Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 10.10.2016 N 12-КГ16-3 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 21.01.2016 по делу N 33-115/2016
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременных социальных выплат.
Обстоятельства: Истец представил рапорт о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ему было отказано.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 21.01.2016 по делу N 33-115/2016
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременных социальных выплат.
Обстоятельства: Истец представил рапорт о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ему было отказано.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. по делу N 33-115/2016
Судья Володина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 03 ноября 2015 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл об отказе в постановке Ч.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл поставить Ч.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>;
взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл в пользу Ч.О. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
установила:
Ч.О. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл) о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления, то есть с <дата>.
В обоснование иска Ч.О. указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности <...>. Общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет <...>. <дата> он представил рапорт о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> ему отказано в постановке на учет по тем основаниям, что его рапорт оформлен с нарушением требований законодательства, им представлены не все документы, обязательность приложения к рапорту которых установлена законодательством. Отказ по данным основаниям считает незаконным, поскольку в рапорте им были указаны все необходимые сведения, к рапорту были приложены все требуемые законодательством документы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Ч.О., указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Ш., просившей апелляционную жалобу удовлетворить, Ч.О. и его представителя С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения решения не находит.
В силу положений
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата)
(часть 1). Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты
(часть 7).
Частью 5 вышеуказанной статьи Федерального закона N 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты согласно
части 6 вышеуказанной статьи Федерального закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с
пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Пунктом 6 Правил установлено, что копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Приложением N 1 к Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N 550 (далее - Порядок), установлена форма рапорта (заявления), которая является рекомендуемой.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Ч.О. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности <...>.
<дата> Ч.О. обратился в комиссию УФСИН России по Республике Марий Эл по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Марий Эл, подчиненных ему учреждений и сотрудникам, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний и дислоцирующихся в Республике Марий Эл, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах (далее - комиссия УФСИН России по Республике Марий Эл), с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Общая продолжительность его службы в календарном исчислении на <дата> составляла <...>.
На основании приказа врио начальника УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> <...> Ч.О. уволен из уголовно-исполнительной системы по сокращению штатов. Выслуга лет для начисления пенсии по состоянию на день увольнения составляет 21 год 03 месяца 00 дней, в том числе в календарном исчислении <...>.
Решением комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> Ч.О. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по тем основаниям, что рапорт заявителя оформлен с нарушением требований, предусмотренных приложением N 1 Порядка, а также в связи с отсутствием документов, предусмотренных
подпунктом "и" пункта 5 Правил.
Согласно выписке из протокола <N> заседания комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> основаниями для вынесения оспариваемого отказа в постановке истца на учет явилось то, что в графе "состав семьи" рапорта Ч.О. указал: "женат", без указания на всех членов своей семьи, а также то, что документально не подтвержден факт совместного проживания Ч.О. с членами его семьи - супругой <...>., детьми: <...>., поскольку они зарегистрированы по разным адресам.
В отзыве на исковое заявление, а также в апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Марий Эл в обоснование законности своего решения приводятся доводы о том, что рапорт Ч.О. не подписан совершеннолетних членами его семьи, что предусмотрено формой заявления, не представлена выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии у супруги заявителя Ч.С. доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. Кроме того, ответчиком указано на то, что согласно представленным Ч.О. с рапортом документам, он зарегистрирован по адресу: <адрес>, тогда как Ч.С., а также их несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу: <адрес>, что, по мнению ответчика, свидетельствует о том, что названные лица членами семьи Ч.О. не являются, поскольку проживают отдельно от него, в связи с чем представлять сведения о них заявителю не следовало.
Оценив сведения, указанные Ч.О. в рапорте, в совокупности с приложенными к нему документами, приняв во внимание то, что форма рапорта, предусмотренная
Порядком, является рекомендуемой, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обстоятельства неуказания Ч.О. в графе "состав семьи" рапорта супруги <...>. и несовершеннолетних детей <...>., отсутствие подписи совершеннолетних членов семьи Ч.О. в его рапорте являются формальными основаниями отказа.
Суд верно исходил из того, что в других разделах рапорта Ч.О. имеются сведения обо всех членах его семьи с указанием данных о занимаемых ими жилых помещениях. Кроме того, представленные Ч.О. документы на каждого из перечисленных лиц (копии паспортов с отметками о месте регистрации, свидетельства о рождении) позволяли с достоверностью установить все данные о членах его семьи, необходимые согласно вышеприведенным положениям
Правил для постановки заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Установив, что Ч.О. совместно с рапортом была представлена копия свидетельства о государственной регистрации за <...> права собственности на долю в жилом помещении по адресу: <адрес>, суд правильно признал необоснованным отказ комиссии ответчика в связи с непредставлением заявителем выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии у супруги названной доли.
Подпунктом "и" пункта 5 Правил установлено требование о необходимости представления документа, подтверждающего наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. При этом названным положением
Правил не конкретизировано, какой именно документ должен быть представлен в подтверждение перечисленных обстоятельств.
В связи с изложенным, представив заверенную надлежащим образом копию свидетельства о государственной регистрации за Ч.С. права собственности на долю в жилом помещении по адресу: <адрес>, Ч.О. исполнил требование вышеприведенного
пункта Правил.
Обстоятельство регистрации Ч.О. и его супруги совместно с детьми по месту жительства по разным адресам вопреки позиции ответчика не свидетельствует о том, что названные лица проживают раздельно и поэтому членами семьи Ч.О. не являются. Регистрация по месту жительства или месту пребывания осуществляется для обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является лишь одним из обстоятельств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Ч.О. указал названных лиц в качестве совместно проживающих с ним членов семьи, в связи с чем оснований полагать, что истец и названные лица проживают раздельно только лишь по основанию регистрации их по месту жительства по разным адресам у комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл не имелось.
С учетом изложенного с решением суда об удовлетворении исковых требований Ч.О. следует согласиться.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию, положенную ответчиком в основу оспариваемого истцом отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и в основу возражений относительно заявленного Ч.О. иска, не опровергают правильность выводов суда, а выражают несогласие с ними, поэтому не влекут отмену правильного по существу решения суда.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЮРОВА
Судьи
А.А.ВАУЛИН
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ