Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 10.11.2015 по делу N 33-18532/2015
Требование: Об обязании устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, законодательства РФ о противодействии терроризму, обеспечении работников организации средствами индивидуальной защиты.
Обстоятельства: В результате проведенной проверки установлено, что работники муниципального бюджетного образовательного учреждения не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что выявленные нарушения препятствуют своевременному предупреждению и ликвидации последствий террористических актов, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, а также существенно затруднить эвакуацию при пожаре.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 10.11.2015 по делу N 33-18532/2015
Требование: Об обязании устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, законодательства РФ о противодействии терроризму, обеспечении работников организации средствами индивидуальной защиты.
Обстоятельства: В результате проведенной проверки установлено, что работники муниципального бюджетного образовательного учреждения не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что выявленные нарушения препятствуют своевременному предупреждению и ликвидации последствий террористических актов, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, а также существенно затруднить эвакуацию при пожаре.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2015 г. по делу N 33-18532/2015
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Нигматуллиной Р.Р., Фахретдиновой Р.Ф.
с участие прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Администрации ... на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 июля 2015 г., которым постановлено:
иск прокурора ... удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N N ..., расположенного по адресу: адрес, устранить выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно: привести высоту эвакуационного выхода из пищеблока в соответствие с нормативом; привести лестницу, ведущую из помещения пищеблока наружу, в соответствие с нормативом; оборудовать обеденный зал вторым эвакуационным выходом; между цокольным и первым этажом оборудовать тамбур-шлюз с подпором воздуха; высоту запасного эвакуационного выхода, расположенного напротив основного, привести в соответствие с нормативом; демонтировать кирпичи с заложенных оконных проемов; помещение большого спортзала оборудовать АПС; в общих коридорах на путях эвакуации отделку произвести из материала, соответствующего нормативу; проверить пожарные краны водоотдачу с составлением актов; пожарные шкафы привести в соответствие требованиям норматива; коридоры длиной более 60 м разделить противопожарными перегородками; расположить кабинеты начальных классов в соответствии с нормативом; провести испытания ограждений кровли с составлением акта; на 2 этаже установить двери, отделяющие общий коридор от лестничной клетки; не закрывать двери эвакуационных выходов на замок; двери, ведущие в чердачные помещения, привести в соответствие требуемому пределу огнестойкости; размеры чердачных дверей привести в соответствие нормативу; остеклить слуховые окна чердачных помещений; прибор приемно-контрольный N ... и N ... марки "..." на посту охраны в фойе установить в соответствии требованиям; расстояние между смежно-расположенными приемно-контрольными приборами привести в соответствие с нормативом; помещение, где установлены приемно-контрольные приборы, оборудовать аварийным освещением; ручной пожарный извещатель, расположенный в коридоре 1 этажа, установить в соответствии с нормативом; чердачное помещение основного выхода оборудовать АПС; второе подвальное помещение у основного выхода оборудовать АПС; по этажам здания прокладку шлейфов АПС и электропроводов напряжением 220 Вт привести в соответствие нормативам; в коридорах здания пожарные извещатели очистить от следов побелки; коридор, в котором установлен прибор управления системой оповещения людей о пожаре, оборудовать аварийным; над дверьми эвакуационных выходов из актового зала установить световые оповещатели "Выход"; актовый зал оборудовать СОУЭ; над дверьми основных эвакуационных выходов с этажей установить световые оповещатели "Выход"; в коридоре 1 этажа шлейфы СОУЭ и электропровода напряжением 220 Вт проложить в соответствии требованиям норматива; в коридорах и лестничных клетках школы установить указатели направления движения.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N N ..., расположенного по адресу: адрес, устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор ... обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N N ..., Администрации ... об устранении нарушений пожарной безопасности антитеррористического законодательства.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой ... с привлечением заместителя начальника Управления гражданской защиты ... и государственного инспектора Отдела надзорной деятельности ... проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N N ... антитеррористического законодательства.
Как показала проверка, в нарушение
ст. 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, а также существенно затруднить эвакуацию при пожаре, что создает реальную угрозу жизни и здоровья не только работников данной школы, но и несовершеннолетних детей посещающих данное учреждение.
В связи с чем, прокурор обратился с названным иском в суд и просил:
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N N ..., расположенного по адресу: адрес, устранить выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно: привести высоту эвакуационного выхода из пищеблока в соответствие с нормативом; привести лестницу, ведущую из помещения пищеблока наружу, в соответствие с нормативом; оборудовать обеденный зал вторым эвакуационным выходом; между цокольным и первым этажом оборудовать тамбур-шлюз с подпором воздуха; высоту запасного эвакуационного выхода, расположенного напротив основного, привести в соответствие с нормативом; демонтировать кирпичи с заложенных оконных проемов; помещение большого спортзала оборудовать АПС; в общих коридорах на путях эвакуации отделку произвести из материала, соответствующего нормативу; проверить пожарные краны водоотдачу с составлением актов; пожарные шкафы привести в соответствие требованиям норматива; коридоры длиной более 60 м разделить противопожарными перегородками; расположить кабинеты начальных классов в соответствии с нормативом; провести испытания ограждений кровли с составлением акта; на 2 этаже установить двери, отделяющие общий коридор от лестничной клетки; не закрывать двери эвакуационных выходов на замок; двери, ведущие в чердачные помещения, привести в соответствие требуемому пределу огнестойкости; размеры чердачных дверей привести в соответствие нормативу; остеклить слуховые окна чердачных помещений; прибор приемно-контрольный N ... и N ... марки "..." на посту охраны в фойе установить в соответствии требованиям; расстояние между смежно-расположенными приемно-контрольными приборами привести в соответствие с нормативом; помещение, где установлены приемно-контрольные приборы, оборудовать аварийным освещением; ручной пожарный извещатель, расположенный в коридоре 1 этажа, установить в соответствии с нормативом; чердачное помещение основного выхода оборудовать АПС; второе подвальное помещение у основного выхода оборудовать АПС; по этажам здания прокладку шлейфов АПС и электропроводов напряжением 220 Вт привести в соответствие нормативам; в коридорах здания пожарные извещатели очистить от следов побелки; коридор, в котором установлен прибор управления системой оповещения людей о пожаре, оборудовать аварийным; над дверьми эвакуационных выходов из актового зала установить световые оповещатели "Выход"; актовый зал оборудовать СОУЭ; над дверьми основных эвакуационных выходов с этажей установить световые оповещатели "Выход"; в коридоре 1 этажа шлейфы СОУЭ и электропровода напряжением 220 Вт проложить в соответствии требованиям норматива; в коридорах и лестничных клетках школы установить указатели направления движения.
Прокурор просил также обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N N ... обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Администрация ... ставит вопрос об отмене решения и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование требований указано, что Администрация ... не может выступать в качестве ответчика, поскольку МБОУ СОШ N ... является самостоятельным юридическим лицом; устранение недостатков невозможно без приостановления учебного процесса; обязательному исполнению подлежит только представление, а не акт, вынесенный прокуратурой; на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующим нормативным документом, вновь разрабатываемые правила не распространяются; подобные проверки не относятся к компетенции прокуратуры.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей Администрации ..., муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N N ..., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с собранными по данному делу и надлежащим образом оцененными судом доказательствами и требованиями закона.
В силу
ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой ... с привлечением заместителя начальника Управления гражданской защиты по ... и государственного инспектора Отдела надзорной деятельности ... проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N N ... антитеррористического законодательства. В ходе проверки выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
в нарушение
п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 (далее - Правила противопожарного режима), п. 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационного выхода из пищеблока не соответствует нормативу;
в нарушение
п. 33 Правил противопожарного режима, п. 6.30 СНиП 21-01-97 лестница, ведущая из помещения пищеблока наружу, не соответствует нормативу;
в нарушение
п. 33 Правил противопожарного режима, п. 6.12 СНиП 21-01-97 отсутствует второй эвакуационный выход с обеденного зала;
в нарушение п. 7.23 СНиП 21-01-97 отсутствует тамбур-шлюз с подпором воздуха между цокольным и первым этажом;
в нарушение
п. 33 Правил противопожарного режима, п. 6.16 СНиП 21-01-97 высота запасного эвакуационного выхода, расположенного напротив основного, не соответствует нормативу;
в нарушение п. 2.1.20 ППБ 101-89 оконные проемы заложены кирпичом;
в нарушение п. 5.1 НПБ 104-03 помещение большого спортзала не оборудовано АПС;
в нарушение
п. 33 Правил противопожарного режима, п. 6.25 СНиП 21-01-97 в общих коридорах на путях эвакуации для отделки пола используется линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности;
в нарушение
п. 55 Правил противопожарного режима пожарные краны не проверены на водоотдачу с составлением актов;
10. в нарушение п. 3.1 НПБ 151-2000 пожарные шкафы не соответствуют требованиям норматива;
в нарушение
п. 33 Правил противопожарного режима, п. 6.26 СНиП 21-01-97 коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками;
в нарушение п. 2.1.6 ППБ 101-89 кабинеты начальных классов расположены на 4 этаже;
в нарушение
п. 24 Правил противопожарного режима не проведены испытания ограждений кровли с составлением акта;
в нарушение п. 2.1.21 ППБ 101-89 на 2 этаже отсутствуют двери, отделяющие общий коридор от лестничной клетки;
в нарушение
п. 35 Правил противопожарного режима двери эвакуационных выходов закрыты на замок;
в нарушение
п. 61 Правил противопожарного режима, п. 5.14 СНиП 21-01-97 двери, ведущие в чердачные помещения, не соответствуют требуемому пределу огнестойкости;
в нарушение
п. 33 Правил противопожарного режима размеры чердачных дверей не соответствуют нормативу;
18. в нарушение п. 2.1.17 слуховые окна чердачных помещений не имеют остекления;
в нарушение п. 12.52 НПБ 88-2001 прибор приемно-контрольный N ... марки "..." установлен на посту охраны в фойе на расстоянии 162 см от уровня пола до органов управления прибором;
в нарушение п. 12.52 НПБ 88-2001 прибор приемно-контрольный N ... марки "..." установлен на посту охраны в фойе на расстоянии 183 см от уровня пола до органов управления прибором;
в нарушение п. 12.51 НПБ 88-2001 расстояние между смежно-расположенными приемно-контрольными приборами составляет менее 5 см;
в нарушение п. 12.55 НПБ 88-2001 помещение, где установлены приемно-контрольные приборы, не оборудовано аварийным освещением;
в нарушение п. 12.42 НПБ 88-2001 ручной пожарный извещатель, расположенный в коридоре 1 этажа, установлен на расстоянии менее 0,75 м до электровыключателя напряжением 220 Вт
в нарушение п. 4 НПБ 110-03 чердачное помещение основного выхода не оборудовано АПС;
в нарушение п. 4 НПБ 110-03 второе подвальное помещение у основного выхода не оборудовано АПС; в нарушение п. 12.55 НПБ 88-2001 по этажам здания допускается
26. параллельная прокладка шлейфов АПС и электропроводов напряжением 220 Вт;
в нарушение
п. 61 Правил противопожарного режима в коридорах здания пожарные извещатели имеют следы побелки;
в нарушение п. 12.55 НПБ 88-2001 прибор управления системой оповещения людей о пожаре установлен в коридоре первого этажа без круглосуточного пребывания дежурного персонала;
29. в нарушение п. 12.52 НПБ 88-2001 прибор управления системой оповещения людей о пожаре установлен в коридоре первого этажа непосредственно под потолком;
в нарушение п. 12.55 НПБ 88-2001 коридор, в котором установлен прибор управления системой оповещения людей о пожаре, не оборудован аварийным;
в нарушение п. 3.11 НПБ 104-03 над дверьми эвакуационных выходов из актового зала отсутствуют световые оповещатели "Выход";
в нарушение п. 5.1 НПБ 104-03 актовый зал не оборудован СОУЭ;
в нарушение п. 3.11 НПБ 104-03 над дверьми основных эвакуационных выходов с этажей отсутствуют световые оповещатели "Выход"; в нарушение п. 12.67 НПБ 88-2001 в коридоре 1 этажа допущена параллельная прокладка шлейфов СОУЭ и электропроводов напряжением 220 Вт;
в нарушение п. 3.9 НПБ 104-03 шлейфы СОУЭ проложены открытым способом в обычном исполнении;
В нарушение п. 2.1.9 ППБ 101-89 в коридорах и лестничных клетках школы отсутствуют указатели направления движения.
Кроме того в ходе проверки установлено, что работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Суд первой инстанции, при вынесении решения руководствовался тем, что выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и требований пожарной безопасности препятствует своевременному предупреждению и ликвидации последствий террористических актов, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, а также существенно затруднить эвакуацию при пожаре, что создает реальную угрозу жизни и здоровья не только работников данной школы, но и несовершеннолетних детей посещающих данное учреждение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они являются верными.
Согласно акту проверки от дата прокуратурой ... с привлечением заместителя начальника Управления гражданской защиты по ... и государственного инспектора Отдела надзорной деятельности ... проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N N ... Ленинского ... антитеррористического законодательства, согласно результатам которой указанные выше нарушения не устранены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация ... является ненадлежащим ответчиком, что неправильное определение процессуального статуса нарушает права и законные интересов Администрации ..., не влекут отмену либо изменение решения суда, поскольку требования к Администрации ... прокурором не заявлялись, и судом обязанности по устранению каких-либо нарушений на заявителя жалобы не возлагались.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на дата установлено, что учредителем МБОУ СОШ N ... является городской округ ... в лице Администрации ... В суде апелляционной инстанции представителем Администрации ... даны пояснения о том, что работы по реконструкции здания не могут быть выполнены МБОУ СОШ N ... самостоятельно без согласия собственника имущества - ... С учетом указанных обстоятельств, не привлечение к участию в деле Администрации ... могло привести к принятию решения, затрагивающего права третьих лиц. В то же время неправильное определение процессуального статуса Администрации ... не привело к нарушению ее прав.
Довод апелляционной жалобы о невозможности устранить выявленные недостатки, связанные с работами, затрагивающими конструктивные особенности здания, без приостановления учебного процесса не является основанием для отмены решения суда, поскольку сроки устранения указанных недостатков не установлены, у ответчика имеется возможность выполнения указаний прокуратуры во время летних каникул.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции директор МБОУ СОШ N ... г.р.т. пояснила, что школа включена в план проведения капитального ремонта в дата г.
Довод жалобы о том, что подобные проверки не относятся к компетенции прокуратуры, необоснованны, поскольку прокуратура в соответствии с положениями Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации" является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Какие-либо изъятия в полномочиях прокуратуры по проверке соблюдения законодательства о противопожарной и антитеррористической безопасности не установлены. Кроме того, прокуратурой проверка проведена во исполнение п. 3.1 приказа прокуратуры Республики Башкортостан от 17 февраля 2014 г. N 15 "Об организации аналитической работы в сфере надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" и нарушений в действиях истца нет.
Довод апелляционной жалобы о том, что акт проверки не является предписанием и не подлежит обязательному исполнению, является не состоятельным, поскольку сам акт проверки является документом, подтверждающим наличие нарушений, и не обжалуется ответчиками.
Довод жалобы о нераспространении норм СНиП 21-01-97 на спорное здание, поскольку оно построено в 1937 году, в то время как такие строительные нормы и правила приняты с 1997 года, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае имеет место угроза жизни и здоровью обучающихся в школе детей, а с учетом особой группы субъектов, на которые распространяется в данном случае противопожарные требования - несовершеннолетние дети, находящиеся в местах массового их скопления, находит, что такое нарушение приводит к недопустимому риску для их безопасности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования прокуратуры ... об обязании МБОУ СОШ N ... устранить выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы в части неисполнимости судебного постановления о возложении обязанности обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты, судебная коллегия полагает не состоятельным.
Согласно письму Управления гражданской защиты по ... от дата N ... обеспечение работников средствами индивидуальной защиты осуществляется на основании Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России N ... от дата
В соответствии в вышеуказанным Положением обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется:
органами исполнительной власти субъектов - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, из расчета СИЗ органов дыхания 105% от количества работников, средства медицинской 30% от количества работников.
Так же на основании совместного приказа Министерства образования Республики Башкортостан и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ... от дата N N ... "Об утверждении перечня документов по обеспечению безопасности", образовательные учреждения подведомственные Министерству образования Республики Башкортостан и находящихся в сфере его ведения, разрабатывают План образовательного учреждения по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, и согласовывают с начальником Управления гражданской защиты по ...
Таким образом, количество и перечень наименований средств индивидуальной защиты определены подзаконными нормативно-правовыми актами.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены значимые для дела обстоятельства, доводам сторон и приставленным или доказательствам, а также установленным фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 310 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Администрации ... - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Р.Р.НИГМАТУЛЛИНОЙ
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
Справка: судья Романова Ю.Б.