Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 19.03.2019 по делу N 33-317/2019
Требование: О признании права на получение единовременного пособия, взыскании единовременного пособия.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия, однако ему было отказано ввиду отсутствия причинно-следственной связи между смертью его дочери и исполнением ею служебных обязанностей.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 19.03.2019 по делу N 33-317/2019
Требование: О признании права на получение единовременного пособия, взыскании единовременного пособия.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия, однако ему было отказано ввиду отсутствия причинно-следственной связи между смертью его дочери и исполнением ею служебных обязанностей.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2019 г. по делу N 33-317/2019
Судья Нечаева Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО2, на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 октября 2018 года, которым постановлено:
иск П., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Федеральному казенному учреждению "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о признании права на получение единовременного пособия, взыскании единовременного пособия оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
установила:
П., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл), в котором просила признать за ней и ФИО2 право на получение единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях, взыскать с ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл в ее пользу и в пользу ФИО2 по 1500000 руб.
В обоснование заявленных требований П. указала, что ее дочь ФИО1 в период с 3 мая 2005 года по 29 ноября 2017 года являлась сотрудником ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл. В период прохождения службы в 2013 году ФИО1 получено заболевание "Острая коронарная недостаточность. Лимфома неходжинская фолликулярная. Раковая интоксикация", приведшее к ее смерти <дата>. После смерти ФИО1 она, действуя также в интересах ФИО2, как члены семьи умершей, 1 марта 2018 года обратились на имя руководителя УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением о выплате единовременного пособия на основании
статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ). Однако в такой выплате им было отказано ввиду отсутствия причинно-следственной связи между смертью ФИО1 и исполнением ею служебных обязанностей. Между тем, полагает, что положениями
части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено право на получение пособия в случае смерти сотрудника вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях, при котором причинно-следственной связи между смертью и выполнением служебных обязанностей не требуется.
Судом постановлено указанное выше решение.
Дополнительным решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 декабря 2018 года иск П. к ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл, УФСИН России по Республике Марий Эл о признании права на получение единовременного пособия, взыскании единовременного пособия оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней П., действуя также в интересах несовершеннолетней ФИО2, просит решение суда и дополнительное решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы П. указывает, что ни
Правила, утвержденные приказом ФСИН России от 5 августа 2013 года <N>, ни Федеральный
закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ не предусматривают для выплаты единовременного пособия такого ограничения как наличие причинно-следственной связи между смертью сотрудника и выполнением им служебных обязанностей. В то же время, со ссылкой на
подпункт "а" пункта 4 указанных выше Правил считает, что получение ФИО1 заболевания в период исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с должностными инструкциями и другими нормативными правовыми актами, предполагает наличие причинно-следственной связи с ее смертью, что также подтверждается заключением военно-врачебной комиссии, где имеется формулировка "заболевание получено в период военной службы".
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, которое просит оставить без изменения, жалобу П. без удовлетворения.
Заслушав представителя П. Ч., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл Б. и представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Ш., просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
На основании
части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
В соответствии с
пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
В силу
части 3 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного
частью 2 статьи 12 данного Федерального закона, считаются, в том числе супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определено, что правила выплаты единовременного пособия определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно исполнительной системы или членам их семей, утверждены приказом ФСИН России от 5 августа 2013 года N 439 (далее - Правила).
Согласно
пункту 1 Правил в территориальных органах ФСИН России создаются постоянно действующие комиссии по вопросам выплат единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника уголовно-исполнительной системы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 2 Правил установлено, что в указанных случаях назначается и проводится служебная проверка в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения служебных проверок в уголовно-исполнительной системы. О результатах проверки уведомляются лица, имеющие право на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника.
В заключении по результатам служебной проверки вывод о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья с выполнением служебных обязанностей выносится, в том числе, при следующих обстоятельствах: исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с должностными инструкциями и другими нормативными правовыми актами (
подпункт "а" пункта 4 Правил).
В силу
пункта 5 Правил граждане (члены семьи) для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника, увечья или иного повреждения здоровья сотрудника подают письменное заявление на имя руководителя органа (учреждения), в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность).
По результатам рассмотрения поступивших документов комиссией принимается мотивированное решение о производстве выплаты единовременного пособия или об отказе в ее производстве, либо о необходимости представления дополнительных документов (
пункт 9 Правил).
Перечень документов, предоставляемых в комиссию, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника указан в
пункте 14 Правил.
Согласно
подпунктам "в",
"г" пункта 14 Правил для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника в комиссию представляются, в том числе:
заверенная установленным порядком копия заключения служебной проверки об обстоятельствах гибели (смерти) сотрудника и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей;
заключение военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника.
В силу
подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, на военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 91 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что при освидетельствовании военнослужащих, сотрудников, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний.
Пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" и "военная травма". Данный перечень является исчерпывающим.
При этом следует отметить, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах).
В подпункте "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи заболеваний с формулировкой "военная травма", если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности, или если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей.
По смыслу подпункта "б" пункта 94 Положения, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проходила службу в ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл в должности инспектора отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера с 1 июля 2005 года, в уголовно исполнительной системе с 3 мая 2005 года.
<дата> ФИО1 умерла, что следует из свидетельства о смерти серии <N> от 30 ноября 2017 года.
Приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от 6 декабря 2017 года <N>-лс служба ФИО1 прекращена, она исключена из списков личного состава уголовно-исполнительной системы в связи со смертью в соответствии с пунктом "г" статьи 57 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года <N>.
Из заключения служебной проверки по факту смерти ФИО1 от 20 декабря 2017 года, проведенной комиссией УФСИН России по Республике Марий Эл, следует, что смерть ФИО1 наступила <дата> вследствие заболевания "Острая коронарная недостаточность. Лимфома неходжинская фолликулярная. Раковая интоксикация", полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России от 2 марта 2018 года <N> заболевание ФИО1, приведшее к смерти <дата>, получено в период военной службы.
Членами семьи ФИО1 являются мать П., <дата> года рождения и дочь ФИО2, <дата> года рождения.
На основании акта Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 декабря 2017 года <N> попечителем несовершеннолетней ФИО2 назначена П.
1 марта 2018 года П., действуя также в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением о выплате единовременного пособия в связи со смертью ФИО1
Решением постоянно действующей комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл по вопросам выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей от 20 апреля 2018 года (протокол N 2) П. отказано в выплате единовременного пособия в связи со смертью ФИО1, ввиду отсутствия причинно-следственной связи смерти ФИО1 с выполнением служебных обязанностей.
Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку заболевание, приведшее к смерти сотрудника уголовно-исполнительной системы ФИО1, не находится в причинно-следственной связи с выполнением ею служебных обязанностей.
При этом суд верно исходил из того, что в заключении служебной проверки отсутствует вывод о том, что заболевание, приведшее к смерти ФИО1, полученное ею в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, каким-либо образом связано с исполнением служебных обязанностей, а заключение ВВК от 2 марта 2018 года <N> в формулировке "заболевание получено в период военной службы" не свидетельствует о причинно-следственной связи смерти ФИО1 с исполнением ею своих должностных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают правильность сделанных судом выводов, а выражают несогласие с ними, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и установленных им обстоятельств, для чего судебная коллегия не находит оснований.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 октября 2018 года и дополнительное решение от 13 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Е.СОСНИН
Судьи
О.В.КЛЮКИНА
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ