Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 18.04.2016 по делу N 33-6433/2016
Требование: Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в ходе проверки выявлены грубые нарушения ответчиком правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 18.04.2016 по делу N 33-6433/2016
Требование: Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в ходе проверки выявлены грубые нарушения ответчиком правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное апелляционное определение принято по делу N 33-6433/2016, а не N 33-6433/2015.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. по делу N 33-6433/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Александровой Н.А.,
Хакимова А.Р.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Профсоюзной организации ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Профсоюзной организации ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации об устранении нарушений требований законодательства пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Профсоюзную организацию ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в летнем оздоровительном лагере "Чайка", расположенного по адресу: РБ, Стерлитамакский район, Стерлитамакское лесничество, квартал 28, выдел 25, следующими действиями:
- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте привести в соответствие с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012;
- обучить лиц, допускаемых к работе в лагере мерам пожарной безопасности в соответствии с требованиями п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.
- привести в соответствие с п. 1 ст. 89, ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.29 СНиП 21-01-97* ширину лестничного марша двухэтажном теплом корпусе;
привести в соответствие с требованиями ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008: г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.31 СНиП 21-01-97* ширину лестничных площадок эвакуационных выходов спальных корпусов N N 1-8;
организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов в соответствии с требованиями ст. 54 Федерального закона N 22 12.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012;
привести в соответствие с требованиями ст. 59 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности стены между спальными помещениями корпусов 1-8;
привести в соответствие с требованиями ст. 53 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ширину эвакуационных выходов из корпусов N N 1-8;
оборудовать резервуары, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов в соответствие с требованиями ст. 62, ст. 68, ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4 приложения 1 СНиП 2.07.01-89*;
- привести в соответствие с требованиями таблицы 29, п. 6, статьи 134 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях" пожарной безопасности" потолок в помещении спортзала.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с иском к ответчику Профсоюзной организации ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации об устранении нарушений требований законодательства пожарной безопасности.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой во исполнении Указания прокуратуры Республики Башкортостан N... от дата, п. 4 Приказа прокурора Республики Башкортостан N 15 от 17.02.2014 года совместно со специалистами ОНД по Стерлитамакскому и адресм РБ УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности детского оздоровительного лагеря "..." (далее ДОЛ "...") Профсоюзной организации ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, расположенного по адресу: адрес, Стерлитамакское лесничество, квартал 28, выдел 25.
В ходе проверки выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем прокурор обратился с названным иском и просил обязать ответчика:
- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте привести в соответствие с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012;
- обучить лиц, допускаемых к работе в лагере мерам пожарной безопасности в соответствии с требованиями п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.042012
- привести в соответствие с п. 1 ст. 89, ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.29 СНиП 21-01-97* ширину лестничного марша двухэтажном теплом корпусе;
- привести в соответствие с требованиями ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.31 СНиП 21-01-97* ширину лестничных площадок эвакуационных выходов спальных корпусов N N 1-8;
- организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов в соответствии с требованиями ст. 54 Федерального закона N 22 12.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012;
- привести в соответствие с требованиями ст. 59 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности стены между спальными помещениями корпусов 1-8;
- привести в соответствие с требованиями ст. 53 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ширину эвакуационных выходов из корпусов N N 1-8;
- оборудовать пирс к реке с твердым покрытием размером 12 x 12 метров для забора воды в любое время года в соответствии с требованиями ст. 15 1 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ФЗ 184 "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г., а. 4 приложения 1 СНИП 2.07.01-89*;
- оборудовать резервуары, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов в соответствие с требованиями ст. 62, ст. 68, ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4 приложения 1 СНиП 2.07.01-89*;
- привести в соответствие с требованиями таблицы 29, п. 6, статьи 134 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях'" пожарной безопасности" потолок в помещении спортзала.
Установить, что ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску в течение шести месяцев со дня принятия судебного решения.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Профсоюзная организация ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование требований указано, что на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующим нормативным документом, вновь разрабатываемые правила не распространяются.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Профсоюзной организации ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с собранными по данному делу и надлежащим образом оцененными судом доказательствами и требованиями закона.
В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Стерлитамакского района с привлечением специалистов ОНД по Стерлитамакскому и Стерлибашевскому районам РБ УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ проведена проверка соблюдения детским оздоровительным лагерем "Чайка" Профсоюзной организации ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
- инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте не утверждена руководителем организации (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте не соответствует требованиям, установленным разделом XVIII настоящих Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- лица допускаются к работе в лагере без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 5.04.2012 г.);
- руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- руководитель организации не обеспечил в помещениях объекта наличие планов эвакуации людей при пожаре (п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- руководитель не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на объекте с ночным пребыванием людей на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (п. 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- руководитель организации не обеспечил здания для летнего детского отдыха телефонной связью (не подключена сим-карта стационарного телефона) (п. 11 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- руководителем организации не обеспечивается выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не размещены на территории и в помещениях складов знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- на первом этаже двухэтажного теплого корпуса на путях эвакуации перед выходом в полу расположен металлический люк, препятствующий свободной эвакуации людей (пп. а) п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- заужена ширина лестничного марша двухэтажном теплом корпусе (п. 1 ст. 89, ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.29 СНиП 21-01-97*) открывание дверей эвакуационных выходов двухэтажного теплого корпуса выполнены не по ходу эвакуации из здания (п. 1 ст. 89, ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.17 СНиП 21-01-97*);
- административное здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, кабинет директора не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 9 НПБ 110-03, п. 13, п. 15 НПБ 104-03);
- помещение для персонала (комната электрика и заместителей директора) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией (ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 9 НПБ 110-03. п. 13, п. 15 НПБ 104-03);
- ширина лестничных площадок эвакуационных выходов спальных корпусов N N 1-8 составляет менее ширины марша лестницы (ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.31 СНиП 21-01-97*);
- руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (ст. 54 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- руководителем не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- спальные корпуса N N 1-8 не укомплектованы огнетушителями (п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- огнетушители, отправленные с организации на перезарядку, не заменяются соответствующим количеством заряженных огнетушителей (п. 471 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- не ведется специальный журнал произвольной формы по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- не проводится проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже 1 раза в год; п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- в помещении столовой допускается загромождение путей эвакуации; (пп. а) п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач; над горючими кровлями, навесами (дом охранника) (п. 41 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- допускается размещение газового баллона (пропан) у электрощитовой, расположенной напротив спортзала; (пп. ж) п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- руководитель организации не обеспечил присоединение пожарного рукава к пожарному крану и пожарному стволу; (п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- шкаф для газового баллона в домике охранника не запираться на замок и не имеет предупреждающей надписи "Огнеопасно. Газ" (п. 93 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- у входа в домик охранника, в котором применяется газовый баллон, не размещен предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью "Огнеопасно. Баллоны с газом" (п. 94 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.);
- стены между спальными помещениями корпусов 1-8 выполнены из горючих материалов с неопределенным классом пожарной опасности; (ст. 59 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- ширина эвакуационных выходов из корпусов N N 1-8 при числе эвакуирующихся составляет менее 1,2 м (ст. 53 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- не выполнен пирс к реке с твердым покрытием размером 12 x 12 метров и забора воды в любое время года. (ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ФЗ 184 "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г., п. 4 приложения 1 СНИП 2.07.01-89*);
- не предусмотрено устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов (ст. 62, ст. 68, ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4 приложения 1 СНиП 2.07.01-89*);
- потолок в помещении спортзала отделан горючим материалом с неопределенным классом пожарной опасности (таблица 29, п. 6, статьи 134 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); - расстояние между точечными дымовыми пожарными извещателями в коридоре 1 и 2 этажей двухэтажного корпуса составляет более 4,5 м (ст. 83, ст. 151, ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требования пожарной безопасности", п. 12"28, табл. 5, НПБ 88-2001).
Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался тем, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствует своевременному предупреждению и ликвидации последствий возможного возникновения пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, а также существенно затруднить эвакуацию при пожаре, что создает реальную угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних детей, посещающих данное учреждение, а также работников данного детского лагеря.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они являются верными.
Довод жалобы о нераспространении норм СНиП 21-01-97 на спорное здание, поскольку оно построено до 1997 года, в то время как такие строительные нормы и правила приняты с 1997 года, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в силу ч. 4 ст. 4 которого в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Частью 1 ст. 6 Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Таким образом, принятие указанных норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает ответчика от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* прямо определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.
Поскольку сам по себе факт выявленного нарушения несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании, занимаемом заявителем, а также особое социальное назначение детского оздоровительного лагеря, то соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки, следовательно, оспариваемые требования прокурора являются законными и обязательными к исполнению.
Делая данный вывод, коллегия принимает во внимание обстоятельство того, что на существующие здания и сооружения, спроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Обстоятельство введения здания в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не освобождает ответчика от обязанности по соблюдению требований данного закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4 ст. 4 данного закона.
Кроме того, эксплуатация здания - это не только его использование, но также комплекс мероприятий по поддержанию необходимой степени надежности в течение расчетного срока службы объекта в соответствии с требованиями нормативных и проектных документов.
Судебная коллегия полагает, что несоответствие в ДОЛ "Чайка" требованиям пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью посещающих детский лагерь детей, а с учетом особой группы субъектов, на которые распространяется в данном случае противопожарные требования - несовершеннолетние дети, находящиеся в местах массового их скопления, находит, что такое нарушение приводит к недопустимому риску для их безопасности.
Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что требования прокурора об обязании ответчика устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности являются обоснованными.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены значимые для дела обстоятельства, доводам сторон и приставленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Профсоюзной организации ассоциации акционерных обществ "Ишимбайжилстрой" Республиканской организации Башкортостана Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации - без удовлетворения.