.Э.А. в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие информацию о регистрации, как заявителя, так и членов его семьи за период с дата по дата, дочерей до дата, комиссия не могла принять решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку была лишена возможности установить его нуждаемость в жилом помещении.
При этом сбор документов у лиц, претендующих на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, производившийся территориальной комиссией по рассмотрению заявлений на предоставление единовременной социальной выплаты, не освобождает заявителя от обязанности предоставления полного пакета документов, предусмотренных
п. 5 Правил, так как действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Таким образом, у комиссии ФСИН России не имелось правовых оснований для постановки М.Э.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты при обращении с рапортом дата, поскольку требования действующего на тот момент законодательства, регулирующего порядок приема на учет для получения единовременной социальной выплаты, истцом выполнены не были.
При этом, нарушение комиссией ФСИН России сроков рассмотрения рапорта истца, установленных п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не влечет правовых последствий в виде постановки на учет по истечении времени на рассмотрение рапорта, поскольку в данном случае существенным является вопрос о возникновении права состоять на учете для получения социальной выплаты и юридически значимым и подлежащим установлению являлись следующие обстоятельства: приобрел ли М.Э.А. в результате снятия с регистрационного учета и постановки на регистрационный учет по новому адресу статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты и не имеется ли оснований для признания его действий ухудшением жилищных условий и намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье, что в силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2012 года N 283-ФЗ дают право комиссии отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ранее чем через 5 лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и порядок их оформления, то несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Суждение суда об ином значении требований, содержащихся в
Правилах, нельзя признать правомерным.
Исходя из изложенного, решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, что в силу
ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июня 2017 года отменить.
В удовлетворении требований М.Э.А. к УФСИН России по Республики Башкортостан, ФСИН России о признании незаконным постановки на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 08.09.2015 г. с нарушением сроков и возложении обязанности принять на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с учетом подачи рапорта 16.12.2013 г. в установленные законом сроки, взыскании судебных расходов за услуги представителя, госпошлины и услуги нотариуса отказать.
Председательствующий
Т.Л.АНФИЛОВА
Судьи
Н.В.КОРГУН
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
Справка: судья Касимов А.В.