Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.10.2015 по делу N 33-14424/2015
Требование: О признании решения о представлении документов незаконным.
Обстоятельства: Истец полагает, что факт полной утраты трудоспособности, установленный решением суда, повторному доказыванию не подлежит.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.10.2015 по делу N 33-14424/2015
Требование: О признании решения о представлении документов незаконным.
Обстоятельства: Истец полагает, что факт полной утраты трудоспособности, установленный решением суда, повторному доказыванию не подлежит.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. по делу N 33-14424/2015
Судья: Ерулаева Р.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Моисеевой Н.Н. и Сахиповой Г.А.
при секретаре судебного заседания Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Главного Управления МЧС России по Республике Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 08 июля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования М.О.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Главного управления МЧС России по РТ N 3452-10-19 от 02.04.2015 о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей.
Обязать Главное управление МЧС России по РТ возобновить М.О.В. выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей с марта 2015 года.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
М.О.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по РТ о признании решения о предоставлении документов незаконным. В обоснование иска указано, что ему на основании решения Зеленодольского городского суда РТ от 21 января 2005 года, приказа начальника Главного управления- министра МЧС России по РТ N 124/65 л/с от 11 июля 2008 года, начиная с 26 мая 2003 года в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей выплачивалась соответствующая ежемесячная компенсация. Решением начальника Главного управления МЧС России по РТ N 2644-10-19 от 18.03.2014 и N 3452-10-19 от 02.04.2015 выплаты не производятся в связи с тем, что истцом не представлен документ с указанием процента утраты трудоспособности, необходимость в предоставлении которого установлена положениями пункта 29 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом МЧС России N 280 от 23.04.2013. Истец не согласен с указанными решениями, так как приказ начальника главного управления N 124/65 л/с от 11.07.2008 о выплате ежемесячной компенсации не отменен и не признан незаконным. Полагает, что поскольку приказ МЧС России N 280 от 23.04.2013 вступил в законную силу с 29.07.2013 г., поэтому его положения распространяются на ту категорию лиц, которые обратились с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей после введения его в действие. Истец такое заявление не писал, соответствующие выплаты в период действия этого приказа МЧС России ему не производились. Более того, приказом МЧС России N 612 от 06.11.2014 в указанные Правила внесены изменения, исключающие требование о предоставлении документа об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах. Истец полагает, что факт полной утраты трудоспособности, установленный решением Зеленодольского городского суда РТ от 21.01.2005, повторному доказыванию не подлежит.
В суде первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным решение от 02.04.2015 N 3452-10-19 начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан о прекращении с марта 2015 года выплат ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей, признать за ним право на выплату ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей, обязать Главное управление МЧС России по Республике Татарстан возобновить - выплату ежемесячной денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей с марта 2015 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом исковые требования истца удовлетворены частично в приведенной выше формулировке.
Не согласившись с решением суда, Главное управление МЧС России по Республике Татарстан обжаловало его в суд апелляционной инстанции по мотиву его незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указано, 23.04.2013 года приняты новые Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы или членам их семей, согласно которым для выплаты ежемесячной денежной компенсации необходимо предоставить заявление, к которому должны быть приложены: выписка из акта освидетельствования МСЭК, документы об установлении стойкой утраты трудоспособности.
В суд апелляционной инстанции истец и представитель ответчика не явились, извещены надлежащим образом.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Проверив обжалуемое решение на предмет законности, судебная коллегия находит апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Татарстан подлежащей удовлетворению, а состоявшееся по делу судебное постановление отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Развитие правового регулирования социальной защиты сотрудников правоохранительных органов связано с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в действие с 1 января 2013 г. Объектом регулирования данного Закона выступают отношения социальной защиты сотрудников, проходящих службу, в том числе, в учреждениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.
Мерами социальной защиты в отношении указанных лиц являются, в том числе выплата ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности (часть 5 статьи 12 Закона).
В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 23.04.2013 N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России или членам их семей в целях возмещения вреда.
В соответствии с пунктом 2 Правил сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности (далее - ежемесячная денежная компенсация сотруднику).
В силу абзаца "а" пункта 29 Правил (в редакции приказа МЧС России от 06.11.2014 N 612) для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации сотруднику на рассмотрение комиссии представляются следующие документы: письменное заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в ФПС ГПС, о выплате ежемесячной денежной компенсации на имя руководителя органа, учреждения, в котором гражданин Российской Федерации проходил службу, с приложением копии выписки из акта освидетельствования МСЭК, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности, группы инвалидности и их причине.
Из материалов дела следует, что решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 21 января 2005 года постановлено взыскать с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в пользу М.О.В. ежемесячно по 8410 руб. 51 коп. с 01 февраля 2005 года по 30 июня 2005 года.
На основании вышеуказанного решения суда Приказом Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан N 124/65 от 11 июля 2008 года М.О.В. установлена ежемесячная выплата с последующей индексацией в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей, в связи с бессрочным установлением второй группы инвалидности вследствие военной травмы.
Из материалов дела также видно, что письмом начальника главного управления МЧС России по Республике Татарстан N 2644-10-19 от 18.03.2014 г. М.О.В. было предложено для проведения перерасчета ежемесячной денежной компенсации в соответствии с пунктом 29 приказа МЧС России от 23.04.2013 N 280 предоставить документы: а) копию выписки из акта освидетельствования МСЭК, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности, группы инвалидности и их причине; б) справку соответствующего пенсионного органа (подразделения) о дате назначения пенсии, ее виде и размере (за 2013, 2014, 2015 гг.).
Решением начальника главного управления МЧС России по Республике Татарстан N 3452-10-19 от 02 апреля 2015 года выплата ежемесячной денежной компенсации с марта 2015 года приостановлена в связи с непредставлением М.О.В. документов об установлении стойкой утраты трудоспособности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования М.О.В., признал вышеуказанное решение начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан незаконным.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может исходя из следующего.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2013 года выплата ежемесячной денежной компенсации федеральным законодателем предусмотрена только для случаев, когда причиненные сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечье или иное повреждение здоровья исключают возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекли стойкую утрату трудоспособности.
Во исполнение требований части 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 672 утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила определения стойкой утраты трудоспособности).
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы выносит заключение об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника с указанием наименования увечья или иного повреждения здоровья по перечню согласно приложению N 1 либо об отказе в установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника (пункт 7 Правил определения стойкой утраты трудоспособности).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ закреплено, что правила выплаты ежемесячной денежной компенсации определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Исходя из требований части 10 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ и в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС России в пределах своей компетенции издан приказ от 23 апреля 2013 г. N 280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей".
В силу пункта 2 этого приказа выплаты ежемесячной денежной компенсации производятся с 1 января 2013 г.
В соответствии с пунктами 2 и 21 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ее выплата производится финансовой службой органа, учреждения в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности.
Как следует из материалов дела, М.О.В. получал ежемесячную денежную компенсацию, выплачиваемую в целях возмещения вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей, назначенную им с учетом статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) на основании части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), которой предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в ней основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Действие приведенной нормы Закона "О милиции" распространялось на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании статьи 39 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности".
Выплата ежемесячной денежной компенсации была установлена Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 805.
Согласно пунктам 22 - 24 Инструкции размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который соответствующей медико-социальной экспертной комиссией установлена инвалидность, в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.
Федеральный закон N 69-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 г., и Федеральный закон N 283-ФЗ, которым с этой же даты введено новое правовое регулирование денежного довольствия сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, не предусматривают возможность индексации ранее установленных сотруднику выплат в возмещение вреда здоровью и изменение их размера с 1 января 2013 г. до обращения сотрудника с заявлением в уполномоченный орган о перерасчете такой выплаты. При этом реализация сотрудником права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации согласно пунктам 23 и 29 Правил предполагает заявительный порядок.
Таким образом, из анализа приведенных выше положений следует, что для индексации ранее установленных М.О.В. выплат в возмещение вреда, ему необходимо в соответствии с пунктом 29 Правил предоставить ответчику документы об установлении стойкой утраты трудоспособности. В связи с чем доводы М.О.В. о незаконном возложении на него обязанности по дополнительному подтверждению стойкой утраты трудоспособности следует признать несостоятельными.
При этом следует отметить, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2014 N ГКПИ14-381 был признан частично недействующим подпункт "а" пункта 29 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. Приказом МЧС России от 23.04.2013 N 28", которым устанавливалась необходимость представления сотрудником МЧС России документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, как основание для реализации права на получение возмещения вреда здоровью.
В связи с чем в редакции приказа МЧС России от 06.11.2014 г. N 612 подпункт "а" пункта 29 Правил устанавливает необходимость предоставления заявления с приложением копии выписки из акта освидетельствования МСЭК, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности, группы инвалидности и их причине.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2015 года установлено, что предписание подпункта "а" пункта 29 Правил, согласно которому для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации сотруднику в связи с новым правовым регулированием на рассмотрение комиссии представляется кроме документов об установлении группы инвалидности и их причине, документ об установлении стойкой утраты трудоспособности, соответствует требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Ссылки истца на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 21.01.2005 года судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку из текста мотивировочной и резолютивной части решения суда не следует, что на ответчика возложена обязанность по бессрочной выплате истцу ежемесячной компенсации с последующей индексацией.
Учитывая, что ответчиком в отзыве на исковое заявление и в апелляционной жалобе право М.О.В. на выплату денежной компенсации не оспаривается, то оснований для удовлетворения иска в указанной части не имеется. При этом, как указано выше, реализация сотрудником права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации согласно пунктам 23 и 29 Правил предполагает заявительный порядок.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения исковых требований М.О.А. не имеется.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неприменении закона подлежащего применению и неправильном истолковании закона, что в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных М.О.В. исковых требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 08 июля 2015 года по данному делу отменить и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований М.О.В. к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан о признании незаконным решения N 3452-10-19 от 02.04.2015, признании права на выплату денежной компенсации в связи с повреждением здоровья при выполнении служебных обязанностей, о возложении обязанности возобновить выплаты ежемесячной денежной компенсации - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.