Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу N 33-18290/2017
Требование: О признании незаконным решения пенсионного органа, включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы, обязании досрочно назначить и выплачивать страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Решением ответчика в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа государственной противопожарной службы - 25 лет.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу N 33-18290/2017
Требование: О признании незаконным решения пенсионного органа, включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы, обязании досрочно назначить и выплачивать страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Решением ответчика в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа государственной противопожарной службы - 25 лет.
Решение: Требование удовлетворено частично.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. по делу N 33-18290/2017
Судья Л.А. Ризванова
Учет N 067г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.Р. Гаянова, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Х. на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2017 года, которым удовлетворен частично его иск постановлено:
признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Агрызском районе РТ об отказе в досрочном назначении пенсии по старости N 2 от 20 декабря 2016 года в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы с 01 января 2000 года по 30 июня 2001 года и с 01 августа 2015 года по 31 августа 2015 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Агрызском районе РТ включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии Х. периоды работы с 01 января 2000 года по 30 июня 2001 года в должности водителя пожарного автомобиля в Агрызской пожарной части и с 01 августа 2015 года по 31 августа 2015 года - период нахождения в очередном отпуске.
В требованиях о включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов с 01 октября 1979 года по 24 декабря 1979 года, с 03 мая 1980 года по 18 июня 1982 года - прохождения военной службы по призыву, исчисляя период прохождения военной службы в Афганистане с 09 июля 1981 года по 17 июня 1982 года в соотношении один месяц за три месяца службы; с 01 января 2005 года по 12 июля 2007 года в должности водителя автомобиля в Агрызской пожарной части, обязании досрочно назначить и выплачивать страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда, Х. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Х., поддержавшего свою жалобу, судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с иском к УПФР в Агрызском районе РТ о признании права на досрочную страховую пенсию, в назначении которой ему решением УПФР N 2 от 20 декабря 2016 года ему отказано.
В обоснование требований указал, что из его специального стажа неправомерно исключены периоды: с 01 октября 1979 года по 24 декабря 1979 года - время обучения в Кукморской автошколе по направлению военкомата;
- с 03 мая 1980 года по 18 июня 1982 года - прохождение военной службы по призыву.
- с 01 января 2000 года по 30 июня 2001 года - в должности водителя пожарного автомобиля в Агрызской пожарной части, поскольку данный стаж не подтвержден данными выписки Индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
- с 01 января 2005 года по 12 июля 2007 года в должности водителя пожарного автомобиля в Агрызской пожарной части в связи с разделением государственной противопожарной службы на противопожарную службу субъектов и федеральную противопожарную службу;
- с 01 августа 2015 года по 31 августа 2015 года - нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Полагая отказ незаконным, просил включить указанные периоды в специальный стаж, при этом исчисляя период прохождения военной службы в Афганистане с 09 июля 1981 года по 17 июня 1982 года в соотношении один месяц за три месяца службы. Обязать ответчика досрочно назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости со дня возникновения данного права.
Дополнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истец также просил взыскать в счет компенсации морального вреда 5 000 руб., причиненного ему неправомерными действиями ответчика.
Представитель ответчика исковые требования признала в части периода работы в должности водителя пожарного автомобиля в Агрызской пожарной части с 01 января 2000 года по 30 января 2001 года и периода нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 01 августа 2015 года по 31 августа 2015 года. В остальной части с иском не согласился.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с тем, что независимо от структурных изменений, Агрызская пожарная часть Управления по делам ГО и ЧС МЧС РТ являлась структурным подразделением ГУ МЧС России по РТ.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в
подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из дела, решением ответчика от 20 декабря 2016 года в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа государственной противопожарной службы - 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж зачтено 17 лет 4 месяца 15 дней. При этом, вышеприведенные спорные периоды работы в его специальный стаж не включены.
Отказывая в удовлетворении заявленных им требований о включении в специальный стаж периода обучения с 01 октября 1979 года по 24 декабря 1979 года в Кукморской автошколе по направлению военкомата, и с 03 мая 1980 года по 18 июня 1982 года - периода прохождения военной службы по призыву, суд исходил из их необоснованности, и оснований не согласиться с таким выводом судебная коллегия не усматривает.
Согласно
подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены
статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
То есть срок службы в Советской Армии засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
При этом, по правилам
пункта 109 постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности периоды, указанные в
подпунктах "к" (в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР) и
"л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Однако, данная норма распространяется только на рабочих и служащих, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (
подпункты "а" и
"б" пункта 16 указанного постановления), членов их семей при назначении пенсий по случаю потери кормильца, а также работницам предприятий текстильной промышленности при назначении им пенсий по старости (
подпункт "в" пункта 16 указанного постановления).
Из записи в трудовой книжке истца, а также из представленных им документов усматривается, что он проходил службу в рядах Советской Армии в период с 03 мая 1980 года по 18 июня 1982 года. При этом он находился в загранкомандировке в Афганистане в должности водителя с 09 июля 1981 года по 17 июня 1982 года.
На работу в пожарную часть он был принят водителем по вольному найму 05 июня 1995 года. В период до призыва в Армию, после окончания службы в рядах Советской Армии и до 05 июня 1995 года истец работал в иных организациях на работах и должностях, которые не дают права на включение в специальный стаж.
Таким образом, до службы в Вооруженных Силах СССР и после ее окончания Х. работал на работах, не дающих право для назначения пенсии на льготных условиях, в связи с чем период с 03 мая 1980 года по 18 июня 1982 года обоснованно не был включен ответчиком в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии.
Ссылка истца на
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" (с последующими изменениями и дополнениями) несостоятельна, так как указанный нормативный акт регулирует порядок исчисления выслуги лет, дающей право на пенсию в связи с военной и иной приравненной к ней службой, тогда как истец обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с
подпунктом "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 (действовавшего до 01 января 1992 года), кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Пунктом 109 вышеуказанного Положения предусмотрено, что период, указанный в
подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Спорный период обучения проходил в период его работы в строительно-монтажном поезде N 187 треста Казстрой, которая не дает права на назначение пенсии на льготных условиях.
Таким образом, ссылка истца на указанное
Постановление Совмина СССР N 590, как включающее в стаж для назначения пенсии на льготных условиях периода обучения на курсах подготовки кадров по направлению военкомата, основана на неверном толковании норм права, поскольку позволяет включать указанные курсы лишь в общий стаж работы, следующей за окончанием периода обучения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части включения в специальный стаж периода с 01 января 2005 года по 12 июля 2007 года в должности водителя пожарного автомобиля Агрызской пожарной части, суд первой инстанции исходил из того, что Агрызская пожарная часть не входила в федеральную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вместе с тем, с таким выводом Судебная коллегия согласиться не может.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 утвержден
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименована должность "водитель автомобиля (пожарного)".
Согласно
статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Государственная противопожарная служба подразделяется на Федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Из записей истца в трудовой книжке следует, что 05 июня 1995 года он принят в Агрызскую пожарную часть по вольному найму на должность водителя пожарного автомобиля.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с приказом МЧС России от 02 июля 2003 года N 336 "О мерах по реализации Примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления", директивой МЧС России от 29 декабря 2003 года N 31-36-21 и приказом МЧС Республики Татарстан от 24 февраля 2004 года N 113 "Об организационно-штатных вопросах МЧС Республики Татарстан" от 01 января 2004 года было утверждено штатное расписание Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Агрызского района Республики Татарстан и г. Агрыз, в состав которого входила Агрызская пожарная часть.
Приказом МЧС Республики Татарстан от 30 апреля 2004 года N 299 "О мерах по реорганизации территориальных органов Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и утверждении положений об управлениях по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям районов (городов) Республики Татарстан" Агрызская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС Республики Татарстан была подвергнута реорганизации путем присоединения к территориальным органам Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, а именно к Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Агрызского района.
01 июля 2004 года в связи с реорганизацией Агрызская пожарная часть переименована в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Агрызского района РТ.
01 августа 2007 года на основании приказа ГУ МЧС РФ по РТ N 398 от 13 июля 2007 года в связи с реорганизацией Управление МЧС РТ по Агрызскому муниципальному району переименовано на Пожарную часть N 101 Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Татарстан. С 01 августа 2007 года истец назначен на должность водителя пожарного автомобиля ПЧ N 101 ГПС МЧС России по Республике Татарстан.
При этом, согласно ответу начальника главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от 20 февраля 2017 года, в период с 01 января 2005 года по 12 июля 2007 года Агрызская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС Республики Татарстан являлась структурным подразделением Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.
Таким образом, Агрызская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС Республики Татарстан, в которой работал истец в спорный период в должности водителя пожарного автомобиля, относилась к структуре федеральной противопожарной службы, вследствие чего период работы Х. в указанной должности в период с 01 января 2005 года по 12 июля 2007 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с
пунктом 3 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, решение суда в данной части требований, подлежит отмене с вынесением нового решения об их удовлетворении.
В связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в 25 лет правовых оснований для отмены решения в части отказа в назначении пенсии не имеется.
определила:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2017 года по данному делу в части отказа в удовлетворении требований Х. о включении периода работы с 01 января 2005 года по 12 июля 2007 года в должности водителя автомобиля в Агрызской пожарной части отменить, принять в указанной части новое решение об их удовлетворении.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Агрызском районе Республики Татарстан включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии Х. периода работы с 01 января 2005 года по 12 июля 2007 года в должности водителя в Агрызской пожарной части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.